такой не поддающийся стоимостной оценке фактор, как накопленный опыт
организации и управления НИОКР, тесное взаимодействие этой сферы со всеми
другими областями экономической жизни, позитивное отношение предпринимателей
к активному использованию передовых достижений науки и техники в качестве
главных конкурентных преимуществ в стране и за рубежом.
Американские корпорации прочно удерживают первенство в мире по таким
направлениям НТП, как производство самолетов и космических аппаратов,
сверхмощных компьютеров и их программного обеспечения, производства
полупроводников и новейших мощных интегральных схем, производство лазерной
техники, средство связи, биотехнологии. На долю США приходится свыше 50 %
крупных нововведений, генерируемых в развитых странах.
США продолжают оставаться крупнейшим производителем продукции высоких
технологий или наукоемкой продукции: их доля в мировом производстве этой
продукции составляла в начале 90-х гг. 36 %, Японии – 29 %, ФРГ – 9,4 %, ЕС в
составе 12 стран – 29 %.
2.2.1. Высококвалифицированные кадры
Ядро научно-технического потенциала США составляют кадры
высококвалифицированных ученых и инженеров, занятых проведением научных
исследований и разработок. В начале 90-х гг. общая численность научных
сотрудников в США превышала 3 млн. человек. США продолжают также лидировать
по отдельному весу ученых и инженеров в составе рабочей силы. По данным за
80-е гг. в США на 10 тыс. занятых приходилось 280 ученых и инженеров, в
Японии – 240, ФРГ – 210, Великобритании – 190, Франции – 165 человек /13/.
Высоким обязательным уровнем характеризуется весь контингент рабочей силы в
США. В начале 90-х гг. 38,7 % американцев в возрасте от 25 лет и старше имели
законченное среднее образование, 21,1 % - законченное высшее и 17,3 –
незаконченное высшее образование. Только 11,6 % взрослых американцев имеют
образование ниже среднего, что составляет 8 и менее лет обучения в школе.
Мощный научно-технический потенциал страны и общий высокий уровень
образованности и профессиональной подготовки американцев служит фактором силы
для американский корпораций в их конкурентной борьбе с соперниками на
отечественном и мировом рынках.
2.3. Информационные услуги
Качественно новой чертой сдвигов в общественном производстве США стало
развитие информационной инфраструктуры, выполняющей функции Центрального
информационного банка данных для всей экономики.
В основе информационной инфраструктуры лежит созданная комплексная индустрия
обработки информации на базе новейшей электронной техники и средств связи.
Помимо производства ЭВМ и их программного обеспечения эта отрасль охватывает
создание устройств и систем для передачи информации (оборудование связи,
Интернет, электронная почта и др.), ее размножение (светокопировальное
оборудование, печатающее устройство для ЭВМ и персональных компьютеров),
выпуск периферийного оборудования (дисплеи, терминалы, сканеры, и пр.). Кроме
того, в ее состав включаются все виды услуг, поддерживающие функционирование
ЭВМ и другого информационного оборудования.
Начиная с 80-х годов в США идет целенаправленный процесс формирования
информационной инфраструктур. Он происходит на основе интегрирования
информационной техники различных видов в информационной системы, каждая из
которых контролирует определенную группу объектов, и последующее объединение
этих систем в общенациональную и международную сеть.
Одним из наиболее впечатляющих примеров таких сетей является информационная
система Интернет, пользователями которой стали десятки миллионов людей во
всем мире.
О масштабах информационной инфраструктуры в США свидетельствуют тот факт, что
во второй половине 90-х годов в стране на 1000 человек приходилось около 350
компьютеров, которые были установлены как в государственных учреждениях, так
и в частных компаниях и университетах. Пара персональных компьютеров к концу
десятилетия 22,6 млн. единиц. Всего на долю США (по состоянию на середину 90-
х годов) приходилось более 41 % всех работающих в мире компьютеров. Только в
средних школах за период с 1985 – 1997 г. их было установлено 6.2 млн.
единиц. В 1997 г. 78 % всех государственных школ страны имело доступ к сети
Интернет.
Больших масштабов достигла деятельность принципиально новой отрасли
американской экономики – компьютерных специализированных услуг. Эти услуги
предоставляли в середине 90-х годов более 75 тыс. фирм. Объем операций
отрасли возрос с 3,4 млрд. в 1972 г. до 184,4 млрд. долл. в 1996 г. Ясно, что
такого рода процессы создают принципиально новые возможности для
функционирования всего общественного производства /12/.
3. ФАКТОРЫ МИРОВОГО ВЛИЯНИЯ США
3.1. Позиция США в мировой торговле
На современном этапе научно-технического прогресса размер и уровень развития
отечественного рынка не только остается мощным фактором мирового влияния США,
но и приобретает новое значение. В условиях высокой степени обеспеченности
собственными сырьевыми ресурсами США получили новое преимущество благодаря
внедрению ресурсосберегающих технологий. Тем самым существенно уменьшилась
зависимость США от внешних источников снабжения сырьем. Более того, в
современных условиях резко возрастает зависимость поставщиков сырья от
экономики США и других развиты стран.
Масштабы и богатство американского рынка – мощный фактор роста мировой
торговли. Это побуждает другие страны активно бороться за доступ на рынок США
и укрепление своих позиций на этом рынке. Один из результатов этой борьбы –
высвобождение ресурсов США для их использования на более прогрессивных
направлениях благодаря удовлетворению части потребности общества за счет
импорта.
Экспорт товара составляет сравнительно с другими странами невысокий удельный
вес в национальном производстве США. Экспорт составляет всего около 1/10
валового продукта этой страны, тогда как для европейских стран его значение
обычно в два – три раза выше. Главная причина в том, что США, будучи крупной
страной с разнообразными районами, получают большие выгоды с помощью
внутреннего территориального разделения труда, поэтому их нужды в
международном разделении труда не так велики. В него вовлечены в основном
прибрежные и приграничные штаты; 1/3 экспорта дают всего четыре из них –
Калифорния, Техас, Вашингтон и Нью-Йорк, а если к ним добавить Мичиган,
Луизиану, Огайо и Иллинойс, то на эти восемь штатов придется уже половина
экспорта США (см. таблицу 7). В среднем на экспорт прямо или косвенно идет
около 15 % продукции промышленности, в т. ч. 1/4 металлов, 1/5 химикалий и
машины. Гораздо большую роль играет экспорт в сельскохозяйственном
производстве: ради него выращивается 1/2 урожая пшеницы, 1/3 сои – бобов, 1/3
табака, 1/5 часть урожая кукурузы /11/.
Таблица 7 – Главные штаты – экспортеры в 1992 г.
Штат | Млрд. долл. | Процент | Нарастающий итог | Экспорт из США | 448,2 | 100,0 | . | в т.ч. Калифорния | 56,4 | 12,6 | 12,6 | Техас | 43,5 | 9,7 | 22,3 | Вашингтон | 28,0 | 6,3 | 28,6 | Нью-Йорк | 22,6 | 5,0 | 33,6 | Мичиган | 20,4 | 4,6 | 38,2 | Луизиана | 16,1 | 3,6 | 41,8 | Огайо | 16,3 | 3,6 | 45,4 | Иллинойс | 15,3 | 3,4 | 48,8 | Флорида | 14,4 | 3,2 | 52,1 | Массачусетс | 10,4 | 2,3 | 54,3 | Итого 10 ведущих | 243,6 | 54,3 | 54,3 |
Экспортная квота колеблется вокруг показателей 8 – 9 % ВНП. США экспортирует
примерно 1/4 часть сельскохозяйственной продукции. В промышленности США
сложился тесно связанный с внешним рынком сектор. Это отрасли в
обрабатывающей промышленности, на них приходится почти 3/4 всего вывоза
промышленной продукции. Экспортные рынки обеспечивают сбыт около 1/4
продукции общего машиностроения, более 1/5 – по двигателям и турбинам, свыше
2/5 - по самолетам /13/.
Импорт играет все более растущую роль в США, не только как источник снабжения
страны товарами, но и как фактор мировой конкуренции, влияния которой
охватывает ныне практически всю экономику США. За счет импорта
удовлетворяется порядка 20 % потребностей США в текстиле, стали и ряде других
видов важных для хозяйства продукции.
География внешней торговли США своеобразна. Крупнейшими торговыми партнерами
и одновременно главными конкурентами США на мировом и внутреннем рынках
остаются ФРГ и Япония. ФРГ направляет в США – 8-9 %, а Япония – 29-31 %
своего экспорта. Устойчивый дефицит в торговле с этими странами стал
характерной чертой США. Доступ на рынок США стал для этих стран одним из
главных условий их экономического развития.
В последние годы экономика США стала одним из основных потребителей
экспортной продукции не только ведущих стран Западной Европы, Японии, но и
новых индустриальных стран – Южной Кареи, Сингапура, Тайваня. Торговые
отношения в США с НИС – одно из наиболее динамичных звеньев мирохозяйственных
связей. Объем торговли между ними за период 1970 – 1990 гг. увеличился более
чем в 13 раз и достиг 22,5 % внешнеторгового оборота США /13/.
США остаются крупнейшим экспортером наукоемкой продукции – им принадлежало в
1990 г. 9 % всего рынка наукоемкой продукции за пределами США. Одновременно с
этим США выступают главным рынком для ведущих экспортеров продукции высоких
технологий. Доля наукоемкой продукции в стоимости всего импорта США
составляет в эти годы около 14 %. Крупным потенциал экспортной деятельности
содержат новейшие направления научно-технического прогресса. США принадлежит
70 % мирового рынка программного обеспечения для ЭАМ. Реализация
интеллектуальной продукции, различных видов научно-технической информации
становится все более перспективным видом международного бизнеса, служит
важным проводником мирового влияния американских корпораций.
3.2 Движение капитала США
В последнее десятилетие произошли радикальные перемены в мировой позиции США,
связанной с движением прямых заграничных инвестиций. На базе прямых
инвестиций, осуществляемых преимущественно ТНК, в прогрессирующих масштабах
происходит формирование международного производства, объединяющего экономику
США с хозяйствами других стран более тесными связями, чем это делала
торговля. Источником финансирования инвестиций в 80 – 90-е годы является
чистый приток иностранного капитала.
Сеть международного производства, созданную посредством прямых заграничных
инвестиций, принято называть в экономической литературе второй экономикой. По
своему производственному, научно-техническому и финансовому потенциалу она
существенно превосходит аналогичные сферы хозяйствований ближайших
конкурентов США в этой области: Западной Европы и Японии. Уже в середине 80-х
годов на 20 тыс. контролируемых американским капиталом зарубежных
предприятиях было занято более 6,5 млн. рабочих и служащих, что составляло
четверть всей рабочей силы, занятой на предприятиях, принадлежащих
американским ТНК. Объем продаж товаров и нефинансовых услуг заграничными
филиалами и подконтрольными фирмами соответствовал одной трети товарооборота
материнских компаний и приносил порядка одной трети прибыли.
Интенсивное взаимодействие зарубежных предприятий американских ТНК с
хозяйственными структурами США выражается в наиболее рельефной форме в
растущей производственной кооперации зарубежных филиалов с материнскими.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|