Административное право РБ
Содержание 19. Понятие государственной службы. Назначение государственной службы. Принципы государственной службы 48. Производство по делам об административных правонарушениях 79. Задача В здании автовокзала г.Могилева при большом количества пассажиров двое пьяных молодых людей громко разговаривают, в разговоре часто употребляют нецензурные слова. Определите, имеет ли место в данном случае административный проступок. Ответ обоснуйте нормами права. Источники и литература Понятие государственной службы. Назначение государственной службы. Принципы государственной службы В юридической литературе в понятие «государственная служба» вкладывается вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе в целях выполнения задач и функций государства. Совокупность правовых норм, регулирующих государственную службу, включает в себя нормы административного, трудового, финансового, гражданского и других отраслей права, которыми регулируются весьма своеобразные по своему содержанию государственно-служебные отношения. Наибольший удельный вес в этом правовом институте принадлежит нормам административного права, которые имеют организационный характер. Ими устанавливаются: порядок поступления на службу, увольнения со службы, должностные обязанности и права, поощрения и ответственность государственных служащих. В Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» дано следующее определение понятия государственной службы. Государственная служба - профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий я (или) обеспечения выполнения функции государственных органов.[1, ст.2] Важным элементом системы государственной службы является понятие «государственная должность». Государственная должность - должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определением для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Иными словами, должность - это штатная единица государственной организации, которой соответствует служебное положение лица, замещающего ее. Должность определяет круг служебных обязанностей, прав и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отражает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.[4, c.57] Под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования. К служащим государственного аппарата относятся лица, которые в установленном законодательством порядке занимают государственные должности в Палате представителей и Совете Республики Национального со-брания Республики Беларусь и их секретариатах; Правительстве и его Аппарате; Конституционном Суде и его Секретариате, Верховном Суде, Высшем Хозяйственном Суде, иных общих и хозяйственных судах и их аппаратах; Администрации Президента, Государственном секретариате Совета Безопасности, Управлении делами Президента, иных государственных органах и приравненных к ним в соответствии с законодательством государственных организациях. Рассматривая административно-правовой статус государственных служащих, необходимо учитывать, что к служащим государственного аппарата не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственного аппарата. Это, например, работники общего отдела, хозяйственной части, архива, канцелярии, машинописного бюро, библиотеки, автохозяйства, обслуживающего государственный орган, и т.д.[4, c.58] Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основе соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами. Состав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно. В связи с этим государственных служащих можно подразделить на определенные группы по различным критериям: по характеру выполняемой ими работы; по органам, где они работают; по характеру их полномочий; по масштабу деятельности органов, в которых они работают, и т.д. По характеру выполняемой работы служащих подразделяют на: служащих государственных органов, осуществляющих задачи и функции государства; служащих государственных предприятий, учреждений, организаций. В зависимости от органов, где работают служащие. их подразделяют на: служащих представительных органов; служащих исполнительных органов; служащих судебных органов; служащих Аппарата Президента Рес-публики Беларусь. По характеру полномочий государственные служащие делятся на: должностных лиц; оперативный состав (функциональные работники); вспомогательный персонал.[5, c.49] Должностными лицами являются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но ру-ководят деятельностью подчиненных им работников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные к ис-полнению требования. Государственный служащий не вправе: 1. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему; 2. принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами; 3. занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами; 4. принимать участие в забастовках; 5. заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом; 6. выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде; 7. использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы; 8. принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность; 9. использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну; 10. иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев; 11. принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств. Законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой. Государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.[1, ст.22] Государственная служба основывается на следующих принципах: - верховенства Конституции Республики Беларусь; - служения народу Республики Беларусь; - законности; - приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации; - гуманизма и социальной справедливости; - единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; - гласности; - профессионализма и компетентности государственных служащих; - подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей; - добровольности поступления граждан на государственную службу; - равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой; - стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти; - экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих.[1, ст.6] Производство по делам об административных правонарушениях Производство по делам об административных правонарушениях - это урегулированная административно-процессуальными нормами закона деятельность государственных органов (должностных лиц), направленная на своевременное, всестороннее, полное и объективное рассмотрение, разрешение дел об административных правонарушениях и применение в необходимых случаях административных взысканий. Это производство представляет собой составную часть административно-юрисдикционного процесса, один из его важнейших институтов. Административно-процессуальные нормы регулируют задачи и принципы производства; круг его участников, их права и обязанности; подведомственность рассмотрения дел; систему совершаемых действий, их последовательность, стадии производства; порядок и сроки возбуждения и рассмотрения дел; виды и условия использования доказательств; порядок обжалования и опротестования постановления по делу; порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.[4, с.155] Рассматриваемое производство связано с гражданским судопроизводством на стадии обжалования гражданином в суд постановления о наложении административного взыскания. В этом случае суд рассматривает жалобы в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. Это уже не административный, а гражданский процесс, и в частности таю его часть, как производство; по делам, возникающим административно-правовых отношений. В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности различают упрощенное (ускоренное) производство (например, наложение штрафа прямо на месте правонарушения), обычное и особое (усложненное). Примером последнего может служить процедура рассмотрения судьями дел о мелком хищении, мелком хулиганстве, об административных таможенных правонарушениях. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: ь своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; ь разрешение его в точном соответствии с законодательством; ь обеспечение исполнения вынесенного постановления, выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений; ь предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов и укрепления законности. Это означает, что административная комиссия, иной орган или должностное лицо, рассматривая дело об административном правонарушении, должны выяснить все обстоятельства дела, исследовать их, заслушать доводы; сторон, иных лиц, участвующих в производстве по делу (потерпевших, свидетелей, законных представителей эксперта и т.д.), дать им оценку, исключить противоречия, волокиту, нарушение процессуальных сроков, установленных в КоАП, произвести иные действия с целью полноты исследования всех материалов (обстоятельств). При этом дело должно быть рассмотрено объективно, т.е. непредвзято, при анализе всех обстоятельств, всесторонне, при отсутствии какого-либо давления на орган, судью или иное должностное лицо. Постановление по делу об административном правонарушении должно в полной мере соответствовать КоАП, поскольку в противном случае оно может быть отменено. Орган или должностное лицо должны выявить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, и при установлении таковых внести в соответствующие предприятия, учреждения и организации предложения о принятии мер по их устранению.[5, c.122]
Страницы: 1, 2
|