|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Авторское право как институт правовой защиты прикладного программно-математического обеспечения ЭВМ
|
|
|
Авторское право как институт правовой защиты прикладного программно-математического обеспечения ЭВМ
Авторское право как институт правовой защиты прикладного программно-математического обеспечения ЭВМ 1. Программно-математическое и информационное обеспечение ЭВМ как специфические объекты авторского права. Историческая справкаПроблема "компьютерного права" возникла в середине ХХ века как следствие возникновения и использования в различных сферах общественной и частной жизни средств вычислительной техники и иных, связанных с ними технических средств. Отношения, формировавшиеся в процессе создания и использования новых информационных технологий, требовали адекватного правового регулирования.Соответствующее законодательство промышленно развитых стран за последние десятилетия развивалось и развивается достаточно быстро, что обусловлено динамикой развития технических средств, и как следствие, стремительным расширением сферы их применения, позволяющем говорить о возникновении нового социального феномена - общества, глобально зависящего от электронных информационных систем. Следует отметить, что "компьютерное" законодательство в определенной степени "не поспевает", и это объясняется, с одной стороны, революционными темпами развития информационных технологий, с другой стороны, естественным консерватизмом законодателей, их стремлением создавать новые правовые механизмы лишь после накопления некого минимального объема правоотношений, требующих урегулирования.Новизна и динамизм общественных отношений, порожденных научно-технической революцией в сфере информационных технологий, осложняет теоретическое осмысление соответствующих правовых аспектов. Развитие правовых институтов компьютерного права - результат дискуссий и компромиссов между учеными и практиками, сторонниками различных точек зрения на данную проблему. Дискуссия полностью не завершена и к настоящему моменту, и это оказывает свое влияние на развитие законодательства.Одним из основных аспектов дискуссии является вопрос правовой природы компьютерных программ и баз данных как объектов права. В отечественной и зарубежной литературе могут быть выделены три основных точки зрения на возможности правовой защиты программных средств как специфического объекта интеллектуальной собственности:используя правовые институты авторского права,патентная защита,создание специальных правовых институтов защиты.Законодательство России, вслед за законодательством большинства промышленно развитых стран, предусматривает использование в качестве основного правового института защиты компьютерных программ и баз данных правовые институты авторского права.Впервые в мире программа для ЭВМ в качестве объекта правовой охраны была зарегистрирована в ноябре 1961 года в США (Регистр США по авторскому праву циркуляр 61). Ведомство по охране авторских прав США начало осуществлять регистрацию компьютерных программ в мае 1964 года. В 1966 году специальная Президентская комиссия США сделала вывод о непатентоспособности компьютерных программ. Тем не менее многие классы программного обеспечения в последствии в США были признаны патентноспособными (при определенных условиях). Отклонение Конгрессом в 1967 законопроекта президентской спецкомиссии продемонстрировало неоднозначность подходов американских законодателей к проблеме правовой охраны программного обеспечения ЭВМ. Соответствующую поправку к закону об авторском праве в США удалось принять только лишь в 1980 году.В 1971 году проблематика защиты компьютерных программ впервые приобрела межгосударственный характер - консультационной группой Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) были рассмотрены вопросы целесообразности и возможности такой защиты. В середине семидесятых данная проблема параллельно рассматривалась двумя авторитетными международными организациями - ВОИС и Международной ассоциацией промышленной собственности (АИППИ).В 1975 году Конгресс АИППИ в Сан-Франциско принял решение рекомендовать использовать для охраны программного продукта возможности национального законодательства стран участниц, прежде всего в форме авторского права. Подразумевалось, что такое положение должно сохраниться вплоть до выработки специальных международных норм защиты интеллектуальной собственности в сфере программно-математического и информационного обеспечения ЭВМ.Следующим знаменательным событием было принятие ВОИС в 1978 году Типовых положений по охране программного обеспечения вычислительных машин, состоящих из десяти разделов, суммирующих позитивный опыт постановки и решения проблем в сфере правовой охраны программного обеспечения, накопленный к данному моменту в различных странах. В качестве основных вопросов, рассматриваемых в Положениях, следует упомянуть определение следующих понятий:-основные термины;-основные права на программное обеспечение;-условия возникновения прав;-сроки действия прав;-условия, размер и порядок компенсаций.В качестве следующего шага предполагалось подготовка и заключение соответствующего многостороннего международного договора об охране программного обеспечения. Однако, жизнь внесла свои коррективы - данное намерение так и не было реализовано. Причиной послужило принятие поправок к национальному законодательству об авторских правах, осуществленное в большинстве промышленно развитых стран в начале 80-х годов. Данные поправки модернизировали действующее законодательство, сделав его относительно приемлемым на текущий момент для адекватной правовой охраны программных разработок. В результате вопрос разработки специального международного законодательства потерял актуальность и был снят с повестки дня международных организаций. Охрана прав авторов программ обеспечивается в соответствии с нормами Всемирной (Женевской) и Бернской конвенций. Тем не менее, роль Положений не следует неоправданно занижать, так как они имели определенное методическое значение при модернизации национальных законодательств, в частности, при определении терминов и понятий.Разработка международных многосторонних договоров в сфере охраны программного обеспечения значительно осложняется наличием проблемы согласования интересов государств, обладающих различной степенью научно-технического развития. В данном случае может оказаться весьма продуктивным декомпозиционный прием - разработка соответствующих региональных соглашений, объединяющих государства, близкие не только территориально и культурно, но и имеющие сопоставимые уровни развития. Яркий пример - позитивные результаты, достигнутые странами-участниками Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС).Первый «прорыв» в данной области - глава 5 отчета Комиссии ЕЭС по авторско-правовой охране (“Green Paper on Copyright”), представленного в 1988 году. Указанная глава была посвящена вопросам авторско-правовой охраны ЭВМ и явилась результатом анализа правовой охраны этих объектов на национальном уровне. Основным итогом данной работы был проект соответствующей директивы, принятой впоследствии Советом ЕЭС - директива Совета 91.250.ЕЭС от 14 мая 1991 года. Директива устанавливала минимальный перечень норм, которые должны быть отражены в национальном законодательстве стран - участниц в срок до начала 1993 года.Той же Комиссией ЕЭС подготовлен проект директивы о правовой охране баз данных, принятый Советом ЕЭС в 1996 году. В большинстве Европейских стран, как и в США, и в ряде других развитых стран, электронные базы данных рассматриваются как сборники - аналогично энциклопедиям, каталогам и т.п. Тем не менее, в некоторых государствах национальное законодательство по авторско-правовой охране выделяет базы данных на электронных носителях в качестве специальных объектов охраны (характерный пример - Япония).Современная международно-правовая система охраны авторских прав на программные средства более подробно будет рассмотрена в главе 3 настоящей работы.В СССР проблема правовой охраны программного продукта впервые начала серьезно обсуждаться в начале 70-х годов. Однако, в силу ряда факторов, в том числе в силу социально-экономической специфики нашего общества в указанный период, рассмотрение соответствующих вопросов первоначально не получило широкого внимания, ограничивалось узким кругом специалистов - сотрудников научно-исследовательских организаций. «Видимые» результаты этого периода свелись, в основном, к публикации материалов в рамках трудов национальной группы АИППИ.Первым значительным актом нормотворчества на территории нашей страны в рассматриваемой сфере правового регулирования следует рассматривать постановление Государственного комитета по Науке и Технике (ГКНТ) № 581 от 10 декабря 1979 года «О повышении эффективности функционирования и использования ГосФАП». Данное постановление предписывало создание Государственного фонда алгоритмов и программ как единой системы, объединяющей многочисленные отраслевые и территориальные фонды, которые были в свое время учреждены постановлениями ГКНТ (№28 от 1966, № 443 от 1969, № 258 от 1975).В соответствии с постановлением № 581, разработчики программного продукта были обязаны в течении трех месяцев после завершения разработки провести ее испытание и сдать в системуГосФАП программные средства, сопровожденные текстовой и эксплутационной документацией, а также обеспечивать дальнейшее сопровождение и обновление. Фонд имел право тиражировать программные средства по запросам любых пользователей за символическую плату, сопоставимую с затратами на тиражирование. Никакое дополнительное вознаграждение авторам при таком тиражировании не предусматривалось, так как считалось, что их трудозатраты полностью компенсировались заработной платой, полученной по месту работы в период создания разработки. При такой постановке вопроса, когда в результате внедрения разработки ее авторы и их руководители имели только дополнительные обязанности, было трудно ожидать серьезной материальной заинтересованности в продвижении программного продукта, как лично от авторов, так и от организаций-разработчиков.В качестве попытки исправить ситуацию следует рассматривать принятое в феврале 1984 года постановление ГКНТ № 41, согласованное с рядом заинтересованных министерств и ведомств. В силу данного постановления программы для ЭВМ могли быть приравнены к объектам новой техники, и следовательно, по действующему на тот момент законодательству, авторы разработок могли получать премию в размере до шести должностных окладов в год. С теоретической точки зрения постановление № 41 рассматривало программное обеспечение не как объект авторского права, а как продукцию производственно-технического назначения. Такая замена понятий была лексически отражена введением в правовую лексику нового термина «программный продукт», впервые официально употребленного в данном постановлении и включенного впоследствии в соответствующий ГОСТ 28806-90. Данный термин используется до сих пор, однако, в настоящее время в связи с изменениями в законодательстве он утратил первоначальный смысл.Существенным толчком к развитию нормативной базы охраны программных средств следует считать создание в 1987 году Государственного Комитета СССР по вычислительной технике и информатике (ГКВТИ). Одним из результатов деятельности ГКВТИ является подготовка и принятие Советом Министров СССР в апреле 1988 года постановления № 511 «Об улучшении работ в области программного обеспечения вычислительной техники и информатики». В соответствии с этим постановлением в течение 1988 года в СССР было разработано более двух десятков нормативных документов, в том числе «Положение об учете и охране авторских прав разработчиков программных средств вычислительной техники и информатики». Такой «мощный» пакет нормативных актов, в общем, сыграл позитивную роль в развитии правовой охраны программных продуктов в нашей стране, но в тоже время обладал рядом недостатков. В частности, в указанных актах, программные средства рассматриваются одновременно как объекты авторского права и вещного права.В 1989-90 годах силами СНПО «Алгоритм» при ГКВТИ была предпринята попытка преодолеть вышеуказанные недостатки и разработать новое положение о правовой охране программ для ЭВМ как объектов авторского права. Разработанный проект не успел пройти рассмотрение в Совете Министров СССР в связи с распадом СССР в 1991 году.Подводя черту под почти 25 летней дискуссией советских юристов об основной форме охраны программных средств, отметим, что в конечном счете законодатель склонился к тому, чтобы приравнять программы для ЭВМ к произведениям литературы, науки и искусства. Такое решение было закреплено законодательно в Основах гражданского законодательства в 1991 году, где программы ЭВМ и базы данных отнесены к объектам авторского права, и в Законе СССР «Об изобретениях в СССР» 1991 года, где было установлено, что программы для ЭВМ и алгоритмы не являются изобретениями.Впоследствии данная позиция была воспринята российским законодательством. Впервые в законодательстве новой России программы для ЭВМ и базы данных были упомянуты как объекты интеллектуальной собственности в ст. 2 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 года. Однако в данный закон ограничился декларативным отнесением программных средств к охраняемым объектам.Правовая охрана основных программных средств впервые в полном объеме введена в Российской Федерации Законом «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» 20 октября 1992 года.. Принятие данного закона было предусмотрено Российско-Американским (Советско-Американским) торговым соглашением, подписанным в июне 1990 года и ратифицированным в июне 1992 года. Данный закон, также как и принятый в 1993 году Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» разработаны с учетом основных положений вышеупомянутой директивы ЕЭС 1991 года и окончательно фиксируют в Российском законодательстве принадлежность программ ЭВМ и баз данных к объектам, охраняемым авторским правом.
Страницы: 1, 2, 3
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|