реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций

реферат

Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций

33

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Институт государственного управления

Кафедра теории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по административному праву Республики Беларусь на тему: Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций в Республике Беларусь

Студентка II курса Касьянчик А.И.

ГУП-1

Руководитель Тагунов Д.Е.

Минск-2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Религиозные организации: понятие, признаки, виды

2. Органы государственного управления, регулирующие деятельность религиозных организаций

2.1 Общая характеристика органов, регулирующих деятельность религиозных организаций

2.2 Уполномоченный по делам религий и национальностей

2.3 Отдел по делам религий

2.4 Назначение и функции Экспертного Совета при Уполномоченном по делам религий и национальностей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Общественно-политическое и социально-экономическое развитие Республики Беларусь после распада СССР повлекло за собой коренные изменения в государственном и политическом устройстве страны, оказало существенное влияние на состояние отношений между государством и церковью. На смену антагонистическим отношениям между этими двумя институтами пришла политика конструктивного диалога и взаимной поддержки.

Новая религиозная ситуация, сложившаяся в Республики Беларусь к настоящему времени и обусловленная ростом религиозности населения, предусматривает значительную демократизацию курса конфессиональной политики Республики Беларусь. С одной стороны наблюдается укрепление конфессиональной структуры, а с другой - происходит появление в исторически сформировавшемся конфессиональном пространстве новых субъектов, не укорененных в Республике Беларусь, но претендующих на лидерство в духовной сфере. Как результат, религиозная жизнь в Республики Беларусь в последнее время развивается достаточно противоречиво.

В обществе начало все более укрепляться осознание необходимости совершенствования системы государственного управления в сфере государственно-конфессиональных отношений и изменений законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях в сторону более эффективного сотрудничества государства с исторически традиционными конфессиями и создания эффективного механизма регулирования деятельности религиозных организаций в Республике Беларусь.

Целью данной работы является изучение механизма административно-правового регулирования деятельности религиозных организаций в Республике Беларусь, анализ его эффективности и поиск новых путей его функционирования.

1. Религиозные организации: понятие, признаки, виды

Для современной религиозной ситуации в Республике Беларусь характерно неоднородность конфессиональной сферы, многообразие религиозных организаций. Новая религиозная ситуация, сложившаяся в Республики Беларусь к настоящему времени обусловлена ростом религиозности населения и значительной демократизацией курса конфессиональной политики Республики Беларусь. [6, c.82-83]

Религиозные организации являются специфическим институтом гражданского общества, поскольку их деятельность воздействует на формирование ценностных ориентаций личности - с одной стороны, а с другой - они являются своеобразным посредником во взаимодействии государства и личности.[1, c.228]

В научной литературе религиозную организацию определяют как объединение последователей той или иной религии, возникающее на основе общности верований и обрядов, традиций и обычаев, сообщество людей со схожими ценностными ориентациями, которые совместно реализуют общую жизненную программу. Функции религиозных организаций состоит в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности данного объединения [18, c. 88 - 89].

Особенностями религиозных организаций являются устойчивость даже при анонимном членстве в них, отсутствуем процедуры оформления членства. Большинство из них относится к так называемым внешнеорганизованным сообществам: они создаются по инициативе граждан, нередко у них имеется своеобразное штатное расписание, определяющее структуру и иерархию. Почти все они имеют внутреннюю организацию, определяемую схожими ценностями, стереотипами мышления и поведения, личностно-психологическими отношениями. В религиозной организации, как и в любой другой, довольно четко различаются управляющие и управляемые подсистемы, формальная и неформальная иерархия. Сохранение ее внутренней структуры обеспечивается руководством, нормами соответствующего религиозного права к религиозной морали.

Эффективность функционирования религиозной организации обусловлена теми же факторами, что и эффективность любого другого подобного светского образования: внутренней структурой, типом руководства, компетентностью руководителей, внешними и внутренними взаимоотношениями. Определенный отпечаток на функционирование религиозной организации накладывает конфессиональная принадлежность, местные традиции, конкретные исторические обстоятельства [21, с. 38-42].

Обеспечение юридического равенства религий перед законом с одновременным учетом их культурно-исторической неравнозначности создает правовые основы сотрудничества государства с традиционными христианскими конфессиями. В то же время это позволяет ограничить экспансию деструктивных религиозных организаций, появившихся на территории постсоветских государств [10, с. 228].

Из данного принципа вытекает классификация религиозных организаций по степени их исторической принадлежности к данному государству.

Традиционные конфессии - это религиозные объединения, исторически связанные с народом, проживающим на конкретной территории, и повлиявшие на становление и развитие его государственности. В Республике Беларусь такими религиозными организациями являются Белорусская православная церковь, Римско-католическая церковь, Греко-римская церковь, иудаизм, мусульманство.

Вероисповедания, обладающие признаками религии, но не являющиеся традиционными для конкретной страны и не признанные в установленном законодателем порядке деструктивными, являются нетрадиционными. В Республике Беларусь такими организациями являются различные формы протестантизма, бахаисты, кришнаиты.

Деструктивными являются такие общественные и религиозные организации и сообщества, деятельность которых признана наносящей вред нравственности, психическому здоровью народа или безопасности государства. Деструктивные вероучения и деятельность деструктивных религиозных организаций запрещаются законом [16, с. 14 - 15].

Под деструктивным культом понимается организация (как правило, религиозная), деятельность которой строится на принципах авторитаризма и иерархической форме управления. Результатом может быть разрушение личности и переориентация направленности и волевых качеств на дегуманизацию человека. Согласно целому ряду источников в Беларуси в настоящее время действует несколько религиозных организаций, признающихся деструктивными. [20, с. 17].

Деструктивная организация (секта) (от лат. secta - «школа, учение») - один из типов религиозной организации, которая обособляется исследователями рядом с церковью и деноминацией. Обычно секта возникает в качестве оппозиционного течения к тому или другому религиозному направлению или как протест определенной социальной группы [11, с. 296].

Некоторые авторы выделяют такой тип религиозной организации как деноминация (лат. donominatio - “наделение специальным именем”) - промежуточный тип религиозной организации между сектой и церковью, имеющей черты как первой, так и второй. Это религиозное объединение в стадии становления. Возникновение деноминации связано не столько с оппозиционными тенденциями, сколько с установлением религиозного плюрализма [7,с. 48].

Обобщая вышеизложенные исследования, необходимо отметить, что новая религиозная ситуация в Республике Беларусь обусловлена ростом влияния религиозных организаций на белорусское общество. В Республике Беларусь существуют различные религиозные организации со своей иерархической структурой, функциями и задачами. Часто смешивается юридический и культурно-исторический аспекты принципа равенства религий. Однако Республике Беларусь ближе понимание, согласно которому культурно-формирующая роль различных религий не может быть одинаковой.

Необходимо различать религиозные организации по степени их исторической принадлежности к данному государству: традиционные конфессии, нетрадиционные и деструктивные.

2. Органы государственного управления, регулирующие деятельность религиозных организаций

2.1 Общая характеристика органов, регулирующих деятельность религиозных организаций

В настоящее время сложившаяся система управленческих органов преемственно сохраняет организационные черты советской модели, отличаясь от нее характером управленческих функций. [9, с. 54]

На рубеже 90-х годов XX века после реорганизации СССР в Беларуси перестало действовать союзное законодательство в области религиозных культов, были утрачены полномочия органов, занимающихся регулированием конфессиональной ситуации. В первые годы политики отказа от доминирующего положения атеизма в республике была установлена либерально-демократическая модель государственно-церковных отношений, базирующаяся на соответствующей нормативно-правовой базе. [17,c.121]

В связи с упразднением института уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР было принято постановление Совета Министров Белорусской ССР от 16 августа 1991 г. № 318 “О создании в республике государственных органов по делам религий”, в соответствии с которым был создан Совет по делам религий при Совете Министров БССР. Исполкомам областных Советов народных депутатов было рекомендовано создать временные структурные подразделения для осуществления функций, предусмотренных законодательством о свободе совести и религиозных организациях, укомплектовав их работниками института уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР по областям.

В январе 1997 года Совет по делам религий при Совете Министров Республики Беларусь был упразднен и вместо него создан Государственный Комитет по делам религий и национальностей Республики Беларусь. Тем самым был повышен статус республиканского органа, регулирующего конфессиональную сферу и его функции распространены на сферу национальных отношений. Расширились функции органов по делам религий в областях и г. Минске.

В рамках осуществления в 2001 году реформы органов государственного управления Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2001 г. №707 “О Комитете по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь” создан Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь, являющийся правопреемником Государственного Комитета по делам религий и национальностей Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 2002 г. № 164 утверждено Положение о Комитете по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь, определяющее основные задачи, функции и права Комитета.

В силу изменившейся ситуации 31 октября 2002 года были приняты изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. “О свободе вероисповеданий и религиозных организациях”. В новой редакции Закон Республики Беларусь “О свободе совести и религиозных организациях” значительно расширил сферу компетенции органов по делам религий и национальностей в осуществлении их деятельности. [5,c.34]

В соответствии со статьей 10 указанного Закона Президентом Республики Беларусь образуется республиканский орган государственного управления по делам религий, который осуществляет контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, рассматривает и решает вопросы, возникающие в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций.

В настоящее время в республике в рамках оптимизации системы органов государственного управления осуществляется дальнейшее совершенствование структуры органов по делам религий и национальностей.

Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» учреждена должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, подчиненная Правительству Республики Беларусь, а для обеспечения его деятельности создан аппарат на базе Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2006 г. № 891 «Об утверждении Положения об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате» утверждено соответствующее Положение. В соответствии с ним, Уполномоченный по делам религий и национальностей, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь, осуществляет функции органа государственного управления и подчиняется Правительству.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.