|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Административный договор как институт административного права
|
|
|
Административный договор как институт административного права
14 АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК ИНСТИТУТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА План - Введение
- Глава 1. Правовая природа административного договора
- Глава 2 Административный договор как правовой институт административного права
- Заключение
- Литература
ВведениеПеремены, произошедшие в российском обществе в связи с принятием и вступлением в действие Конституции Российской Федерации 1993 г., повлекли за собой заметное изменение роли административного права Российской Федерации в правовой системе Российской Федерации и его влияния на систему организации государственного и муниципального управления в целом. Которое заключается в следующем: изменился субъектный состав административно-правовых отношений; отмечается широкое использование дозволений, рекомендаций, стимулов; произошло перенесение тяжести государственного воздействия с прямого администрирования на координацию деятельности субъектами управления, а также применение договорных методов регулирования в ряде важнейших сфер конституционных и административных правоотношений (ч.3 ст.11, ч.4 и 5 ст.66, ч.2 и 3 ст.78, ч.1 ст.85 Конституции Российской Федерации).Реформирование системы государственного управления в России, появление новых форм и методов государственного управления, расширение сферы использования административного договора в политической, экономической, социальной сферах общественных отношений, позволяют выявить проблемы в сфере правовой регламентации административных отношений, обозначить место и роль административного договора в системе регулирования общественных отношений, предложить пути решения проблем, возникающих при заключении, изменении, исполнении и прекращении административных договоров в правоприменительной практике.Административный договор - правовое явление, степень изученности которого в теории административного права не высока. В юридической науке преобладают работы, посвященные частноправовому, гражданско-правовому договору, что вполне оправданно и объяснимо. Вызывает неудовлетворенность слабая разработка проблем договора и договорных отношений в публичных отраслях права, в том числе, и в административном праве Российской Федерации. В связи с этим назрела необходимость наметить новые научные подходы в теории административного договора, переосмыслить его правовую природу, разработать модель правового института административного договора, теоретической основой которого может стать концепция рассмотрения нормативного административного договора как источника административного права и метода правового регулирования, индивидуального административного договора как демократической формы государственного управления.Договор как правовой институт известен с древнейших времен, из римского права берут свое начало определение договора через категорию "соглашение" и понимание "государственного договора" в сфере публичного права как "соглашения, устанавливающего мир между людьми его заключившими".В административно-правовой доктрине традиционно административные договоры рассматривались как одна из форм управления. В юридической литературе ХХ века в 20-е годы административные договоры рассматривались как побочная форма управленческой деятельности, в 60-е годы - административные договоры начинают восприниматься в качестве проявления демократизации. Возросший в 90-е годы интерес к административным договорам как методу правового регулирования обусловлен объективными причинами увеличения роли договорного регулирования в сфере управления общественными отношениями. Изменившиеся цели и функции управления и правового воздействия привели к переменам в правовом статусе исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также методах их деятельности. Объекты управления стали приобретать в большей степени саморегулирующиеся свойства, а договор восприниматься как средство саморегуляции отношений партнеров.Несмотря на широкое использование договорной терминологии в различных сферах общественной жизни, изучение договора средствами юридических наук, восприятие административного договора как феномена административно-правовой науки на категориальном уровне продолжает оставаться достаточно "размытым" и неточным, отдельные аспекты в теории административного договора остаются до настоящего времени дискуссионными и не изученными. Требуется выявление правовой природы административного договора, его сущности, структуры и функций, присущих ему конститутивных (основных) и специфических признаков, с учетом зарубежных административно-договорных теорий. Существует необходимость предложить определение административного договора, исследовать проблемы классификации административных договоров.Трансформации, произошедшие в сфере государственного и муниципального управления, предоставляют возможность выйти на новый уровень осмысления административного договора как универсального средства управления общественными отношениями, способного приводить к достижению компромиссов и разрешению возникающих конфликтов между субъектами административно-правовых отношений. Расширение круга субъектов правотворчества приводит к тому, что в механизме правового регулирования нормативный административный договор используется как источник права, а представителей административно-правовой науки начинают интересовать проблемы правовой природы нормативного административного договора.Глава 1. Правовая природа административного договораНесмотря на распространенность термина "административный договор", в административно-правовой науке отсутствует единый подход к пониманию сущности административно договора, определению его понятия и присущих ему признаков. Традиционно административные договоры рассматривались как одна из форм управления, встречавшаяся на практике. Произошедшие перемены в российском государстве позволили исследовать административный договор и как источник административного права, и как демократическую форму государственного управления, и как правовой институт административного права.При выявлении сущности административного договора обозначена консенсуальная и облигационная трактовки договора, исследована проблема соотношения терминов "договор", "соглашение" и "государственный договор" в римском праве, в романо-германской правовой системе и англосаксонской правовой системе. Сделан вывод, что и в романо-германской правовой системе, и в англосаксонской правовой системе на современном этапе находит широкое распространение консенсуальная трактовка договора, т.е. административный договор определяется через категорию "соглашение", что ранее не подвергалось исследованию в рамках административного права.Сущность административного договора раскрывается через такие категории, как: "соглашение", "воля", "волеизъявление", которые исследуются с учетом философского и психологического понимания, соотношения теорий "воли" и "волеизъявления".В результате исследований сделан вывод о том, что сущностью административного договора является соглашение сторон, основанное на согласовании обособленных свободных воль и волеизъявлений.Применительно к административному договору преломляются такие философские категории, как "сущность", "структура", "форма", "содержание", "функция".Структура договора исследуется с учетом классификации административных договоров на нормативные и индивидуальные, т.к содержание индивидуального административного договора составляет совокупность условий, закрепляющих права и обязанности сторон, а нормативного административного договора - административно-правовые нормы.Структура административного договора представляет собой совокупность элементов (субъект, объект и содержание) и выступает как правовая связь между субъектами административного права, возникшая по поводу объекта, устанавливающая в индивидуальном административном договоре совокупность условий, закрепляющих права и обязанности сторон, а в нормативном административном договоре - административно-правовые нормы.Под субъектом административного договора следует понимать лицо (орган), определенное административно-правовыми нормами, обладающее административно-правовым статусом (совокупностью нормативно закрепленных юридических прав и обязанностей) и административной правосубъектностью (возможностью (способностью) выступать в качестве субъекта прав и обязанностей). Один из субъектов административного договора наделен государственно-властный полномочиями.Объект административного договора - это действия (поведение) сторон административного договора.Обозначена система общеправовых функций, присущих административному договору, а именно:а) регулятивная (статическая, динамическая) - в результате заключения административного договора устанавливаются определенные правила поведения для сторон, и нормативный, и индивидуальный административный договор служит регулятором общественных отношений, координирует взаимосвязи между субъектами административного договора;б) правореализующая функция - состоит в переводе абстрактных административно-правовых норм в конкретные условия индивидуального административного договора, закрепляющие права и обязанности сторон;в) правовосполнительная - заключается в устранении правовых пробелов применительно к конкретным административным правоотношениям;г) коммуникативная - административный договор представляет собой соглашение, компромисс между субъектами административного права, что способствует взаимодействию и взаимосвязи между ними;д) информационная - в результате заключения административного договора происходит фиксация воль и волеизъявлений сторон, достигнувших соглашения по поводу условий административного договора (административный договор содержит информацию как для участников административного договора, так и для "третьих лиц");е) охранительная - осуществляется путем угрозы применения санкций, предусмотренных как императивно (в законе), так и диспозитивно (по соглашению сторон в административном договоре), за нарушение условий договора, а также установление гарантий, направленных на эффективное исполнение условий административного договора;ж) распределительная или дистрибутивная - происходит распределение прав и обязанностей между субъектами административного права, корреспондирующих друг с другом, на основе которых возникают административно-правовые отношения;з) воспитательная - процесс заключения административного договора способствует побуждению правовой активности субъектов административного права, их правомерному поведению, воспитывает самостоятельность мышления, заставляет изучать и анализировать административно-правовые нормы, осознавать и отстаивать публичные интересы;и) познавательная - обеспечивает расширение правовых знаний субъектов, вступающих в административный договор.В систему функций административного договора входят следующие специальные функции, присущих ему в силу отраслевой специфики:контрольная - заключается в том, что государственно-властный субъект может быть наделен контрольными полномочиями за исполнением условий административного договора;стимулирующая - в условия административного договора могут быть включены правовые стимулы (льготы, субсидии, поощрения, дополнительные гарантии);структурно-организационная - заключается в упорядочивании управленческих взаимосвязей, разграничении и фиксации прав и обязанностей, предметов ведения, полномочий;демократизации управления - использование административного договора в сфере управления предоставляет субъектам управления возможность выбора формы управления, основанной на согласовании воль и волеизъявление управляющих и управляемых, применительно к конкретным условиям;обеспечительная - состоит, с одной стороны, в обеспечении достижения публичных интересов в сфере государственного управления общественных отношений, с другой стороны, достижения конкретных интересов участников административного договора.Исследуя правовую природу административного договора, автор выявил общие юридические признаки административного договора, которые присущи ему как договору, а именно: наличие двух или более субъектов, обладающих административной правосубъектностью; равноправие (формально-юридическое равенство) субъектов; определенная административно-правовыми нормами форма договора; обязательность исполнения договорных условий субъектами договора.А также специфические юридические признаки административного договора, присущие ему в силу отраслевых особенностей: наличие государственно-властного субъекта; цель заключения административного договора - удовлетворение публично-правовых интересов; основан на нормах административного права; в результате его заключения возникают административные отношения.На основе сущности и выявленных юридических признаков административного договора, предложено авторское определение административного договора, под которым понимается основанное на административно-правовых нормах соглашение, возникшее при согласовании обособленных свободных воль и волеизъявлений равноправных двух или более субъектов административного права, один из которых государственно-властный субъект, устанавливающие договорные условия, исполнение которых обязательно и направлено на удовлетворение публично-правовых интересов.При исследовании правовой природы административных договоров изучен зарубежный опыт правового регулирования административных договоров во Франции и Германии и зарубежные административно-договорные теории, поскольку у истоков учения об административном договоре такие немецкие и французские ученые, как Г. Брэбан, Ж. Ведель, В. Гильтер, И. Рихтер, Г. Маурер, Г. Хилл, Г.Ф. Шупперт и другие.Изучение правового регулирования административных договоров, понимания его правовой природы в зарубежных странах, рассмотрение сфер его применения во Франции и Германии обусловлено тем, что Франция, Германия и Россия относятся к романо-германской правовой системе.
Страницы: 1, 2
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|