p align="left">Возникшая ситуация говорит об определенных упущениях в управленческой деятельности органов местного самоуправления, которая должна быть направлена в том числе на продвижение информационной кампании по разъяснению населению преимуществ выбора способа управления домами, создания товариществ собственников жилья или частных управляющих компаний для управления жилищным фондом. Должны оказываться организационно-методическая поддержка социально активным гражданам, становящимся инициаторами создания таких некоммерческих организаций, и другие необходимые меры содействия инициативам населения, активизироваться процессы обратной связи. Анализ положений о структурных подразделениях администраций субъектов Федерации, выполняющих функции ЖКХ, показал, что, так же как и на федеральном уровне, практически у всех субъектов Федерации в компетенционных актах отсутствуют цели, недостаточно полно и четко определены задачи и функции органов управления, наблюдается подмена этих терминов, имеют место значительные расхождения в формулировках как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. На практике органы местного самоуправления принимают решения об увеличении ставок и тарифов оплаты за ЖКУ. При этом никаких преобразований и мероприятий в сфере ЖКХ с целью снижения себестоимости ЖКУ и выявления необоснованных затрат в ЖКХ и, как следствие этого, снижения тарифов не проводят. Вышеперечисленные проблемы приводят только к росту тарифов и ставок, тем самым вызывают негативное отношение со стороны населения. В связи с проводящейся административной реформой отмечается, что проблема поиска организационно-правовых форм органов исполнительной власти субъектов Федерации не нашла пока адекватного разрешения ни в законодательстве (как федеральном, так и на уровне субъектов Федерации), ни в научной литературе. Все еще остается актуальной проблема выбора модели органа ЖКХ отраслевой компетенции - самостоятельный орган управления или "орган в органе". В настоящее время единообразного решения на региональном уровне эта проблема тоже пока не нашла. В ряде субъектов Федерации отраслевое управление ЖКХ осуществляет отдел в структуре комитета, главного управления, управления, департамента, что является аналогией управления ЖКХ на федеральном уровне. Практика показывает, что реформы ЖКХ проходят заметно успешнее в тех регионах, где в администрации субъектов Федерации работают самостоятельные органы власти, координирующие политику управления в сфере ЖКХ, как, например, в Астраханской области (министерство жилищно-коммунального хозяйства). Собственные полномочия местного самоуправления для решения вопросов местного значения в сфере ЖКХ устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003). //"Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822.. Вместе с тем правовым закреплением полномочий местного самоуправления в сфере ЖКХ служат иные федеральные и региональные законы, отраслевые законодательные акты, в том числе и кодифицированного характера (ЖК РФ), уставы муниципальных образований. Анализ текущего законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными и региональными законами, отраслевыми нормативными актами, уставами муниципальных образований, в реальной действительности значительно шире, чем это предусмотрено в ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Система управления ЖКХ на уровне муниципального образования представляется как трехзвенная система, включающая в себя: собственников жилищного фонда и других объектов недвижимости; организации по управлению муниципальным жилищным фондом; подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг. Очевидно, что общий объем полномочий исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления должен обеспечивать их нормальное функционирование и поэтому нуждается в расширении. В целях обеспечения реального объема полномочий органов местного самоуправления необходима законодательная инициатива в решении проблемы расширения перечня вопросов местного значения и полномочий по собственной инициативе субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с соблюдением определенных условий Ягодина Л.П. Управление жилищно-коммунальным хозяйством: организационно-правовые аспекты: Автореф. дис. канд. юрид. наук.// М., 2008.. Реформирование жилищно-коммунальной сферы сегодня во многом сдерживается нерациональной системой управления отраслью и образовавшимся огромным дефицитом финансовых средств. Эти два фактора взаимосвязаны и являются определяющими в процессе, перевода ЖКХ в режим безубыточного функционирования и обеспечения необходимых стандартов качества жилищно-коммунальных услуг, как того требует государственная идеология его реформы. 2.2 Основные направления и механизмы совершенствования управления жилищно-коммунальным комплексом на примере Астраханской области На основе проведенного анализа специфики управленческих и экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе России можно попытаться сформулировать основные проблемы, сдерживающие развитие отрасли: - сохранение нерыночных принципов функционирования; - административно-командное управление; - затратность в ведении хозяйства, высокий процент потерь энергии и ресурсов в процессе производства и оказания услуг; - непрозрачность формирования тарифов; - отсутствие информированности населения по процедурам затрат; - низкая инвестиционная привлекательность; - нарастание объемов задолженности населения за услуги ЖКХ; - необязательность (в том числе бюджета) всех участников процесса по отношению друг к другу в оплате услуг; - высокий и постоянно растущий процент изношенности коммунальной инфраструктуры и в целом основных фондов; - неразвитое самоуправление собственников жилья; - инертность всех участников процесса. Отсутствие инициативы как со стороны собственников, так и со стороны местных властей; - иждивенческая позиция большинства населения; - высокие риски для инвесторов; - порядок взыскания долгов крайне усложнен; - наличие перекрестного субсидирования; - тарифное регулирование с ограничителем и не носит долговременного характера; - финансовые потоки на оплату субсидий и льгот осуществляются в натуральной форме; - сложные климатические условия и географическое расположение страны. Все эти проблемы требуют комплексных подходов к их решению и постоянных совместных усилий государства, органов местного самоуправления, бизнеса и населения. Действующее законодательство РФ в области жилищно-коммунального хозяйства не в полной мере обеспечивает системное решение проблем управления отраслью и не всегда соответствует рыночным правилам поведения хозяйствующих субъектов, населения и работников ЖКХ. В этих условиях задача региональных органов власти заключается в разработке комплекса мер, способствующих повышению инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса региона, в том числе: - создание правовой среды по инвестиционному проектированию в сфере ЖКХ, учитывающей территориальные особенности; - организация конкурсов инвестиционных проектов и отбор наиболее эффективных вариантов; - контроль за процессом реализации инвестиционных проектов; - содействие практической реализации эффективных инвестиционных проектов (налоговые льготы, поручительства, гарантии, финансовая помощь в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд и др.); - создание информационной базы об экономическом потенциале субъекта РФ, состоянии ЖКХ и его предприятий. Кроме того, проводя реформу ЖКХ, государство должно играть активную роль в социальной защите населения, модернизации коммунальной инфраструктуры, капитальном ремонте и строительстве жилищного фонда, улучшении качества коммунальных услуг, снижении их себестоимости. В виду серьезности проблемы реформирования комплекса ЖКХ возможны следующие варианты и пути решения перечисленных задач: - облегчить реформирование ЖКХ путем принятия поддерживающих программ, носящих поэтапное и адаптационное прохождение реформы на государственном и муниципальном уровне в пользу гражданского общества; - создать условия для вхождения частного бизнеса в сферу ЖКХ; - создать на федеральном уровне условия для инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ; - вести разъяснительно-консультационную работу с собственниками многоквартирных домов; - подготовить и создать профессиональные ассоциации, союзы по управлению общим имуществом собственников многоквартирных домов; - создать благоприятные правовые и финансовые условия для поддержки наиболее прогрессивной формы управления многоквартирными домами - товариществ собственников жилья. В Астраханской области также ведется активная деятельность в этом направлении. Правительством Астраханской области 03.08.2005 г. была принята «Концепция отраслевой программы «Реформирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства на территории Астраханской области на 2005-2010 годы» Постановление Правительства Астраханской области от 03.08.2005 N 275-П (ред. от 09.11.2009) "О концепции отраслевой целевой программы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства на территории Астраханской области на 2005-2010 годы". //Астраханские известия, 2005.-№37., заявленные цели и задачи которой совпадают с целями и задачами Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, только регионального масштаба. «Концепцией» были сформулированы основные мероприятия реформирования жилищно-коммунального хозяйства: обеспечение финансовой стабилизации ЖКХ; проведение инвентаризации имущества и анализ финансового состояния предприятий ЖКХ в муниципальных образованиях Астраханской области; обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг; формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, создание ТСЖ и управляющих компаний; реконструкция, модернизация и развитие жилищно-коммунального комплекса, организация энергоресурсосбережения, установка приборов учета; организация информационного обеспечения и рекламы проводимых мероприятий в рамках реформирования ЖКХ; разработка нормативных правовых актов. Аналогичный по направленности и сути документ на уровне муниципального образования был принят в городе Астрахани - решение совета муниципального образования «Город Астрахань» от 23.06.2005 г. №156 «О концепции реформирования жилищной сферы и создания эффективного управления и обслуживания жилищного фонда города Астрахани» Решение совета муниципального образования «Город Астрахань» от 23.06.2005 №156 «О концепции реформирования жилищной сферы и создания эффективного управления и обслуживания жилищного фонда города Астрахани» //Горожанин (Плюс четыре), 2005.-№7.. Основными целями муниципальной «Концепции» были заявлены улучшение состояния жилищного фонда города, улучшение качества жилищных услуг, предоставляемых населению. Задачи «Концепции» аналогичны задачам областного документа. Основными мероприятиями по реализации «Концепции» стали: упразднение муниципальных ЖЭКов и создание управляющих компаний на базе городских МУПов с использованием имущества и мощностей ЖЭКов; инвентаризация жилищного фонда и принятие муниципального жилищного фонда в казну города; паспортизация жилищного фонда; разработка и реализация Программы по содержанию и обслуживанию ветхого и аварийного жилищного фонда по районам города; разработка и реализация Программы по содержанию и ремонту общежитий города Астрахани; обеспечение условий для перехода к профессиональному управлению жилищным фондом на конкурсной основе; развитие института управляющих организаций; привлечение жителей города к управлению многоквартирными домами; совершенствование тарифной и ценовой политики. За прошедший период можно подвести промежуточные итоги реализации реформы в Астраханской области. Образовался рынок управляющих компаний, в условиях конкуренции предлагающих услуги по обслуживанию и ремонту жилищного фонда; постепенно возрастает количество товариществ собственников жилья, образованных по инициативе самих жильцов, а не по указанию сверху; ресурсоснабжающие предприятия коммунальной сферы переходят в частную форму собственности и стараются повысить эффективность своей деятельности; реализуются региональные программы капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. В настоящее время в Астраханской области из общего числа многоквартирных домов (7210 шт.) 4520 домов (62,7%) выбрало способ управления общим имуществом через управляющую компанию, 1513 домов (20,99%)-через ТСЖ, 685 домов (9,5 %)-непосредственное управление, 20 домов (0,27 %)-жилищный кооператив и иные специализированные потребительские кооперативы, 472 дома (6,54 %) не выбрали и (или) не реализовали способ управления. В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении» было принято Постановление Правительства Астраханской области от 15 июля 2010 г. №300-П «О комплексной целевой программе «Энергосбережение и повышение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|