реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Административная ответственность

реферат
p align="left">Принцип ответственности за противоправное деяние, а не за мысли, означает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности за совершение того или иного административ-ного правонарушения, может быть наказано за мысли лишь в том случае, если они получили внешнее выражение. Иными словами, основанием для привлечения лица к административной ответственности могут служить только его противоправные действия (или в ряде случаев -- бездействие). Так, например, само по себе намерение лица-участника внешнеэкономической деятельности без надлежащих на то законных оснований ввезти в страну или вывезти из нее какие-либо товары и не влечет за собой админи-стративной ответственности, а вот предоставление этим лицом в таможенный орган документов, содержащих недостоверные све-дения, дающие ему право на перемещение через таможенную границу таких товаров, либо перемещение этих товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля (т. е. совершение им конкретных действий по реализации своего наме-рения) уже влекут за собой ответственность, предусмотренную ст. 16.1 КоАП РФ.

Принцип наступления ответственности только при наличии вины в действиях правонарушителя означает, что без нее (вины) вообще беспредметно говорить об административном правона-рушении, а следовательно, и об ответственности за него. На-личие вины физического лица означает осознание этим лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вы-званных им результатов, а юридическое лицо признается вино-вным, когда будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установ-лена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению этих норм и правил.

Принцип законности привлечения к ответственности означает, что ответственность за правонарушения наступает лишь в слу-чаях, прямо предусмотренных предписаниями соответствующих правовых норм и в строгом соответствии с установленными для этого требованиями. Действующим же законодательством пред-усмотрены и специальные гарантии законности привлечения к административной ответственности, предупреждающие и вся-чески пресекающие выход за рамки закона, злоупотребления и ошибки при применении как материально-правовых норм (таких, как неправильная юридическая квалификация деяния, определение меры административного наказания вне пределов предусмотренной для этого санкции соответствующей статьи КоАП РФ и пр.), так и норм процессуальных (например, про-цедуры рассмотрения дела об административном правонару-шении по существу, сбора, фиксирования и исследования до-казательств, обжалования вынесенного по делу постановления и пр.).

Наряду с законностью иногда в качестве самостоятельного принципа юридической ответственности выделяют и принцип Общая теория права: Учебник для вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. М., 1998. С. 325-327. поп bis in idет («не дважды за одно»), согласно которому никто недолжен дважды нести уголовную, административную или иную ответственность за одно и то же правонарушение. Этот принцип относится к применению штрафных (карательных) санкций и не противоречит тому, что к правонарушителю, подвергнутому административной ответственности (карательной санкции, на-пример, штрафу), применяются и восстановительные санкции. Например, хулиган, разбивший витрину магазина, не только под-вергается штрафу по ст. 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство»), но и обязывается возместить причиненный правонарушением ущерб (оплатить стоимость разбитой витрины).

В то же время принцип «не дважды за одно» нельзя противо-поставлять такому принципу, как принцип двусубъектности от-ветственности, характерному именно для административного права. Этот принцип означает, что, например, за совершение по сути одного правонарушения допускается привлечение од-новременно юридического лица к административной и физи-ческого лица, непосредственно виновного в этом, -- к админи-стративной или уголовной ответственности. Так, в частности, если при перемещении через таможенную границу России не-задекларированного товара неким абстрактным акционерным обществом при наличии признаков так называемой «коммер-ческой» контрабанды таможня выяснит, что недекларирование товара произошло по вине конкретного сотрудника этого акци-онерного общества, уполномоченного в силу своих служебных обязанностей на совершение данной процедуры (процедуры де-кларирования), то наряду с привлечением к административной ответственности самого юридического лица по ст. 16.2 КоАП РФ («Недекларирование либо недостоверное декларирование това-ров и/или транспортных средств») должно быть привлечено к уголовной ответственности и конкретно виновное в этом физи-ческое лицо по ст. 188 УК РФ («Контрабанда»). То есть, право-нарушение по сути, казалось бы, одно, а субъектов ответствен-ности может быть два.

Справедливость как принцип юридической ответственности выражается в том, что мера административной ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного администра-тивного правонарушения. При привлечении лица к ответственности за совершение того или иного административного право-нарушения правоприменитель должен учесть все обстоятельства совершенного правонарушения (время, место, способ соверше-ния правонарушения, наличие или отсутствие в деле обстоя-тельств, смягчающих или отягчающих ответственность, и др.) и с учетом всех этих обстоятельств определить меру ответственности в пределах санкции соответствующей правовой нормы Особен-ной части КоАП РФ или принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных право-нарушениях.

Индивидуализация наказания -- непременное условие его результативности. Индивидуализация административной ответ-ственности является частью принципа ее справедливости и озна-чает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совер-шил (с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств). Иными словами, если административное правонарушение совершено в соучастии, то при назначении административного наказания правоприменителем должны быть учтены степень и характер вины каждого из соучастников в совершении данного право-нарушения.

Своевременность как принцип юридической ответственности означает возможность привлечения правонарушителя к ответ-ственности лишь в течение так называемого «срока давности привлечения к ответственности», т. е. периода времени, не слиш-ком отдаленного от факта правонарушения. Для административных правонарушений, в частности, такой срок определен в ст. 4.5 КоАП РФ и по общему правилу составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения либо при совершении длящихся проступков -- два месяца с их обнаруже-ния (по отдельным категориям административных правонарушений этот срок составляет один год). Сроком давности ограничено также исполнение постанов-ления о наложении административного наказания -- один год со дня его вступления в законную силу (ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ).

Целесообразность как принцип юридической ответственно-сти -- это соответствие избираемой в отношении правонару-шителя меры государственного принуждения его социальным качествам. Так, в частности, применительно к лицам, привле-каемым к ответственности за совершение административных правонарушений, правоохранительными органами могут быть использованы такие меры обеспечения производства по делу, как доставление и административное задержание правонарушителей. Такие меры могут быть использованы, а могут использованы и не быть. Выбор правоприменителем соответствующей меры при-нуждения должен быть обоснован исходя из целесообразности ее применения.

Целесообразность как принцип административной ответ-ственности проявляется также и в наличии предусмотренной законом (ст. 2.9 КоАП РФ) юридической возможности для пра-воприменителя (судьи, органа или должностного лица, уполно-моченного решить дело об административном правонарушении) освободить лицо, совершившее административное правонаруше-ние, от административной ответственности при малозначитель-ности совершенного проступка (т. е. по сути -- при отсутствии назначения административного наказания) и ограничиться при этом устным замечанием.

Неотвратимость как принцип административной ответ-ственности означает, что априори ни одно административное правонарушение не должно оставаться безнаказанным. А реа-лизация данного принципа является существенным фактором эффективной борьбы с правонарушениями вообще и админи-стративными правонарушениями в частности, а также является одним из основных показателей качества всей правоохрани-тельной и правоприменительной деятельности уполномочен-ных на это государственных органов и должностных лиц.

2.5. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Презумпция невиновности.

В теории права существуют основания исключения юриди-ческой ответственности и освобождения от юридической ответ-ственности. Принципиальное отличие между ними в том, что если в первом случае при совершении правонарушения (точнее даже -- объективно противоправного поступка) ответственно-сти нет вообще и быть не может в силу ряда юридически ого-воренных и имеющих место в реальности условий или состоя-ний физического лица, то во втором случае ответственность уже имеет место быть, но в силу опять же ряда оговоренных в законе и имеющих место в реальности условий (оснований) возможно освобождение от нее.

Условиями, исключающими противоправность деяния и тем самым исключающими и саму административную ответствен-ность, являются:

невменяемость физического лица (когда лицо не может отдавать отчета в своих действиях);

наличие обстоятельств, исключающих общественную опас-ность (вредность) деяния (непреодолимая сила, необходи-мая оборона, крайняя необходимость);

отсутствие в деянии признаков юридического состава ад-министративного правонарушения;

казус Административная ответственность: Вопросы теории и практики / Под ред. Н.Ю.Хаманевой. - М.: ИГП РАН, 2004. - с. 87- 90..

Так, если нет хотя бы одного из элементов со-става правонарушения, то нет и самого правонарушения, а без правонарушения не может быть и ответственности за него.

Вменяемость же лица, привлекаемого к административной от-ветственности, равно как и его возраст, является характеристикой субъекта правонарушения, который в совокупности с другими элементами образует состав правонарушения. Это обстоятельство от-ражено во многих законах, в том числе и в ст. 2.8 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.8 КоАП РФ, не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический харак-тер и противоправность своих действий (бездействия) либо руко-водить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного бо-лезненного состояния психики.

Причем законодатель выделяет два критерия невменяемости: медицинский и юридический.

Медицинский критерий невменяемости указывает на различ-ные формы болезненных расстройств психической деятельности человека. Таковых в КоАП РФ указано четыре:

хроническое психическое расстройство (например, ши-зофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и иные длительные формы расстройства психики, имею-щие устойчивый характер и тенденции к прогрессированию);

временное (т. е. краткосрочное) психическое расстройство (например, алкогольный психоз (так называемая «белая го-рячка»), временное расстройство психики, вызванное тя-желым душевным потрясением (патологический аффект), и прочие болезненные состояния психики, заканчивающи-еся выздоровлением);

3)слабоумие, т. е. либо врожденный (олигофрения), либо приобретенный в результате изменений мозга при раз-личных заболеваниях (деменция) дефект психики, прояв-ляющийся в слабости интеллекта;

4) иное болезненное состояние психики (различного рода за-болевания, как таковые психическими не являющиеся, но сопровождающиеся временным расстройством психики).

Юридический критерий невменяемости заключается в отсут-ствии улица способности осознавать фактический характер и про-тивоправность своих действий или бездействия (это интеллекту-альный аспект), а также руководить ими (это волевой аспект).

Несколько сложнее дело обстоит при наличии некоторых об-стоятельств, исключающих общественную опасность совершен-ного противоправного деяния (непреодолимая сила, необходи-мая оборона и крайняя необходимость).

К обстоятельствам непреодолимой силы относятся обстоятельства, не зависящие от воли и желания лица, но которые преодолеть он просто не в силе, и они становятся на пути исполнения им взятых на себя обяза-тельств и ведут к совершению правонарушения. К таковым отно-сятся: стихийные бедствия, землетрясения, наводнения и иные природные явления, в ряде случаев аварии и пр. А вот необходи-мая оборона и крайняя необходимость -- это в некотором роде оценочные характеристики, зачастую во многом зависящие от обстоятельств конкретного правонарушения.

Необходимая оборона -- это защита гражданином своих прав и законных интересов, а также прав и законных интересов другого лица, общества или государства от противоправного посягатель-ства независимо от возможности избежать его либо обратиться за помощью в этом к другим лицам или органам власти. Как та-кового института необходимой обороны КоАП РФ напрямую не предусматривает.

Крайняя необходимость -- это причинение лицом вреда охра-няемым законом интересам в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам обще-ства и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный. Институт крайней необходимости регламентирован в ст. 2.7 КоАП РФ. Причем в данной статье КоАП РФ не конкретизируется, о каком лице (физическом или юридическом) идет речь, поэтому представ-ляется, что наличие обстоятельств крайней необходимости мо-жет быть признано уполномоченным органом или должностным лицом и при совершении противоправного деяния юридиче-ским лицом.

Правонарушение -- это деяние всегда виновное, т. е. умыш-ленное или неосторожное. Неосторожную вину следует отличать от невинного причинения вреда или казуса (случая), при котором юридическая ответственность (в том числе и административная) не наступает (исключается). Суть казуса состоит в том, что лицо, совершившее то или иное деяние, формально закрепленное как правонарушение, но при этом не должно и не могло предвидеть общественно опасные (общественно вредные) последствия своих действий. Например, это очень распространено при дорожно-транспортных происшествиях.

Исходя из принципа законности, юридическая ответствен-ность может быть наложена на конкретное лицо только при наличии в его действиях либо бездействии признаков состава конкретного правонарушения, т. е. объекта противоправного посягательства, объективной стороны противоправного деяния, субъекта правонарушения и его отношения к содеянному -- субъ-ективной стороны правонарушения. И для того, чтобы застра-ховать людей и их коллективы от необоснованных обвинений в совершении правонарушений в законодательстве стран с демо-кратическим характером общества, в том числе и в России, вы-работан принцип неответственности, именуемый презумпцией невиновности.

Принцип презумпции невиновности является конституци-онным (содержится в ст. 49 Конституции РФ) и означает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установ-лена вступившим в законную силу приговором суда. Обви-няемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустра-нимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Применительно к институту административной ответствен-ности этот принцип сформулирован в ст. 1.5 КоАП РФ:

1) лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;

2) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, счи-тается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановле-нием судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;

3) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;

4) неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Данный принцип распространяется как на физических, так и на юридических лиц, привлекаемых к администра-тивной ответственности, и исходит из того, что всякое со-мнение, которое не представляется возможным устранить в установленном законом порядке, должно истолковываться в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Иными сло-вами, существует законом установленное предположение, что лицо даже при наличии фактических обстоятельств, свиде-тельствующих о признаках объективной стороны правонару-шения (т. е. конкретного деяния, противоправного результата и наличия причинной связи между ними), считается неви-новным до тех пор, пока не будет доказано обратное. При-чем бремя доказывания ложится не на это лицо, а на ор-ганы обвинения.

Заключение

Таким образом, административная ответственность - это вид юридической от-ветственности, ко-торая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, со-вершившему административное правонарушение. Административная ответственность обладает следующими признаками:

- она является составной частью администра-тивного принуждения как вида государственного принуждения и обладает всеми его качествами;

- фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

- административная ответственность урегулиро-вана нормами именно административного права, которые содержат как исчер-пывающие перечни административных правонарушений, ви-дов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административ-ной ответственности;

- субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица;

- административное наказание как мера адми-нистративной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов и др.

Основаниями административной ответственности служат наличие норм права, уста-навливающих административную ответственность и регулиру-ющих ее (нормативное основание); деяние (действие или бездействие) конкретного лица, нарушающее правовые пред-писания, охраняемые административными санкциями (т. е. на-личие административного правонарушения) - это фактическое основание; и процессуальное основание - право-применительный акт компетентного субъекта о назначении ад-министративного наказания на конкретное лицо за конкретное административное правонарушение.

Цель административной ответственности опосредуется через функции, которые она выполняет: превентивную (или предупре-дительно-воспитательную), репрессивную (именуемую еще ка-рательной или штрафной) и сигнализационную.

В своем развитии административная ответственность проходит следующие основные стадии:

- стадия возникновения юридической ответственности (на-чинается с момента совершения правонарушения и длится до момента обнаружения его должностными лицами компетентных государственных органов);

- стадия конкретизации юридической ответственности (на-чинается с момента обнаружения правонарушения должност-ными лицами компетентных органов государства и заканчи-вается вступлением в законную силу акта применения права, признающего факт правонарушения, совершенного конкрет-ным лицом);

- стадия реализации юридической ответственности (начинается с момента вступления в законную силу правоприменительного акта государственного органа, признающего факт совершения правонарушения конкретным лицом, и закан-чивается моментом окончания исполнения наказания (взы-скания).

Таким образом, существование административной ответственности как такой призвано осуществлять общее предупреждение пра-вонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону. Ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное воздействие на субъекта правоотношения, пре-дотвращающее его противоправное поведение.

Список источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1).

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. // Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, N 52 (ч. 2), ст. 1274.

4. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984г. (в редакции с учетом последующих изменений и дополнений) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984, №27, ст. 909.

5. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ, 11.04.2005, N 15, ст. 1274.

6. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнад-зорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 25.04.2005 № 17. Ст. 1485.

7. Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» 09 марта 2004г. №314 // Собрание законодательства РФ, 26.12.2005, N 52 (3 ч.), ст. 5690.

8. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М., 2000.

9. Административное право. Серия «Учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

10. Додин Е.В. Основания административной ответственности// Ученые записки. Выпуск 1 (18). М., 1964.

11. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Н.Г.Салищевой, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимова и др. - М.: ТК Велби, 2002.

12. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н.Топорниной. - М.: Юристъ, 1997.

13. Общая теория права: Учебник для вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. М., 1998.

14. Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление. Гражданин. Ответственность (Сущность, применение и эффективность административных взысканий). Л., 1975.

15. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М., 2000.

16. Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

17. Шиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственности. М., 1998.

18. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. - М.: Юринформцентр, 2001.

19. Салищева Н.Г. Хаманева Н.Ю. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации. - М.:ИГП РАН, 2001.

20. Административная ответственность: Вопросы теории и практики / Под ред. Н.Ю.Хаманевой. - М.: ИГП РАН, 2004.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.