реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Авторское право

реферат
ередко неправомерные действия затрагивают охраняемые законом права и интересы третьих лиц, и те могут инициировать расторжение авторского договора так же, как и любая из сторон договора. Существует широко распространенное заблуждение о том, что пользователь произведения, не заинтересованный в расторжении договора ввиду понесенных им затрат на подготовительные работы, якобы не несет ответственности перед третьими лицами, в отличие от другой стороны, недобросовестно выполнившей свои обязанности по договору. Но по действующему законодательству ответственность в этом случае возлагается и на недобросовестного автора, и на пользователя произведения. Субъект, совершивший неправомерные действия, несет перед потерпевшим ответственность в основном за нарушение личных неимущественных прав, а имущественная ответственность перед потерпевшим возлагается на пользователя произведения, который должен возместить потерпевшему все имущественные потери, размер которых может быть больше или меньше авторского вознаграждения, выплаченного автору-нарушителю. В условиях невозможности взыскания пользователем со своего недобросовестного автора полученные последним суммы немедленное расторжение договора с ним, если на этом настаивают лица, потерпевшие от его неправомерных действий, может оказаться морально и экономически оправданным.

Одной из обязанностей автора по договору является учет замечаний заказчика в отношении представленного произведения, высказанных в пределах условий договора. Эти замечания делаются в письменной форме в течение срока, установленного для рассмотрения произведения, и не могут предъявляться более оговоренного в договоре числа раз. При этом сторонами должен быть согласован точный срок устранения отмеченных недостатков. Но если все эти условия выполнены, а автор отказывается делать в произведении какие-либо изменения или создает только видимость исправлений, к нему применяются предусмотренные договором санкции. Если автор находит, что заказчик в своих требованиях выходит за пределы договора или его замечания неконкретны, противоречивы, ему надо это доказать. Отказ автора от внесения в произведение изменений может быть обоснован также идейными или теоретическими возражениями. В этих случаях заказчик может отклонить произведение как непригодное и отказаться от договора, но не имеет права взыскать с автора убытки или применить иные меры ответственности.

Бывают случаи, когда необходимость внесения в произведение изменений диктуется новой жизненной ситуацией уже после его одобрения. Обычно условия внесения таких исправлений и дополнений оговариваются сторонами дополнительно, так как в большинстве авторских договоров они заранее не определяются. Отказ автора от переработки одобренного произведения дает заказчику право расторгнуть договор. Однако в этом случае за автором сохраняется все выплаченное (причитающееся) вознаграждение, учитывая состоявшееся одобрение произведения.

Еще одним из оснований расторжения авторского договора и применения иных санкций считается нарушение автором обязанности лично создать произведение, определенное договором. Следовательно, передача прав и обязанностей по договору другому лицу, равно как и привлечение соавторов, изменение авторского коллектива и т. д. могут происходить лишь с согласия заказчика и оформляться соответствующим изменением договора. При этом подразумеваются лица, вносящие творческий вклад в создание произведения, а не оказывающие автору техническое содействие, которых он может приглашать без согласия заказчика, если только в договоре не указано обратное. Необходимо заметить, что оправданием автору не может служить его стремление закончить работу к обусловленному сроку, привлечь к созданию произведения более опытного специалиста, высокое качество созданного произведения и т. п. Во всех подобных ситуациях автор должен получить согласие заказчика, которое дается последним по собственному усмотрению.

Нарушение автором обязанности не передавать право на использование произведения третьим лицам в течение всего срока действия договора без предварительного письменного согласия противоположной стороны дает пользователю право расторгнуть договор, взыскать выплаченное автору вознаграждение и применить иные санкции по договору. Но нарушением договора не будет считаться передача автором, связанным издательским договором, права на публичное исполнение произведения или передача произведения (его части) для использования тому, же заказчику.

Вопрос о третьих лицах, заключивших с автором договоры относительно использования одного и того же произведения, четко решен в действующем законодательстве. Приобретатель исключительных авторских прав по авторскому договору вправе потребовать от любых третьих лиц прекращения использования произведения всеми теми способами, на которые он имеет исключительные права.

Помимо вышеописанных нарушений авторских обязанностей по договору существуют и менее значительные нарушения, влекущие для авторов определенные отрицательные последствия. За уклонение от содействия заказчику в подготовке произведения к использованию (чтение корректуры, консультирование режиссера и актеров, участие в обсуждениях произведения и т.д.) конкретным авторским договором могут быть установлены особые санкции. Автор также возмещает убытки заказчика, вызванные необходимостью внесения в подготовленное к использованию произведение исправлений и дополнений. Так, в издательском договоре особо оговаривается разрешенный объем правки корректуры верстки, который в настоящее время устанавливается на уровне 2-3% стоимости всего набора произведения. Правка сверх этого объема, если ее необходимость связана с виной автора, оплачивается за его счет, т.е. возмещается издательством за счет авторского гонорара, но обычно не свыше установленного договором предела. Инструкция о нормах издательской и авторской правки, утвержденная Госкомиздатом СССР 11 июня 1986, г.//Нормативные материалы по издательскому делу: Справочник / Сост. В. А. Маркус. М., 1987. С. 163-169

Очень часто авторским договором предусматривается обязанность пользователя использовать произведение. Нарушением данной обязанности будет считаться факт неиспользования произведения в обусловленный договором срок. Ответственность за указанное нарушение, как правило, применяется в форме выплаты автору всего причитающегося по договору вознаграждения, но возможен и такой вариант, когда автор в этом случае использует свое право: просто откажется от договора и потребует возврата переданных по нему экземпляров произведения. При этом автор может одновременно использовать обе возможности. Но он вправе не настаивать на выплате ему гонорара и ограничиться только расторжением договора. Если автор не расторгает договор, заказчик может использовать произведение без выплаты автору какого-либо дополнительного вознаграждения, кроме ранее согласованного в договоре. Если договор расторгнут, для использования произведения заказчик должен заключить с автором новый договор, предусматривающий выплату нового авторского вознаграждения. Именно так трактует подобную ситуацию судебная практика.

Надо учитывать, что пользователь несет ответственность вне зависимости от причин, которые не позволили ему использовать произведение. В п. 10 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. сказано, что обязанность выплаты автору гонорара наступает как при наличии вины организации, так и в том случае, когда одобренное произведение не было выпущено в свет в установленный договором срок по не зависящим от организации обстоятельствам (изменение профиля организации, плана ее работы и др.), если иное не предусмотрено законодательством. При расторжении по указанным обстоятельствам договора организацией до истечения срока выпуска, одобренного ею произведения в свет право автора на получение полной суммы вознаграждения, возникает с момента расторжения договора. Пользователь (заказчик) освобождается от ответственности за нарушение обязанности по использованию произведения только в том случае, если сумеет доказать, что не мог использовать произведение по обстоятельствам, зависящим от автора. К примеру, в соответствии с договором автор обязан внести в уже одобренное произведение исправления и дополнения, если этого требуют изменившиеся обстоятельства. Отказ автора выполнить данную обязанность является основанием освобождения пользователя (заказчика) от обязанности выплачивать ему оставшуюся часть авторского вознаграждения. Однако в целях защиты прав автора от возможных злоупотреблений со стороны пользователя в данной ситуации законодатель установил определенные ограничения на предъявление автору требований о доработке уже одобренного произведения. Во-первых, использование произведения в одобренном виде должно быть объективно невозможно, так как оно создаст у лиц, для которых предназначено, неправильное представление о предмете произведения, нанесет вред обществу и т. д. Во-вторых, имеются в виду не все зависящие от автора обстоятельства, а лишь те, которые не просто не были известны пользователю в момент одобрения произведения, но и не могли быть ему известны (к таковым можно отнести новые обстоятельства, которые в момент одобрения произведения не существовали, а также те, которые хотя и существовали, но вследствие определенных причин объективно не могли быть известны пользователю). Если пользователь был в состоянии выяснить недостатки произведения перед его одобрением, например, с помощью рецензирования, но не сделал этого, то считается, что он действовал ненадлежащим образом и поэтому должен сам компенсировать неблагоприятные последствия своих действий. В-третьих, должна быть объективная возможность устранения имеющихся в произведении недостатков. Бремя доказывания существования указанных обстоятельств возлагается на пользователя. Отсутствие хотя бы одного из данных обстоятельств означает, что авторское вознаграждение должно быть выплачено в полном размере, а договор, расторгнут, даже если произведение и не было использовано. Данная норма также подлежит применению и в том случае, если устранение недостатков в одобренном произведении невозможно и необходимо создание нового произведения.

Конечно, ответственность пользователя не ограничивается лишь нарушением обязанности по использованию произведения. Одним из оснований ответственности может послужить факт утраты либо повреждения пользователем материального носителя, в котором воплощено произведение. Это будет тем более важно, если носитель уникален и его гибель повлекла утрату самого произведения. В случае порчи, уничтожения или пропажи оригинала картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, предоставленного пользователю, у автора возникает право требовать возмещения всех издержек по восстановлению произведения (если это возможно) или оплаты полной стоимости оригинала. Для предотвращения конфликтных ситуаций необходимо включить в авторский договор конкретный размер компенсации, которая выплачивается автору в случае утраты, гибели либо порчи оригинала произведения. В том случае, если пользователь откажется исполнить предусмотренные договором обязательства и выплатить автору оговоренную компенсацию в добровольном порядке, последний имеет право обратиться в суд за защитой своих имущественных интересов.

Еще одним основанием для привлечения пользователя к ответственности является факт нарушения целостности произведения. Часто при использовании произведения пользователь нарушает принадлежащее автору право на защиту произведения от искажения, например, вносит без согласования с ним изменения, снабжает произведение дополнительными элементами (комментариями, предисловиями и т. п.). Как правило, в авторских договорах не предусматривается за это нарушение специальных санкций по сравнению с теми мерами защиты, которые охраняют указанное право авторов безотносительно к договору. В такой ситуации автор имеет право требовать от пользователя устранения выявленного нарушения, восстановления целостности произведения, публикации сообщения о допущенном нарушении, прекращения использования произведения в искаженном виде и т.п. Но при заключении авторского договора стороны могут предусмотреть и специальные меры ответственности пользователя за данное нарушение, например такие, как право автора на расторжение договора в одностороннем порядке с взысканием всего вознаграждения. Если имело место сокращение объемов переданного произведения без предварительного согласования данного вопроса с автором, то в такой ситуации пользователь обязан выплатить авторское вознаграждение, исходя из объема всего предоставленного произведения.

Также стороны могут предусмотреть в договоре специальную санкцию за такое нарушение пользователя, как предоставление произведения для использования иному лицу (при условии, что пользователь не имеет такого права в соответствии с заключенным договором). Но даже в том случае, когда авторский договор не предусматривает специальной санкции за указанное нарушение, у автора есть иные возможности защитить свои нарушенные права. Например, по его требованию договор пользователя с третьим лицом может быть признан недействительным, а с нарушителей авторских прав в пользу автора взысканы все причиненные убытков.

выводы и предложения

В своей работе я рассмотрела основные вопросы и проблемы, касающиеся авторского договора. Конечно, в рамках одной курсовой работы полностью раскрыть данную тему невозможно. По каждому конкретному вопросу и проблеме, затронутым мною в работе (проблемы, виды авторского договора и т. д.) можно написать по такой же курсовой.

Но все, же в заключении хотелось бы еще раз перечислить то, что мне удалось сделать.

В первой главе я попыталась раскрыть понятие, виды и правовое регулирование авторского договора. Рассмотрев эти вопросы я пришла к следующими выводам:

во-первых, в современном законодательстве, как и в науке, нет четкого и согласованного понятия авторского договора. Моя точка зрения такова, что все-таки данной определение должно быть дано в законодательном порядке;

во-вторых, так же в законодательном порядке необходимо более точно и подробно расписать виды авторского договора;

в-третьих, конечно, надо как можно скорее принять раздел Гражданского кодекса «Интеллектуальная собственность».

Во второй главе я рассмотрела содержание авторского договора, и пришла к выводу, что необходимо на законодательном уровне закрепить хотя бы диспозитивные положения, регулирующие содержание авторского договора.

И, наконец, третью главу я посвятила вопросам прекращения и оснований ответственности по авторскому договору. В данном случае следует отметить, что и здесь существует ряд спорных и неоднозначных положений. Необходимо более детально прописать в законодательстве ответственность соавторов.

Вообще, конечно, в современном законодательстве вопросам авторского договора уделено слишком малое внимание. С одной стороны это, конечно, способствует реализации принципа свободы договора, а с другой создает ряд проблем на практике.

И все же будем надеяться, что в скором времени большинство из затронутых мною в курсовой работе проблем авторского договора будут решены.

список использованных источников

1. Международная конвенция об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций подписана в Стокгольме 14 июля 1967 года.

2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений(Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971г.).

3. Всемирная Конвенция Об Авторском Праве (пересмотренная в Париже 24 июля 1971 года).

4. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм.

5. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 года.

6. Договор ВОИС по авторскому праву.

7. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.

8. Кодекс Законів про працю України: текст відповідає офіційному станом на 1 грудня 2005р.// Школа. - 2006.

9. Закон Украины «Об авторских и смежных правах» в редакции Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об авторских и смежных правах» от 14 июля 2001г.// Голос Украины - 16.08.2001. - №146.

10. Авторское право и смежные права: (Тематический выпуск)// Труд и право.-1999.-№5-6.-с.3-220.

11. Ананьев Е.В. Авторский договор как способ защиты авторского права.//Современное право. -1999.-№6.-с.33-39.

12. Бакунцев А.В. Авторский договор в дореволюционном праве России//Интеллектуальная собственность.-2000.-№3.-с.42-46.

13. Бакунцев А.В. Основные проблемы авторского права в русской цивилистике второй половины XIX века//Вестник Московского университета.-Сер.10, Журналистика.-2000.-№1.-с.36-47.

14. Ваксберг А.И. Издательство и автор. Правовые взаимоотношения.-2-е изд. доп.- М.: Искусство, 1958.-259с.

15. Григорян С.А. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. (ТРИПС)// Государство и право.-2000.-№4.с.71-80.

16. Гришаев С.П. Как охраняется право интеллектуальной собственности на произведения науки, литературы и искусства в СССР и за рубежом//Науч.-инфор. Внедрен. Фирма «Юкис». - М..: Б. И., 1991.-68с.

17. Гульбин Ю.Т. Особенности авторского договора как способа передачи имущественных прав на программное обеспечение ЭВМ//Юридический мир.-2000.-№8.-с.21-30.

18. Дозорцев В. А. Авторский договор и его типы. // Социалистическая законность. 1984. №5. С. 23-29.

19. Дозорцев В.А. Система законодательства об интеллектуальных правах//Юридический мир.-2001.-№9.-с.4-13.

20. Завидов Б.В. Вопросы назначения и проведения экспертизы по делам о нарушении авторских им смежных прав//Юрист.-2000.-№10.-с.45-50.

21. Зенин И.А. Вознаграждение изобретателей и рационализаторов в СССР. М.,1968.

22. Зенин И.А. Материальное стимулирование авторов изобретений. (Правовые вопросы). М.: Издательство Московского университета.1974

23. Зенин И.А. Наука и техника в гражданском праве//М.: Издательство МГУ.,1977.

24. Зенин И.А. Гражданское и торговое право капиталистических стран. - М.: Издательство МГУ.,1992.

25. Клык Н.Л. Охрана интересов сторон по авторскому договору. Красноярск,: Издательство Красноярского университета, 1987.

26. Леонтьев Ю.Б. Авторское вознаграждение: коллизии и рекомендации.//Патенты и лицензии.-2000.-№5.-с.13-16.

27. Минков А.С. Контракт! Как много в этом звуке…/(Об авторском договоре)//Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права.-2000.-№1.-с.68-71.

28. Пастухов О.М.. Авторское право в Интернете.// Школа. - 2004.

29. Савельева И. В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М., 1986.

30. Степанов О.А. Передача исключительных прав по авторскому договору// Вестник Московского университета. Сер.11. Право.-1997.-36.-с.102-106.

31. Ступников А.М. Интеллектуальная собственность: государственно-правовой механизм охраны//Юрист.-2000.-311.-с.42-45.

32. Сутулов Д.М. Авторское право. Издательские договоры, авторский гонорар. - М.: Юридическая литература, 1966.

33. Туркин А.В Леонтьев К.Б. Четвертая часть Гражданского кодекса: Поиски здравого смысла в лабиринтах амбиций.// http://www.copyright.ru/

34. Хаметов Р. Каким быть авторскому договору.// Интеллектуальная собственность. 1997.-№3-4.С. 53-64

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.