p align="left">Таковы основные особенности Устава о банкротах 1800 г. Дальнейшее изменение конкурсного законодательства было не слишком обширным. Н.А. Тур отмечает, что эти изменения не были значительными Тур Н.А. Пересмотр постановлений о несостоятельности. СПб., 1896. С. 4.. Можно отметить следующие значительные акты: - 1832 г. - Устав "о торговой несостоятельности", по сути, этот Устав заменил первую часть Устава о банкротах 1800 г., которая регулировала случаи несостоятельности "купцов и иного звания торговых людей". - 1836 г. - Положение об учреждении администрации по делам о торговой несостоятельности; - 1839 г. - Постановление о наблюдении за делопроизводством в конкурсах и о перемещении конкурсов из внутренних городов Империи в столицы и портовые города; - 1846 г. - Правила о взаимной ответственности супругов при несостоятельности одного из них к платежу долгов; Постановление о применении Устава о торговой несостоятельности ко всем лицам, производящим торговлю (до этого момента к дворянам независимо от рода их деятельности применялись положения о неторговой несостоятельности); - 1857 г. - Постановление о составе конкурса и о субсидиарном применении норм о торговой несостоятельности к неторговой; - 1858 г. - Закон, в соответствии с которым к требованиям четвертого разряда отнесены долги по документам, писанным вопреки правилам о гербовом сборе; - 1859 г. - Закон, который определил срок предъявления кредиторами третьего разряда требований в суд - 3 месяца со дня объявления определения о признании должника несостоятельным; - 1868 г. - Правила о порядке производства дел о несостоятельности как торговой, так и неторговой в новых судебных установлениях (окружные суды рассматривали дела о неторговой несостоятельности, а также дела о несостоятельности торговой, если в данной местности не было коммерческого суда). По общему правилу, дела о торговой несостоятельности рассматривали суды коммерческие. Г.Ф. Шершеневич считал недостатком Правил установление такой сложной и пестрой системы Шершеневич Г.Ф. Цит. соч. С. 145.. С этим мнением соглашался А.А. Маттель, называя Правила производства дел о несостоятельности "в сущности не правилами, а набором различных изменений, дополнений, особенностей и исключений из правил" Маттель А.А. Правила о производстве дел о несостоятельности//Журнал гражданского и уголовного права. 1884. Кн. 8. С. 10.; - 1884 г. - Закон о порядке ликвидации дел частных и общественных установлений краткосрочного кредита. Итак, первый этап развития российского конкурсного права - этап дореволюционный - продолжался до 1917 г., когда прекратили действие все дореволюционные правовые акты. Следующий - весьма непродолжительный по времени этап - можно назвать советским. Конкурсные отношения стали возможными после введения в 1921 г. новой экономической политики, когда возник свободный товарный оборот и, следовательно, случаи неплатежа долгов стали распространенным явлением. Возникла необходимость в правовом регулировании указанных явлений. ГК РСФСР включал в себя положения о несостоятельности, но только упоминая о них. Таким образом, упоминание о возможности банкротства было, а самого понятия и механизма признания должников банкротами не существовало. В таких условиях вполне естественной выглядит ситуация, когда судебные органы, сталкивались со случаями несостоятельности, применяли дореволюционные законодательные акты Клейнман А.Ф. О несостоятельности частных лиц по советскому процессуальному праву. Иркутск, 1929.. Поскольку вопрос о порядке рассмотрения дел о банкротстве был весьма актуальным, 28 ноября 1927 г. декретом ВЦИК и СНК РСФСР Гражданский процессуальный кодекс был дополнен 37-й главой "О несостоятельности частных лиц, физических и юридических". В соответствии с нормами гл. 37 ГПК дела о несостоятельности рассматривались в исковом порядке; критерием банкротства была неоплатность; срок для рассмотрения судами дел этой категории не должен был превышать 1 год. Однако следует заметить, что все нормы содержали более или менее ярко выраженную тенденцию к уменьшению срока конкурсного производства, иногда и за счет его качества (так, в случаях нехватки времени разрешалось не проводить анализ баланса должника) Букреев В.В. В кн.: Антикризисное управление/Под ред. В.И. Кошкина. М.: Инфра-М., 1999. С. 308.. Нормы советского конкурсного права и процесса предоставляли определенные преимущества государственным предприятиям и учреждениям по сравнению с частными; это положение обосновывалось учеными. Так, председатель Высшей Арбитражной Комиссии П. Лебедев писал, что подход к государственным предприятиям ни в какой мере не может быть аналогичен подходу к частным предприятиям; ликвидировать государственное предприятие на том основании, что неоплатная задолженность достигла какой-то суммы, нецелесообразноЛебедев П. О ликвидации государственных предприятий вследствие их неплатежеспособности//ЕСЮ. 1924. N 49.. Наиболее ярко выраженной особенностью советского конкурса был отказ от начал диспозитивности при назначении должностных лиц конкурсного процесса. Кредиторы были совершенно устранены от участия в процессе, в том числе и от выбора управляющих. Все подобные вопросы решались государственными учреждениями, т.е. конкретными чиновниками. Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодательство о банкротстве советского периода защищало не законные интересы кредиторов и должника, а общий хозяйственный результат, что совершенно не свойственно нормальному законодательству о банкротстве. Третий этап развития российского конкурсного права - современный - ведет свое начало с июня 1992 г. Именно тогда (14 июня 1992 г.) появился Указ Президента РФ N 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур". Этот Указ имел весьма ограниченное применение на практике, т.к., во-первых, содержал множество недостатков с точки зрения юридической техники, во-вторых, срок его действия оканчивался принятием Закона о банкротстве (это устанавливалось ст. 30 Указа) Жилинский С.Э. Цит. соч. С. 575; Козлова Е. Стать банкротом просто... или невозможно?//Бизнес-Адвокат. 1999. N 17. С. 7.. Закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" был принят 19 ноября 1992 г Российская газета. N 279. 1992. 30 дек.. Этот Закон был очень актуален, т.к. позволил реально осуществлять банкротство определенных субъектов, и вызвал серьезный интерес у ученых Витрянский В.В. Банкротство: ожидания и реальность//Экономика и жизнь. 1994. N 49; Витрянский В.В. Правовые средства преодоления кризиса неплатежей//Закон. 1995. N 1; Витрянский В.В. Несостоятельность предприятий//Законность. 1993. N 6-7; Витрянский В.В. Когда спорят должники и кредиторы//Закон. 1993. N 7; Витрянский В., Новоселова Л. Постатейный комментарий к Закону "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"//Вестник ВАС РФ. 1993. N 11; Баренбойм П.Д. Закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Критический анализ//Советская юстиция. 1993. N 12; Андреев В. Крах или выход из тупика?//Закон. 1993. N 7; Белых В.С. Концепция банкротства: законодательная модель и реальность//Российский юридический журнал. 1995. N 3; Беляев С.Г. Главный принцип предотвращения банкротства//Закон. 1994. N 4; Беляев С.Г. Банкротство: планы, перспективы, процедуры//ЭКО. 1994. N 8; Беляев С.Г. Все задачи - первоочередные. Проблемы применения Закона "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"//ЭКО. 1994. N 5; Бойко Т.М. Несостоятельность предприятий - оздоровление экономики или болезнь?//ЭКО. 1994. N 8; Вайпан В.А. Ликвидация юридического лица//Право и экономика. 1997. N 6; Весенева Н.А. О некоторых вопросах применения законодательства о несостоятельности арбитражными судами//Экономика и жизнь. 1997. N 37; Весенева Н.А. Комментарий Закона "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"//Хозяйство и право. 1993. N 3; Весенева Н. Реорганизационные процедуры//Закон. 1993. N 7; Власов В.И. Если вам грозят банкротством//ЭКО. 1995. N 11; Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Законодательство о несостоятельности (банкротстве) в действии//Практикум акционирования. 1994. N 2; Курбатов А.Я. Закон РФ о несостоятельности//Хозяйство и право. 1994. N 5.. Безусловно, Закон имел множество недостатков, которые выявились в ходе его пятилетнего применения. Сейчас мы не будем подробно останавливаться на анализе положений этого Закона. Вторым по счёту оказался Закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г.СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222. Этот Закон был, в основном, позитивно встречен учеными. Отмечалось, что новый Закон означал для самого банкрота возможность возобновления бизнеса, а для кредиторов - максимальное удовлетворение требований Горбунцов Ю. Вы банкрот, гражданин!//Российская газета. 1998. 10 марта.; что Закон обеспечит баланс дел и интересов участников конкурсного процесса Титова Е. Банкротство станет выгодным и должникам, и кредиторам//Финансовые известия. 1998. 26 февр., что он "принят с расчетом на десятилетия и призван способствовать стимулированию платежеспособности и оздоровлению нашей экономики" Орлов А.В. Реформа законодательства о банкротстве//Юрист. 1998. N 6. С. 3.. Однако практика показала иначе. В этом законе процедура банкротства была значительно упрощена, теперь банкротом можно было сделать практически любую организацию. Этим активно начали пользоваться недобросовестные конкуренты и другие заинтересованные лица. Они могли начать процедуру банкротства организации по незначительным суммам и довести ее до конца. При этом процедуру банкротства нельзя было остановить, даже если должник готов был погасить свой долг. В результате менялись собственники предприятий - должников, продавалось за бесценок дорогостоящее оборудование и недвижимость, останавливалось производство и т.д. Арбитражный процесс: Учебник / Отв. ред. проф. В.В. Ярков - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003. В настоящее время действует Закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г СЗ РФ. 2002. 28 окт. N 43. Ст. 4190.. На ряду с ним действуют ещё один специальный Закон - "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" СЗ РФ. 1999. 1 марта. N 9. Ст. 1097. от 25 февраля 1999 г., а также множество правовых и нормативных актов. Закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. явился результатом длительной реформы конкурсного права и вызвал серьезный интерес у ученых. Витрянский В.В. Новое в правовом регулировании несостоятельности (банкротства)// Хозяйство и право. 2003. N 1; Пустовалова Е.Ю. Судьба требований кредиторов при банкротстве должника. М.: Статут, 2003; Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. М.: Омега-Л, 2003; Зыкова И.В. Новое в законодательстве о несостоятельности (банкротстве)//Законодательство и экономика. 2009. N 3; Зайцева В.В. Процессуальные особенности банкротства//Законность. 2009. N 3; Свириденко О.М. Новеллы законодательства о банкротстве//ЭЖ-Юрист. 2002. N 47 (251); Коцюба Н. Вопросы антикризисного управления в условиях действия нового закона о банкротстве//Вестник ФСФО. 2002. N 10; и др. Таким образом, анализ истории отношений несостоятельности (банкротства) позволяет выделить три этапа развития: дореволюционный; советский; современный.Можно сказать, что нормы дореволюционного конкурсного права достаточно высоко разработаны для своего времени. Многие проблемы, решенные дореволюционным законодательством о банкротстве, являются актуальными и сейчас, в частности, право определенных субъектов инициировать банкротство, порядок голосования на собраниях кредиторов, механизм введения определенных процедур, особенности ликвидационных мероприятий и др. Советское конкурсное право развивалось в течение непродолжительного времени - периода нэпа - и может быть охарактеризовано как аномальное прежде всего потому, что от участия в отношениях были полностью отстранены кредиторы. Современный этап - возрождение института несостоятельности (банкротства). На сегодняшний день центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)", задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой, предоставление добросовестным предпринимателям возможности улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", а также иные нормативные акты. ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ) КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В соответствии с Законом о банкротстве Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп. от 22 августа, 29, 31 декабря 2004 г., 24 октября 2005 г.) банкротством коммерческой организации признаётся неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Неспособность должника удовлетворить требования кредитора должна быть признана арбитражным судом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|