|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
|
|
|
онституционно-правовой статус республики характеризуется, прежде всего тем, что республика является государ-ством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией России на-ходятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее на-рода, реализовавшего свое право на самоопределение в фор-ме государства в составе Российской Федерации.Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации далее характеризуется тем, что каж-дая республика имеет свою территорию. Республика обладает территориальным верховенством. Ее территория - пространственный предел ее власти. Вы-сшие органы государственной власти республики распрост-раняют свою власть на всю территорию республики.Территория республики не может быть изменена без ее согласия, Границы между субъектами Российской Федера-ции, согласно федеральной Конституции (ст. 67), могут быть изменены с их взаимного согласия.Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные, в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими ее субъектами. Каждая республика принимает свою конституцию, кото-рая закрепляет основы ее конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина в республике; государственно-правовой статус республики; систему, прин-ципы организации и деятельности, а также компетенцию за-конодательных, исполнительных и судебных органов респуб-лики и органов местного самоуправления.Имеющиеся у республик конституции устанавливаются ими самостоятельно. Они принимаются в порядке, опреде-ленном самой республикой, и не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти Россий-ской Федерации. Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части. Поэтому конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конститу-ции Российской Федерации и федеральным законам, приня-тым в пределах полномочий Российской Федерации. В слу-чае противоречия между федеральным законом и актом, из-данным в республике, действует федеральный закон.Вместе с тем в случае противоречия между федеральным законом, изданным вне пределов полномочий Российской Федерации, и нормативным правовым актом республики действует нормативный правовой акт последней.Республика в составе Российской Федерации пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном Собра-нии Российской Федерации. Она вправе участвовать в раз-работке федеральных нормативных правовых актов по пред-метам совместного ведения Федерации и республик в ее со-ставе.При нарушении федеральными властями прерогатив ре-спублики в области нормотворческой деятельности она вправе обратиться за защитой своих интересов в Конституционный Суд Российской Федерации. Республика в составе Российской Федерации самостоя-тельно определяет систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и ис-полнительных органов государственной власти в Российской Федерации и республиканским законодательством.Каждая республика имеет свой законодательный (пред-ставительный) орган -- парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое правитель-ство; свои Верховный суд и Высший арбитражный суд. Мно-гие республики имеют свой Конституционный суд. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор ре-спублики, подчиненный Генеральному прокурору Россий-ской Федерации.В пределах ведения Российской Федерации и ее полно-мочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и республик в ее составе органы исполнительной вла-сти этих республик входят в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Каждая республика имеет свое гражданство, которое определяется республиканским законом.§3. Край, область, город федерального значения как субъекты административно-территориального устройства РФ. В составе Российской Федерации б краев, 49 областей 2 города федерального значения -- Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Российской Федерации, которым в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации (ст. 65) придан статус субъектов Российской Федерации. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и факультетов. 3-е изд.- М.: Норма, 2001.-С.251.Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г. И другими федеральными актами.Являясь субъектами Российской Федерации, края, обла-сти и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уста-вы, законы и иные нормативные правовые акты.Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию госу-дарственной власти, порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления. Края, области, города федерального значения располага-ют своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их согласия. Каждый край, область, город федерального значения об-разуют органы представительной, исполнительной и судеб-ной власти, которые действуют на основе Конституции Рос-сийской Федерации, а также уставов края, области, города федерального значения.Надо сказать, что если прежде органы власти краев, об-ластей, городов республиканского значения относились зако-нодательством к местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами го-сударственной власти субъектов Федерации.Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Края, области, города Москва и Санкт-Петербург явля-ются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими края-ми, областями, а также республиками, автономной обла-стью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Координа-ция международных и внешнеполитических связей краев, областей, городов Мосты и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.Статус края, области, города федерального значения; может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области, города федерального значенияКрая и области имеют свои административные центры.Определенными особенностями характеризуется статус такого субъекта Российской Федерации, как Москва, являю-щегося столицей России. 15 апреля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Фе-дерации».Органы государственной власти города Москвы в связи с осуществлением функций столицы: предоставляют в установленном законом порядке феде-ральным органам государственной власти Российской Феде-рации, представительствам республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, кра-ев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломати-ческим представительствам иностранных государств в Рос-сийской Федерации земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилой фонд, жилищно-комму-нальные, транспортные и иные услуги; обеспечивают необходимые условия для проведения об-щегосударственных и международных мероприятий; участвуют в разработке и осуществлении целевых феде-ральных программ развития города Москвы; участвуют в содержании и развитии систем связи, феде-ральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы; согласовывают проект генерального плана развития горо-да Москвы с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.Затраты Москвы, связанные с осуществлением ею функ-ций столицы, полностью компенсируются за счет субвенций из республиканского бюджета Российской Федерации.Здания, строения, сооружения и помещения, находящи-еся в собственности города Москвы, предоставляются его органами государственной власти федеральным органам государственной власти, представительствам субъектов Федерации в аренду в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.В таком же порядке предоставляются в аренду находящиеся в собственности города Москвы здания, строения, сооружения и помещения дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.§4. Автономная область, автономный округ как единицы административно-территориального устройства РФ. В составе Российской Федерации в качестве ее субъект находятся: Еврейская автономная область, а также Эве-нкийский и Таймырский (в составе Красноярского края); Ненецкий (в составе Архангельской области); Коми-Пермяцкий (в составе Пермской области); Мансийский и Ямало-Ненецкий (в составе Тюменской области); Усть-Ордынский Бурятский (в составе Иркутской области); Корякский (в составе Камчатской области); Агинский Бурятский (в составе Читинской области) и Чукотский автономные округа.Еврейская автономная область является одной из форм национальной государственности народов Российской Федерации.Автономный округ -- национальное государственное об-разование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Он является формой национальной госу-дарственности малых народностей и этнических групп Край-него Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 года все автономные округа находились в составе краев или областей. Законом от 15 декабря 1990 г. Конституционное право России: Сборник нормативных правовых актов и документов (по состоянию на 1 августа 1996 г.) / Сост. и автор вступит. статьи А.Е. Козлов. М.: Бек, 1996.-654с. автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации через край, область или не-посредственно. Этим правом воспользовался Чукотский ав-тономный округ, который в соответствии с Законом Россий-ской Федерации от 17 нюня 1992 г. входит непосредственно в состав Российской Федерации. Конституционное право России: Сборник конституционно-правовых актов. Том 1-2 / Составитель Н.А. Михалева; Отв. ред. О.Е. Кутафин.- М.: Юристъ, 2001.- 516с.Однако действующая Конституция Российской Федера-ции такой возможности не предусматривает. В ней указы-вается (ст. 66), что отношения автономных округов, нахо-дящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами госу-дарственной власти автономного округа к соответственно органами государственной власти края или области. В ней также указывается (ст. 67), что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. Семь автономных окру-гов имеют территорию от 181,5 тыс. кв. км (Ненецкий) до 860,2 тыс. кв. км (Таймырский), причем пять из них -- бо-лее полумиллиона квадратных километров. В то же время только в одном из них, Ханты-Мансийском, население со-ставляет более полумиллиона человек.В каждом автономном округе проживает, как правиле, несколько народностей. Например, в Ханты-Мансийском ав-тономном округе проживают ханты, манси, коми и ненцы; в Корякском -- коряки, чукчи, ительмены и ламуты; в Чукот-ском -- чукчи, эскимосы, эвены, коряки и юкагиры.Статус автономной области и автономного округа опре-деляется Конституцией Российской Федерации, Федератив-ным договором от 31 марта 1992 г. Согласно Конституции Российской Федерации (ст.66) по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Кроме того, отношения автономных входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти соответственно края или области.Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать своя уставы, законы я иные нормативные правовые акты.Автономная область и автономный округ располагают своей территорией, которая не может быть измена без их согласия.Статус автономной области и автономного округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и автономной области или автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом. Взаимоотношения между автономными округами, нахо-дящимися в составе краев или областей, определяются уста-вами этих краев, областей и уставами соответствующих ав-тономных округов. § 5. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.Территориальной единицей признается обособленная часть терри-тории области в виде одного или нескольких поселений с прилегающими землями и установленными границами. Тер-риториальные единицы области подразделяются на единицы базового и первичного уровня территориального устройства области. К базовому уровню территориального устройства области относятся города областного значения и районы. К первичному уровню территориального устройства области относятся иные территориальные единицы. По закону Воронежской области - высший уровень и первичный.Закон Воронежской области “Об административно-территориальном устройстве Воронежской области от 17.05.1995г./ СЗ РФ 2002 г. №1254 ст128.
Страницы: 1, 2, 3
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|