p align="left">Между тем 7 из 21 республики, входящей в состав Российской Федерации, являются национально-территориальными образованиями, коренное население которых - мусульмане (20 миллионов человек). Хотя указанное не обязательное свидетельство религиозности всех этих граждан, здесь практически каждый человек в повседневности соприкасается с обычаями и традициями, регулирующими процесс как индивидуальных, так и межличностных отношений. Как известно, до недавнего времени исламу уделялось недостаточно внимания. В средствах массовой информации, как и в обыденном сознании большинства граждан (не мусульман), данная религия представлялась, и все еще представляется обращенным в прошлое учением, оправдывающим фанатизм, нетерпимость и ограниченность. Считалось, что ислам не имеет будущего и сохраняет свои позиции там, где сохранились средневековые пережитки, архаичные традиции См.: Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997. С. 3.. Вместе с тем, с аналогичных позиций еще недавно оценивались и другие религиозные системы. Однако время внесло существенные коррективы. Жизнь подтвердила и продолжает подтверждать, насколько неоценима и важна роль религии в формировании общественного сознания и поведения, достижении той цели, которая едина у религии и государства. Если в отношении оценки роли православия в духовном, культурном и нравственном возрождении общества произошли ощутимые положительные изменения, то такое переосмысление в должной мере еще не затронуло ислам. Исламу в особенности присущи нормы, регулирующие поведение людей. Будучи составной частью социальных норм, нормы ислама участвуют в формировании правомерного поведения, упрочения национально-государственного устройства. Вместе с тем, при определенных обстоятельствах они могут использоваться как «мощное оружие экстремистскими и террористическими группировками, тем более что они опираются на базовые ценности, принятые в обществе и коррелируемые с общечеловеческими ценностями; активизируют и без того сильное для религиозного сознания эмоциональное восприятие окружающей действительности, особенно связанное с социальной и национальной идентификацией индивида» Политический экстремизм и его профилактика у студенческой молодежи Дона / Под ред. А.С. Зайналобидова и В.В. Черноуса. Ростов-на-Дону, 2003. С. 59.. Так, этническая и религиозная общность чеченцев была мобилизована их лидерами перед войной. Эту мобилизацию следует понимать, как превращение этничности и религиозности из психологического, духовного, культурного и социального фактора в собственно политическую и даже военную силу. Таким же образом были полититизированы и отдельные личности в республике См.: Ю.М. Антонян. Исторические факторы детерминации терроризма на Северном Кавказе // Особенности противодействия терроризма на современном этапе развития общества. Материалы круглого стола ВНИИ МВД России (31 марта 2006 г.). М., 2006. С. 8.. Сегодня наблюдается активное и противоречивое проявление ислама как политической силы, влияющей на процессы этнической консолидации, оказывающей огромное воздействие на ситуацию не только на юге России, но и на всю страну в целом. Речь идет не об исламе, как мировой религии, а лишь о тех его радикальных формах (например, ваххабизм), которые трансформируют религию в идеологический инструмент, оправдывающий насилие в любых его формах. Усиление воздействия ислама на общественно-политическое сознание населения республик происходит и через семейно-бытовые отношения, национальные традиции, обычаи, праздники и обряды, контактирование с зарубежными исламскими государствами, организациями и т.д. В наиболее общих чертах в криминогенную мотивационную группу религиозных противоречий и разногласий можно отнести такие факторы преступного поведения отдельной категории лиц, как религиозный фанатизм, псевдорелигиозный экстремизм, основанный на личной заинтересованности с целью поддержания престижа, завоевания авторитета, лидерства с агрессивной окраской; этнонациональные противоречия, перерастающие в конфликты; наличие внутригрупповой поддержки противоправного поведения; ярко выраженное стремление к самоидентификации и традиционализму. Названные факторы предопределяют стремление чеченцев к суверенитету, сохранению внутреннего единства и самобытности, осознанию своей этнокультурной общности. Стремление к традиционализму как необходимому условию сохранения национальной культуры не может не оказывать влияния на поведенческие установки не только самих представителей этноса, но, в качестве ответной реакции, и людей других национальностей. Ориентированность личности на собственную этническую принадлежность приводит к гиперболизации этничности, что порождает социальные конфликты, средством разрешения которых становится преступление. С учетом этого, религиозный экстремизм способен порождать как общеуголовную преступность, так и преступления против общественной безопасности и общественного порядка (терроризм, захват заложников, создание незаконного вооруженного формирования и др.) См.: Хромов И.Л. Этнический терроризм // Особенности противодействия терроризма на современном этапе развития общества. Материалы круглого стола ВНИИ МВД России (31 марта 2006 г.). М., 2006. С. 256.. Оценивая ситуацию в религиозной сфере, следует отметить, что ислам, как основная религия в Чеченской республике, утвердился на данной территории в историческом смысле относительно в поздние времена, в ХII-ХVI веках, т.е. на 5-9 веков позже возникновения самой исламской религии. Ислам в край приносился зачастую на мечах завоевателей. Насильственно навязанный чеченцам ислам в ранние эпохи приживался с трудом, поскольку среди чеченцев сильны родоплеменные верования, языческие обычаи и специфические обряды. Объективности ради нужно заметить, что противоречия между родоплеменными верованиями чеченцев и исламом несущественны, поскольку все, что касается нравственных установок, семейного права и более широко - мировоззрения, вполне совпадает с исламским учением. Особенностью религиозного поведения является отсутствие религиозного фанатизма и распространенное среди населения достаточно формальное отношение к исламу. Исторически утвердившейся формой ислама в Чечне является суфизм. Именно поэтому попытки пропаганды ваххабизма, как экстремистского течения ислама, не встречают понимания и поддержки среди широких слоев населения. Более того, налицо жесткое противостояние между ваххабитами и сторонниками традиционного ислама. Многие полевые командиры и религиозные авторитеты готовы замириться с Россией ради искоренения ваххабизма. Еще одним аспектом религиозных противоречий в Чеченской Республике является фактическое возрождение феодального бытия См.: Рамазанов Т.Б. Религиозно-политический экстремизм в Чечне и Дагестане как фактор преступности // Право и политика, 2000, № 4. С. 106-109., как реакции общества на неспособность государства обеспечить социальную защищенность личности. Если в периоды стабильности социальная система ограждает и отчасти защищает человека относительно статичными, устойчивыми нормами, правилами, законами и др., что делает его жизнь предсказуемой и прогнозируемой, то в переходные эпохи ситуация коренным образом меняется; потеряв былые точки опоры, человек ищет новые См.: Волкогонова О.Д., Татаренко И.В. Этническая идентификация русских, или искушение национализмом // Мир России. 2001, № 2. С. 149.. Кавказские этносы начали руководствоваться во всех своих действиях тем морально-нравственным комплексом, который относится к традиционной национально-этнической культуре и не имеет никакого отношения к правовым канонам современной государственной жизни. В частности, к этим нормам относятся: нетерпимость к нарушению эталонов обычного права; жестокость и нетерпимость к людям, обладающим низким социальным статусом или принадлежащим к иным этносам; преклонение перед высоким социальным положением; существование двойного стандарта в поведении по отношению к «своим» и «чужим», и т.д. См.: Арутюнов С. А. Шариату на Северном Кавказе необходимо создать легальную правовую нишу // Итоги, 1999, № 3. С. 16. Таким образом, активация и реанимация феодальной системы ценностей способствует криминализации общества, возрастанию жестокости. Фактор маргинализации местного населения. Главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей - экономических, социальных и духовных См.: Барсукова Т.И., Барсукова В.П. Социальная девиация как дезинтегрирущий фактор // Материалы VIII региональной конференции: «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». Том 2. Общественные науки. Ставрополь, 2004. С. 36.. Усиление маргинализации приводит к тому, что свойственная маргиналам система ценностей - крайние формы социального нетерпения, склонность к упрощенным максималистским решениям, отрицание или враждебное отношение к существующим общественным институтам - распространяется на широкие общественные круги. Поскольку речь идет о значительной части населения, подобное развитие может привести к серьезным последствиям. О возможном характере таких последствий можно судить хотя бы потому, что особую активность в отношении этих групп проявляют радикальные политические силы и экстремистские религиозные объединения См.: Брехова О.А. Маргиналы как угроза политической стабильности // Национальная идея и национальная безопасность современной России. Материалы международной научно-практической Интернет-конференции. Орел, 1 ноября - 30 декабря 2002 г. / Под ред. А. Л. Елисеева. Орел, 2003. С. 74-77.. Процесс маргинализации в Чеченской Республике имеет свои особенности, связанные с трагическими политическими событиями, в результате которых были разрушены не только жилье, но и важнейшие объекты трудовой и социальной занятости граждан. С одной стороны, произошел вынужденный отток трудоспособного населения, с другой - безработица, с которой люди столкнулись по возвращении. Учеными давно установлено, что безработные - резерв преступности. Это мнение разделяют и опрошенные нами осужденные (45%). В Чеченской Республике численность незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, составляет 320,7 тыс. человек, из них 313,9 тыс. человек имеют статус безработного (все население республики составляет 1183,7 тыс. человек) См.: Талхигова Л.А. О некоторых причинах совершения правонарушений несовершеннолетними в Чеченской республике// Материалы научно-практической конференции «Совершенствование деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике» (6 октября 2007 г.). М., 2008. С.87, 89.. Таким образом, более четверти населения республики нигде не работает и не учится. Положение дел обостряется в силу того, что наиболее высокий уровень безработицы характерен, в первую очередь, для молодежи. Только среди зарегистрированных безработных почти 54% составляют лица в возрасте 16-29 лет, т.е. лица наиболее криминально активного возраста См.: Шинкин И.А. Указ. раб. 128.. За время конфликта в Чеченской Республике выросло поколение войны - молодые люди, которым к началу боевых действий исполнилось 8-15 лет, достигли в настоящее время 18-25-летнего возраста. К сожалению они не жили в условиях работающей экономики, нормального функционирования государственных институтов, большинство из них не получило сколько-нибудь серьезного образования. Соответственно, ценности, связанные с приобретением профессии, карьерным ростом, легальным заработком, без чего невозможна эффективная социальная адаптация к современным условиям, для них мало значимы См.: Милованов Ю.Е. О проблемах государственного строительства в Чеченской Республики // Современное положение Чечни: социально-политический аспект. Ростов-на-Дону, 2001.. В поисках средств они занимаются противозаконной деятельностью, связанной с распространением наркотиков, переработкой нефтепродуктов, изготовлением контрафактной продукции. В ряде случаев становятся участниками незаконных вооруженных формирований. Направлениями деятельности этих незаконных вооруженных формирований являются: - идеологическая обработка и последующая вербовка граждан, в первую очередь молодежи; - формирование террористических групп; - создание глубоко законспирированной сети пособников, занимающихся подготовкой к проведению террористических актов. Как результат, следует отметить дезориентацию молодежи, бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, а также утрату чувства сопричастности и ответственности за судьбу своей страны См.: Бисултанов И.И. Место органов внутренних дел в профилактике экстремизма и терроризма среди несовершеннолетних // Материалы научно-практической конференции «Совершенствование деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике» (6 октября 2007 г.). М., 2008. С.24-25.. Поэтому наряду с проведением социальных и политических преобразований, руководство Республики придает большое значение возрождению моральных и нравственных ценностей, развитию родного языка, культуры, восстановлению исторической памяти народа, традиций и обычаев. В этих целях проводится комплексная работа по патриотическому и нравственному воспитанию молодежи, ее вовлечению в трудовую и общественную деятельность. Принимаются меры по развитию спорта, как высших достижений, так и детско-юношеского, формированию здорового образа жизни, воспитанию физически и духовно развитого подрастающего поколения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|