о история авторского права идет не с 19 века, а гораздо более ранним сроком. Известно, что: В средние века предшественниками авторского права были так называемые «привилегии». Привилегии выдавались монархом лично автору по просьбе последнего. Как правило, привилегии выдавались на художественные литературные произведения, и такая практика была редкой. Многие учёные и люди искусства придерживались той точки зрения, что их произведения являются не актом творения; они являются лишь «проводниками» божественного знания, которое выражают посильным способом. Соответственно, заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно. Новое время · 1710 год. Впервые принят закон, вводящий авторское право. Закон защищает авторов книг, карт и чертежей. Автор произведения обладает правами на своё творение на протяжении 14-ти лет и после истечения этого срока имеет право продлить его ещё на 14 лет. Регистрация производится в судах. В том же году литератор Джон Бэрри из Филадельфии защитил свою книгу «Книга Филадельфийского Произношения». · 1802 год. Авторским правом разрешено защищать любые издания, вышедшие из типографии. · 1831 год. Право на авторское право получают композиторы. Нотные записи их произведений запрещено перепечатывать и продавать без разрешения. Срок действия копирайта продлен до 28 лет с правом пролонгации ещё на 14 лет. · 1841 год. Первый громкий судебный процесс об авторском праве. Суд признал виновным в нарушении архивиста, который опубликовал письма первого президента США Джорджа Вашингтона в своём журнале. · 1853 год. Известная писательница Гарриет Бичер-Стоу обратилась в суд с иском против издателя, который самовольно перевел её книгу «Хижина дяди Тома» на немецкий язык и начал продавать книгу в США среди немецких иммигрантов. Суд оправдал издателя, постановив, что перевод -- это не просто копирование. · 1856 год. Авторским правом разрешено защищать драматические произведения. · 1865 год. Авторское право распространяется на фотографии. · 1870 год. Все работы по регистрации авторских прав принимает на себя Библиотека Конгресса США. Копирайт распространён на художников и скульпторов. Отдельно отмечено, что право не запрещает переводить литературное произведение на иностранный язык или создавать сценические инсценировки на его основе. · 1886 год. Подписано первое полномасштабное международное соглашение о защите авторских прав -- Бернская Конвенция. Целью конвенции было обеспечить взаимное признание авторских прав различными государствами и установление международных норм для их защиты. Европейские страны договорились создать единую процедуру регистрации авторских прав, а не регистрировать копирайт в каждом отдельном государстве. Бернская Конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. К примеру, в 1908 году было принято решение установить срок действия права в срок жизни автора плюс 50 лет. США присоединились к Бернской Конвенции только век спустя -- в 1988 году. · 1891 год. США заключили первое соглашение о международной защите авторских прав. Принятие этого закона инициировали американские писатели. Так как США не присоединились к Бернской Конвенции, «пираты» начали активно издавать в США книги европейских писателей по очень низкой цене. Продукция американских писателей по этой же причине стала продаваться плохо. · 1897 год. Музыкальные произведения запрещено исполнять без разрешения автора. XX век · 1909 год. Принято правило, согласно которому авторские права приобретаются после первой публикации (обнародования) произведения. Срок действия права увеличен -- разрешено продлевать на 28 лет. · 1912 год. Авторским правом разрешено защищать кинофильмы. Ранее они считались отраслью фотографии. Права на фильм принадлежат режиссёру, сценаристу и композитору. · 1952 год. В Женеве подписана "Всемирная" конвенция о защите авторских прав. · 1953 год. Авторским правом разрешено защищать абсолютно все литературные произведения. · 1971 год. В Париже произошел последний пересмотр Бернской конвенции о защите авторских прав. · 1978 год. Срок действия копирайта вновь продлён. Теперь он действует до смерти автора и остаётся в силе ещё 50 лет. · 1980 год. Копирайтом разрешено защищать компьютерные программы. · 1982 год. В законодательство США вносятся дополнения, которые позволяют приговорить нарушителей закона об авторских правах к крупным штрафам и тюремному заключению. · 1983 год. Знаковый судебный процесс. Британская энциклопедия подала в суд на органы школьного образования США, обвинив их том, что они изготавливают для школ учебные телепередачи, в которых активно используют информацию энциклопедии. Эти передачи транслируются по многим школам, кроме того, доступ к записям имеют все желающие школьники и их родители. Суд встал на сторону Британской Энциклопедии, посчитав, что педагоги нарушили закон об авторских правах. · 1987 год. Известный писатель Джером Сэлинджер подал в суд на писателя Йена Хэмилтона, который подготовил его литературную биографию. Сэлинджер обвинил Хэмилтона в незаконном использовании писем, полученных Хэмилтоном от адресатов Сэлинджера. Суд запретил публикацию биографии. · 1990 год. Копирайтом разрешено защищать архитектурные проекты, компьютерную графику, художественные инсталляции и пеРБормансы. · 1991 год. Объектом судебного спора стали телефонные книги. Одна компания-издатель подала в суд на другую, обвинив её в том, что она напечатала аналогичную информацию. Суд постановил, что адреса и телефоны жителей того или иного города не могут защищаться копирайтом, потому что являются «коллекцией фактов», которую каждый вправе собирать и публиковать. · 1992 год. Запрещено переписывать и воспроизводить музыкальные записи без разрешения владельцев прав на них. Частная звукозапись разрешена исключительно для домашнего пользования. · 1993 год. Первый процесс о нарушении прав копирайта в Интернете. Журнал Playboy засудил владельца интернет-сайта, который вывесил на нём отсканированные фотографии девушек из журнала. · 1994 год. Запрещена нелегальная запись выступлений музыкантов и перезапись видеоклипов. В том же году известный музыкант Рой Орбисон подал в суд на группу 2 Live Crew, которая спародировала один из его хитов. Суд встал на сторону 2 Live Crew. · 1995 год. Прецедентный судебный процесс о нарушении авторских прав в Интернете. Один из пользователей сервера вывесил на нём материалы, защищённые копирайтом. Владелец авторских прав подал в суд на владельца сервера. Суд оправдал ответчика. · 1996 год. В Женеве представители 160-ти стран мира подписали документы о создании Всемирной Организации по Защите Интеллектуальной Собственности (World Intellectual Property Organization, WIPO). · 1998 год. Срок действия авторских прав продлен. Он действует до смерти автора и плюс 70 лет после этого. · Новый закон ограничил возможности использования компьютеров для копирования и воспроизводства произведений, защищаемых авторским правом. Копирайтом разрешено защищать форму корпуса судна. XXI век 2001 год. Журналист, внештатный сотрудник газеты Нью-Йорк Таймс, выиграл процесс против этого издания. Причиной иска стало то, что издательство выложило ряд его материалов в базу данных, предлагаемую для коммерческого использования Глава 2. Республика Беларусь в системе международной охраны авторского права Говорят, что культура не знает границ. Не знают границ и составляющие ее произведения. Однако границы существуют в отношении авторского права на эти произведения. Авторское право Республики Беларусь является частью ее гражданского законодательства и изначально имеет ограниченную сферу применения - ограниченную по кругу лиц, за которыми оно признает авторское право, и по территории, находящейся под суверенитетом нашего государства, на которой это признаваемое авторское право действует. В соответствии со ст.4 Закона Республики Беларусь " Об авторском праве и смежных правах" от 16 мая 1996 г. авторское право признается за гражданами вне зависимости от того, где были опубликованы либо находятся их неопубликованные произведения; за иными лицами, чьи произведения были обнародованы, именно в Беларуси или находятся на территории нашей республики в необнародованном виде. При этом п.2 ст.4 Закона содержит норму, согласно которой произведение считается опубликованным в Республике Беларусь и за его создателем, в том числе иностранцем, признается в Беларуси авторское право, если это произведение было опубликовано в нашей республике в течение 30 дней с момента первого опубликования за рубежом. За всеми остальными лицами авторское право по белорусскому законодательству признается только в том случае, если это предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Во многом аналогичен подход законодательства большинства стран мира -- авторское право признается за гражданами данного государства, иногда к ним приравниваются лица, впервые опубликовавшие свои произведения в этом государстве. Поэтому, учитывая тот факт, что использование произведения и ранее не ограничивалось национальными рамками, начиная с первой половины прошлого столетия, среди заключаемых между государствами международных договоров стали появляться договора и соглашения о взаимном признании и охране авторских прав. Особенно актуальным вопрос о международной охране авторских прав стал в наши дни, когда есть все основания говорить уже не о взаимопроникновении культур различных государств, а о возникновении интернациональной, или точнее было бы сказать, наднациональной культуры. Объекты авторского права получают все большее значение в международном торговом обороте -- кино-, видео-, музыкальная продукция, программное обеспечение для ЭВМ, базы данных и т.п. занимают место среди основных статей экспорта развитых стран. Однако система двусторонних соглашений не может обеспечить эффективную охрану авторских прав. Необходимы многосторонние и по возможности универсальные международные договора, которые разрешая противоречия между национальными законодательствами, обеспечивали бы минимальные стандарты охраны авторского права и тем самым создавали бы условия для распространения объектов авторского права, не наносящего ущерба экономическим интересам правообладателей. Существующая в настоящий момент система международной охраны авторского права представляет собой сложный механизм, в основе которого лежат прежде всего два многосторонних соглашения -- Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. в ее многочисленных редакциях и Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г., измененная в 1971 г. Определенную роль в свое время играли региональные конвенции -- ряд межамериканских и Арабская конвенция об авторском праве 1981 г. Однако, в силу их регионального, а применительно к Арабской конвенции, участником которой могут быть только государства -- члены Лиги арабских стран, закрытый характер, они постепенно утрачивают свою актуальность. В последнее время все большее значение получает еще одно международное соглашение, затрагивающее, среди прочего, вопросы охраны авторского права. Речь идет о принятом в 1994 г. по результатам Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ Соглашении о создании Всемирной торговой организации, и в частности, о Приложении 1С к этому Соглашению. Приложение 1С, которое называется Соглашением по торговым аспектам права интеллектуальной собственности (в русской транскрипции -- Соглашение ТРИПС), содержит обязательство каждого государства, вступающего во Всемирную торговую организацию, в области охраны авторских прав применять в отношениях с другими государствами-членами ВТО положения Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, касающиеся материальных норм права . При этом участие государства в самой Бернской конвенции не является обязательным Республика Беларусь участвовала только в одном международном соглашении по вопросам охраны авторского права, а именно во Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 г . 75 Беларусь не присоединялась к этому соглашению, а Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 1993 г. № 370 объявила о своем правопреемстве в отношении обязательств Советского Союза по данной конвенции. Это означает, что Всемирная конвенция для Беларуси действует с даты ее ратификации Верховным Советом СССР -- 27 мая 1973 г. Суть Всемирной конвенции в редакции 1952 г. состоит в обязательстве любого участвующего в ней государства предоставлять национальный режим охраны произведениям (как выпущенным так и не выпущенным в свет) авторов, являющихся гражданами других участвующих в конвенции государств, а также иным лицам, впервые выпустившим свое произведение в свет в одном из государств -- участников конвенции. При этом субъектами конвенции являются не только авторы, но и иные обладатели авторских прав. Круг видов произведений определен в достаточно общем виде -- охрана должна распространяться на литературные, научные и художественные произведения, как то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры. При решении вопроса о предоставлении охраны авторам, не являющимся гражданами участвующих в конвенции государств, применяется критерий "выпуска произведения в свет", под которым понимается воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|