современных условиях всемерно возрастает роль принципа взаимной ответственности государства и личности. Государственное управление пред-ставляет собой, как правило, административно-правовое отношение, а это предполагает наличие взаимных прав и обязанностей участников этих отноше-ний. В случае нарушения, допущенного одной из сторон управленческих отно-шений, должна наступать юридическая ответственность. Традиционно речь идет об ответственности личности перед государством. Конституцией РФ пре-допределена возможность привлечения к ответственности государства в случае допущенных нарушений. «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов го-сударственной власти или их должностных лиц» (ст. 53).Принципы административного права могут быть закреплены текстуаль-ным или смысловым способом. Текстуальный способ предполагает непосредст-венное закрепление правового принципа в административно-правовой норме. С учетом того, что источники административного права отличаются низкой сте-пенью систематизации административно-правового законодательства и отсут-ствием единого кодифицированного нормативного правового акта, принципы административного права получили смысловое закрепление, по аналогии с Уголовным кодексом для отрасли уголовного права. Принципы отдельных ад-министративно-правовых институтов, например, института государственной службы, получили текстуальное закрепление.Административно-правовые нормы: понятия, особенности, виды, формы реализацииАдминистративно-правовая норма -- исходный, основополагающий эле-мент механизма административно-правового регулирования. Администра-тивно-правовая норма -- это общеобязательное, структурно организован-ное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном право-вом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.Административно-правовые нормы, как и нормы других отраслей рос-сийского права, обладают общими признаками юридических норм: относятся к числу социальных норм, являются государственно-властными велениями, при-нимаются субъектами правотворчества, обеспечиваются государственным при-нуждением, формально определены, структурно организованы, носят общий и общеобязательный характер, регулируют общественные отношения. Вместе с тем административно-правовым нормам присущи определенные особенности, к числу которых относятся:- объектом административно-правового регулирования выступает особый вид общественных отношений -- управленческий;- административно-правовые нормы являются средством реализации пуб-личных интересов в сфере государственного управления;- устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрациями предприятий, учреждений, организаций;- содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);- носят представительно-обязывающий характер;- обеспечиваются мерами государственного принуждения;- преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;- во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет правового регулирования иных отраслей права (земельного, экологи-ческого, финансового, предпринимательского и др.).Важное познавательное и правореализационное значение имеет класси-фикация административно-правовых норм. Научно обоснованная классифика-ция административно-правовых норм позволяет, во-первых, определить место административно-правовой нормы в системе правовых норм; во-вторых, глуб-же проникнуть в сущность административно-правовых норм; в-третьих, значи-тельно совершенствовать процесс правотворческой и правоприменительной деятельности.Качество классификации зависит от выбора оснований классификации, которые должны обладать существенными признаками классифицированного явления. Наиболее характерные свойства административно-правовых норм проявляются при проведении классификации по следующим основаниям:- по функциям в механизме правового регулирования;- по предмету правового регулирования;- по функциям права;- по методу правового регулирования;- по содержанию предписания;- по действию в пространстве;- по действию во времени;- по действию в отношении круга лиц;- по юридической силе.По функциям в механизме правового регулирования выделяют: исходные административно-правовые нормы, нормы-правила поведения.Исходные административно-правовые нормы носят общий характер: в них правовой материал изложен в абстрактной форме и выполняет особую роль в механизме административно-правового регулирования. В этих нормах содер-жатся исходные начала организации и функционирования данного механизма. В свою очередь отправные нормы подразделяются на нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции. Нормы-принципы закреп-ляют принципы административного права. Определителъно-установочные нормы содержат цели, задачи, формы и средства правового регулирования от-дельных административно-правовых отношений. Например, задачи законода-тельства по делам об административных правонарушениях изложены в ст. 1.2 КоАП РФ. В нормах-дефинициях закрепляются административно-правовые ка-тегории и понятия. Эти нормы выполняют ориентирующую роль в регулирова-нии управленческих отношений. Отсутствие легальных дефиниций в админи-стративно-правовом законодательстве привело бы к «параличу» всего механизма административно-правового регулирования. Так, в статье 2 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 г. содержатся такие дефиниции, как «государственный контроль (надзор)», «мероприятие по кон-тролю», «саморегулируемая организация».Нормы-правила поведения в отличие от исходных норм непосредственно регулируют управленческие отношения. В них закрепляются права, свободы, обязанности и ответственность участников управленческих отношений. В ре-зультате реализации данных норм происходит перевод участников государст-венного управления в качество субъектов административно-правовых отноше-ний.По предмету правового регулирования административно-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Объединение в рамках одной отрасли российского права юридических норм, регулирующих матери-альные и процессуальные общественные отношения, является качественной особенностью административного права. Материальные административно-правовые нормы регулируют управленческие отношения по существу, в то время как процессуальные нормы определяют порядок их реализации и в этой связи выполняют служебную роль. Вместе с тем законность управленческой деятельности в ряде случаев предопределяется реализацией административно-процессуальных норм.В зависимости от функций права различают регулятивные и охранитель-ные административно-правовые нормы. Регулятивные нормы регулируют пози-тивные управленческие отношения путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей на субъектов государственного управ-ления. Охранительные нормы административного права обеспечивают охрану позитивных управленческих отношений, вытеснение отношений, чуждых рос-сийскому обществу. Охранительные административно-правовые нормы высту-пают вторичным средством регулирования управленческих отношений. Они пресекают, запрещают и карают лиц, совершивших деяния, нарушающие нор-мальные условия развития управленческих отношений, и вытесняют отноше-ния, чуждые существующим государственно-правовым приоритетам. Не следу-ет упрощенно воспринимать охранительные административно-правовые нормы как дополнение к регулятивным. Им присуща мощная профилактическая со-ставляющая, что в ряде случаев позволяет предвосхитить совершение правона-рушений в сфере государственного управления.В зависимости от метода правового регулирования различают импера-тивные, диапозитивные, поощрительные и рекомендательные административ-но-правовые нормы. Императивные административно-правовые нормы содер-жат строго обязательные категорические требования к участникам управленче-ских отношений, не допускают отступления от предписанных вариантов пове-дения. Для административного права характерно доминирование императивных норм, что предопределено иерархическим построением управленческих отно-шений.Диапозитивные нормы административного права предоставляют возмож-ность выбора вариантов поведения участникам управленческих отношений в границах, определенных правовыми нормами. Формирование и реализация этих норм предопределена автономией участников управленческих отношений. В настоящее время их число увеличивается, что обусловлено более широким применением административных договоров в государственном управлении.Поощрительные административно-правовые нормы представляют собой предписания, закрепляющие меры поощрения, и применяются к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги. Реко-мендательные административно-правовые нормы устанавливают наиболее це-лесообразный вариант поведения в сфере государственного управления с точки зрения личности, общества и государства.По содержанию предписания различают запрещающие, обязывающие и управомочивающие административно-правовые нормы. Запрещающие нормы содержат правовые Запреты, предписывают воздержаться от определенных ва-риантов поведения под угрозой наказания. Особенная часть КоАП РФ состоит из запрещающих норм. Обязывающие административно-правовые нормы за-крепляют обязанности участников управленческих отношений совершить оп-ределенные действия. Для их конструирования используют слова «должен», «обязан». Так, в ст. 10 Закона РФ «О милиции» закреплены обязанности со-трудников милиции. Управомочивающие нормы предоставляют субъектам го-сударственного управления право на совершение позитивных действий. Так, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административ-ном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, поль-зоваться юридической помощью защитника (ч.1 ст. 25.5 КоАП РФ).По действию в пространстве различают административно-правовые нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на террито-рии федерального округа, на территории субъекта Российской Федерации, на территории муниципального образования, на территории предприятия, учре-ждения, организации (локальные нормы). Территориальный масштаб деятель-ности административно-правовых норм предопределяется компетенцией субъ-екта правотворчества, но в отдельных случаях Президент РФ, федеральные ор-ганы исполнительной власти и другие субъекты государственного управления могут принимать нормативные правовые акты, которые действуют на террито-рии отдельного субъекта федерации или муниципального образования.По действию во времени административно-правовые нормы могут быть классифицированы на действующие без ограничения срока действия (бессроч-ные) и ограниченные определенным сроком действия (срочные, временные). Срок действия административно-правовой нормы играет большую роль в правореализационной деятельности субъектов государственного управления. Од-ним из обязательных условий правильной реализации административно-правовой нормы является ее проверка. Бессрочные нормы вступают в юридиче-скую силу и действуют до момента фактической или юридической отмены. Действие срочной нормы определяется в нормативном правовом акте, в котором закрепляется конкретный временной период, в течение которого норма об-ладает юридической силой. Временные или краткосрочные нормы вступают в юридическую силу при наступлении определенных юридических фактов (чрезвычайных обстоятельств), которые закрепляются в нормативных правовых актах (например, ФКЗ «О чрезвычайном положении», «О военном положении» и др.).По действию в отношении круга лиц административно-правовые нормы подразделяются на нормы общего и специального действия. Нормы общего действия распространяют свое действие на неограниченный круг участников управленческих отношений. Исключение, как правило, составляют только субъекты, обладающие правовыми иммунитетами (депутаты, дипломаты, судьи и т. п.). Специальные административно-правовые нормы регулируют поведение определенных групп участников управленческих отношений (родителей и лиц, их замещающих, водителей, врачей и т. п.). К числу таких норм относятся те, которые устанавливают административную ответственность должностных лиц (например, ст. 15.2 КоАП РФ «Невыполнение обязанностей по контролю за со-блюдением правил ведения кассовых операций»). Эта норма применяется в от-ношении должностных лиц банковских учреждений, на которых возложены обязанности по контролю за выполнением организациями или их объединения-ми правил ведения кассовых операций.По юридической силе административно-правовые нормы подразделяются на нормы законов и нормы подзаконных нормативных правовых актов. Одной из особенностей административного права как отрасли российского права явля-ется низкий уровень систематизации источников. Административное право, в отличие от уголовного права, для которого единственным источником является уголовный закон, включает большой массив нормативных правовых актов раз-личной юридической силы. В настоящее время кодифицировано администра-тивное законодательство, регламентирующее вопросы административной от-ветственности и производства по делам об административных правонарушени-ях (КоАП РФ). Определение юридической силы административно-правовой нормы, установление ее места в системе источников административного права имеет значение при реализации данных норм, предупреждении юридических коллизий, что в конечном итоге сказывается на состоянии законности и госу-дарственной дисциплины в сфере публичного администрирования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|