реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Анализ криминальной ситуации и тенденции ее развития в Чеченской Республике

реферат
p align="left">Между тем 7 из 21 республики, входящей в состав Российской Федерации, являются национально-территориальными образованиями, коренное население которых - мусульмане (20 миллионов человек). Хотя указанное не обязательное свидетельство религиозности всех этих граждан, здесь практически каждый человек в повседневности соприкасается с обычаями и традициями, регулирующими процесс как индивидуальных, так и межличностных отношений.

Как известно, до недавнего времени исламу уделялось недостаточно внимания. В средствах массовой информации, как и в обыденном сознании большинства граждан (не мусульман), данная религия представлялась, и все еще представляется обращенным в прошлое учением, оправдывающим фанатизм, нетерпимость и ограниченность. Считалось, что ислам не имеет будущего и сохраняет свои позиции там, где сохранились средневековые пережитки, архаичные традиции См.: Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997. С. 3..

Вместе с тем, с аналогичных позиций еще недавно оценивались и другие религиозные системы. Однако время внесло существенные коррективы. Жизнь подтвердила и продолжает подтверждать, насколько неоценима и важна роль религии в формировании общественного сознания и поведения, достижении той цели, которая едина у религии и государства.

Если в отношении оценки роли православия в духовном, культурном и нравственном возрождении общества произошли ощутимые положительные изменения, то такое переосмысление в должной мере еще не затронуло ислам.

Исламу в особенности присущи нормы, регулирующие поведение людей. Будучи составной частью социальных норм, нормы ислама участвуют в формировании правомерного поведения, упрочения национально-государственного устройства. Вместе с тем, при определенных обстоятельствах они могут использоваться как «мощное оружие экстремистскими и террористическими группировками, тем более что они опираются на базовые ценности, принятые в обществе и коррелируемые с общечеловеческими ценностями; активизируют и без того сильное для религиозного сознания эмоциональное восприятие окружающей действительности, особенно связанное с социальной и национальной идентификацией индивида» Политический экстремизм и его профилактика у студенческой молодежи Дона / Под ред. А.С. Зайналобидова и В.В. Черноуса. Ростов-на-Дону, 2003. С. 59..

Так, этническая и религиозная общность чеченцев была мобилизована их лидерами перед войной. Эту мобилизацию следует понимать, как превращение этничности и религиозности из психологического, духовного, культурного и социального фактора в собственно политическую и даже военную силу. Таким же образом были полититизированы и отдельные личности в республике См.: Ю.М. Антонян. Исторические факторы детерминации терроризма на Северном Кавказе // Особенности противодействия терроризма на современном этапе развития общества. Материалы круглого стола ВНИИ МВД России (31 марта 2006 г.). М., 2006. С. 8..

Сегодня наблюдается активное и противоречивое проявление ислама как политической силы, влияющей на процессы этнической консолидации, оказывающей огромное воздействие на ситуацию не только на юге России, но и на всю страну в целом. Речь идет не об исламе, как мировой религии, а лишь о тех его радикальных формах (например, ваххабизм), которые трансформируют религию в идеологический инструмент, оправдывающий насилие в любых его формах.

Усиление воздействия ислама на общественно-политическое сознание населения республик происходит и через семейно-бытовые отношения, национальные традиции, обычаи, праздники и обряды, контактирование с зарубежными исламскими государствами, организациями и т.д.

В наиболее общих чертах в криминогенную мотивационную группу религиозных противоречий и разногласий можно отнести такие факторы преступного поведения отдельной категории лиц, как религиозный фанатизм, псевдорелигиозный экстремизм, основанный на личной заинтересованности с целью поддержания престижа, завоевания авторитета, лидерства с агрессивной окраской; этнонациональные противоречия, перерастающие в конфликты; наличие внутригрупповой поддержки противоправного поведения; ярко выраженное стремление к самоидентификации и традиционализму. Названные факторы предопределяют стремление чеченцев к суверенитету, сохранению внутреннего единства и самобытности, осознанию своей этнокультурной общности. Стремление к традиционализму как необходимому условию сохранения национальной культуры не может не оказывать влияния на поведенческие установки не только самих представителей этноса, но, в качестве ответной реакции, и людей других национальностей. Ориентированность личности на собственную этническую принадлежность приводит к гиперболизации этничности, что порождает социальные конфликты, средством разрешения которых становится преступление.

С учетом этого, религиозный экстремизм способен порождать как общеуголовную преступность, так и преступления против общественной безопасности и общественного порядка (терроризм, захват заложников, создание незаконного вооруженного формирования и др.) См.: Хромов И.Л. Этнический терроризм // Особенности противодействия терроризма на современном этапе развития общества. Материалы круглого стола ВНИИ МВД России (31 марта 2006 г.). М., 2006. С. 256..

Оценивая ситуацию в религиозной сфере, следует отметить, что ислам, как основная религия в Чеченской республике, утвердился на данной территории в историческом смысле относительно в поздние времена, в ХII-ХVI веках, т.е. на 5-9 веков позже возникновения самой исламской религии. Ислам в край приносился зачастую на мечах завоевателей. Насильственно навязанный чеченцам ислам в ранние эпохи приживался с трудом, поскольку среди чеченцев сильны родоплеменные верования, языческие обычаи и специфические обряды. Объективности ради нужно заметить, что противоречия между родоплеменными верованиями чеченцев и исламом несущественны, поскольку все, что касается нравственных установок, семейного права и более широко - мировоззрения, вполне совпадает с исламским учением. Особенностью религиозного поведения является отсутствие религиозного фанатизма и распространенное среди населения достаточно формальное отношение к исламу.

Исторически утвердившейся формой ислама в Чечне является суфизм. Именно поэтому попытки пропаганды ваххабизма, как экстремистского течения ислама, не встречают понимания и поддержки среди широких слоев населения. Более того, налицо жесткое противостояние между ваххабитами и сторонниками традиционного ислама. Многие полевые командиры и религиозные авторитеты готовы замириться с Россией ради искоренения ваххабизма.

Еще одним аспектом религиозных противоречий в Чеченской Республике является фактическое возрождение феодального бытия См.: Рамазанов Т.Б. Религиозно-политический экстремизм в Чечне и Дагестане как фактор преступности // Право и политика, 2000, № 4. С. 106-109., как реакции общества на неспособность государства обеспечить социальную защищенность личности. Если в периоды стабильности социальная система ограждает и отчасти защищает человека относительно статичными, устойчивыми нормами, правилами, законами и др., что делает его жизнь предсказуемой и прогнозируемой, то в переходные эпохи ситуация коренным образом меняется; потеряв былые точки опоры, человек ищет новые См.: Волкогонова О.Д., Татаренко И.В. Этническая идентификация русских, или искушение национализмом // Мир России. 2001, № 2. С. 149.. Кавказские этносы начали руководствоваться во всех своих действиях тем морально-нравственным комплексом, который относится к традиционной национально-этнической культуре и не имеет никакого отношения к правовым канонам современной государственной жизни.

В частности, к этим нормам относятся: нетерпимость к нарушению эталонов обычного права; жестокость и нетерпимость к людям, обладающим низким социальным статусом или принадлежащим к иным этносам; преклонение перед высоким социальным положением; существование двойного стандарта в поведении по отношению к «своим» и «чужим», и т.д. См.: Арутюнов С. А. Шариату на Северном Кавказе необходимо создать легальную правовую нишу // Итоги, 1999, № 3. С. 16.

Таким образом, активация и реанимация феодальной системы ценностей способствует криминализации общества, возрастанию жестокости.

Фактор маргинализации местного населения.

Главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей - экономических, социальных и духовных См.: Барсукова Т.И., Барсукова В.П. Социальная девиация как дезинтегрирущий фактор // Материалы VIII региональной конференции: «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». Том 2. Общественные науки. Ставрополь, 2004. С. 36.. Усиление маргинализации приводит к тому, что свойственная маргиналам система ценностей - крайние формы социального нетерпения, склонность к упрощенным максималистским решениям, отрицание или враждебное отношение к существующим общественным институтам - распространяется на широкие общественные круги. Поскольку речь идет о значительной части населения, подобное развитие может привести к серьезным последствиям. О возможном характере таких последствий можно судить хотя бы потому, что особую активность в отношении этих групп проявляют радикальные политические силы и экстремистские религиозные объединения См.: Брехова О.А. Маргиналы как угроза политической стабильности // Национальная идея и национальная безопасность современной России. Материалы международной научно-практической Интернет-конференции. Орел, 1 ноября - 30 декабря 2002 г. / Под ред. А. Л. Елисеева. Орел, 2003. С. 74-77..

Процесс маргинализации в Чеченской Республике имеет свои особенности, связанные с трагическими политическими событиями, в результате которых были разрушены не только жилье, но и важнейшие объекты трудовой и социальной занятости граждан. С одной стороны, произошел вынужденный отток трудоспособного населения, с другой - безработица, с которой люди столкнулись по возвращении.

Учеными давно установлено, что безработные - резерв преступности. Это мнение разделяют и опрошенные нами осужденные (45%). В Чеченской Республике численность незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, составляет 320,7 тыс. человек, из них 313,9 тыс. человек имеют статус безработного (все население республики составляет 1183,7 тыс. человек) См.: Талхигова Л.А. О некоторых причинах совершения правонарушений несовершеннолетними в Чеченской республике// Материалы научно-практической конференции «Совершенствование деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике» (6 октября 2007 г.). М., 2008. С.87, 89.. Таким образом, более четверти населения республики нигде не работает и не учится. Положение дел обостряется в силу того, что наиболее высокий уровень безработицы характерен, в первую очередь, для молодежи. Только среди зарегистрированных безработных почти 54% составляют лица в возрасте 16-29 лет, т.е. лица наиболее криминально активного возраста См.: Шинкин И.А. Указ. раб. 128..

За время конфликта в Чеченской Республике выросло поколение войны - молодые люди, которым к началу боевых действий исполнилось 8-15 лет, достигли в настоящее время 18-25-летнего возраста. К сожалению они не жили в условиях работающей экономики, нормального функционирования государственных институтов, большинство из них не получило сколько-нибудь серьезного образования. Соответственно, ценности, связанные с приобретением профессии, карьерным ростом, легальным заработком, без чего невозможна эффективная социальная адаптация к современным условиям, для них мало значимы См.: Милованов Ю.Е. О проблемах государственного строительства в Чеченской Республики // Современное положение Чечни: социально-политический аспект. Ростов-на-Дону, 2001.. В поисках средств они занимаются противозаконной деятельностью, связанной с распространением наркотиков, переработкой нефтепродуктов, изготовлением контрафактной продукции. В ряде случаев становятся участниками незаконных вооруженных формирований.

Направлениями деятельности этих незаконных вооруженных формирований являются:

- идеологическая обработка и последующая вербовка граждан, в первую очередь молодежи;

- формирование террористических групп;

- создание глубоко законспирированной сети пособников, занимающихся подготовкой к проведению террористических актов.

Как результат, следует отметить дезориентацию молодежи, бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, а также утрату чувства сопричастности и ответственности за судьбу своей страны См.: Бисултанов И.И. Место органов внутренних дел в профилактике экстремизма и терроризма среди несовершеннолетних // Материалы научно-практической конференции «Совершенствование деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике» (6 октября 2007 г.). М., 2008. С.24-25..

Поэтому наряду с проведением социальных и политических преобразований, руководство Республики придает большое значение возрождению моральных и нравственных ценностей, развитию родного языка, культуры, восстановлению исторической памяти народа, традиций и обычаев. В этих целях проводится комплексная работа по патриотическому и нравственному воспитанию молодежи, ее вовлечению в трудовую и общественную деятельность. Принимаются меры по развитию спорта, как высших достижений, так и детско-юношеского, формированию здорового образа жизни, воспитанию физически и духовно развитого подрастающего поколения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.