p align="left">Статья 5 Конвенции предусматривает исчерпывающий перечень шести законных оснований для лишения свободы лица, и два из них не признаются российским законодательством ни лишением свободы, ни задержанием. Как следствие, не ставится и вопрос о распространении на такие случаи действия положений статьи 22 конституции РФ. имеются в виду подпункты d и е пункта 1 статьи 5 конвенции, в соответствии с которыми законным лишением свободы являются: задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержание для передачи лица компетентному органу. Европейская конвенция о защите прав человека (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.). Официальный перевод на русский язык. Электронный ресурс http://www.espch.ru/content/view/52/ 3. Сроки административного задержания Согласно ст. 27.5 КоАП РФ, срок административного задержания не должен превышать три часа. В исключительных случаях этот срок может быть увеличен до 48 часов. Так, в соответствии с п. 2 ст. 27.5, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 27.5, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Законодатель отмечает, что срок исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. Естественно, имеется ввиду, что момент доставления незамедлительно фиксируется согласно п. 3 ст. 27.2 КоАП. 4. Правовое положение задерживаемых (задержанных). Условия содержания По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник (п. 3 ст. 27.3). Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в п. 1 ст 2.5 КоАП, ? орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу. (п. 4 ст. 27.3). Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях задержавших их органов, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления (п. 1 ст. 27.6 КоАП). Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» конкретизирует условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания лиц, задержанных в административном порядке. Этот акт уточняет немаловажные аспекты, о которых не говорится в КоАП. Например, о раздельном содержании мужчин и женщин, лиц с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как «состояние средней тяжести» или «тяжелое» и др.. Устанавливаются точные нормы. Например, норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров. Несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых (достигших 18 лет) лиц (п. 3 ст. 27.6 КоАП). При задержании лицо может быть подвергнуто личному досмотру. Личный досмотр, досмотр находящихся при нём вещей осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Личный досмотр осуществляется уполномоченным должностным лицом в присутствии двух понятых. Все участники данного процессуального действия должны быть одного пола с задержанным гражданином. При проведении досмотра может применяться фото-видеосъёмка. О проведении личного досмотра составляется протокол, в котором делается отметка об использованных технических средствах фиксации доказательств. В аналогичном порядке при наличии двух понятых при задержании могут осуществляться досмотр транспортного средства, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации и изъятие вещей и документов. Изымаемые предметы подлежат обязательной оценке, после чего они либо уничтожаются, либо хранятся, либо реализуются. О данных мерах обеспечения производства составляется соответствующий протокол, в котором делается отметка о присутствии понятых и производстве фото - видеосъемке, звукозаписи. 5. Процессуально-правовые гарантии. Процессуальные документы Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе (ст. 27.4 КоАП). Учитывая, что административное задержание может быть применено лишь в исключительных случаях, когда это действительно нужно для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по делу, в протоколе об административном задержании в обязательном порядке указываются мотивы задержания. Подчеркнем, что об административном задержании в обязательном порядке составляется свой, самостоятельный протокол. Отражать перечисленные сведения в протоколе об административном правонарушении недопустимо. Нельзя также отражать эти сведения в других протоколах об осуществлении мер обеспечения производства по данному делу. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Принуждать задержанного к подписанию протокола об административном задержании недопустимо. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе. 6. Проблемы, связанные с задержанием Вхождение России в международное правовое пространство, присоединение к международно-правовым общепризнанным принципам, нормам и обычаям, тенденции к мировой унификации права, а кроме того, возникновение таких международно-правовых институтов, как Европейский суд по правам человека и таких международных организаций, как Комитет ООН против пыток, Европейский комитет по предотвращению пыток предполагает внесение изменений в обвинительный характер расследований и судопроизводство, которое должно быть преобразовано в правосудие, основанное на принципах справедливости, состязательности и равноправии сторон, а также соблюдения прав человека. Именно после трансформации основных международных принципов в российскую правовую систему, стало очевидным несоответствие обязательств государства по отношению к гражданам и практически сложившейся объективной правоприменительной действительности. В значительной форме неготовность органов государства функционировать, руководствуясь принципом соблюдения прав и свобод человека, проявляется в отношениях, связанных с административным задержанием. В 2005-2007 годах Гащенко М. С. Была проведена исследовательская работа, напрямую связанная с реальным механизмом осуществления процедуры административного задержания на примере Пермской области. По наблюдениям Гащенко Гащенко М.С. Соблюдение прав человека органами внутренних дел в ходе административного и уголовно-процессуального задержания и применения к гражданам задержания в качестве меры процессуального принуждения либо ареста в качестве административного взыскания на территории Пермского края в 2005-2007 годах.Электронный ресурс http://www.prpc.ru/digest/02.shtml чаще всего нарушаются права человека в рамках задержания по уголовным делам. Он объясняет это тем, что сотрудники милиции нередко используют уязвимость человека, оказавшегося в иных статусных и материальных условиях, остро переживающего личную и информационную изолированность, глубоко осознающего свою ущербность и ограниченность своих возможностей. Массированное давление на задержанного человека превышает установленные законом ограничения, но условия, при которых это происходит, и признательный результат снижают до минимального риск привлечения к ответственности должностного лица. Еще одной процедурой, при которой существенно нарушаются права человека, можно признать задержание в рамках производства об административном правонарушении и исполнение административного наказания в виде административного ареста. Не смотря на то, что административное правонарушение обладает гораздо меньшей степенью общественной опасности, чем преступление, а производство об административном правонарушении носит менее репрессивный характер, чем уголовное судопроизводство, человек в ходе применения к нему административных процедур нередко подвергается пыткам, жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению. Основываясь на опыте организации по работе с жалобами, Гащенко объясняет это явление тем, что административное задержание и арест нередко связаны с поведением, нарушающим общественный порядок. Функции административного задержания, как правило, выполняют сотрудники постовых служб милиции, к уровню подготовки которых можно предъявить существенные претензии, а надзор за производством дела об административном правонарушении осуществляется в заявительном порядке. При несогласии лица с применением к нему такой меры, как задержание, оно вправе обжаловать данное процессуальное действие в прокуратуру. В соответствии со ст. 22 ФЗ "О прокуратуре РФ", прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации"(с изменениями и дополнениями), ст. 22. Электронный ресурс http://base.garant.ru/10164358-003.htm#par375. В связи со спецификой объекта защиты административного права, меньшей общественной опасностью административных правонарушений, такая процессуальная мера как административное задержание на практике применяется весьма часто. Однако, в связи с этой спецификой, административное задержание также часто производится незаконно. Меньшей силой воздействия обладает и давление, оказываемое на задержанных в административном порядке и ограничения, которым они подвергаются. Административное задержание чаще всего производится за нарушение общественного порядка, нахождение в состоянии опьянения, воспрепятствование законной деятельности сотрудников милиции. Обобщив информацию, полученную из обращений граждан, подвергшихся незаконному административному задержанию, Гащенко пришел к выводу о наличии периодически повторяющихся правонарушений со стороны сотрудников милиции. В своем исследовании он отмечает, что значительно чаще, чем в уголовном судопроизводстве, допускается необоснованное административное задержание граждан. Так, все 9 обращений граждан в Пермский Региональный Правозащитный Центр в 2005 году были связаны именно с необоснованностью задержания; из 6 обращений, поступивших в 2006 г., 5 связаны с необоснованностью задержания; из 7 обращений, поступивших в 2007 г., в шести случаях задержание было необоснованным. Гащенко М.С. Соблюдение прав человека органами внутренних дел в ходе административного и уголовно-процессуального задержания и применения к гражданам задержания в качестве меры процессуального принуждения либо ареста в качестве административного взыскания на территории Пермского края в 2005-2007 годах.Электронный ресурс http://www.prpc.ru/digest/02.shtml Как видно из существа обращений и обстоятельств задержания, лица, подвергавшиеся данной мере обеспечения производства об административном правонарушении, вообще не совершали никаких противоправных действий.
Страницы: 1, 2, 3
|