Учёт и отчётность (шпаргалка)
ХОЗ.УЧЁТ-это система наблюдений, измерений, контроля и отображения
хоз.процессов для того чтобы управлять ими и контролировать.Задачи
хоз.учёта:1)Обеспечить сохранность матер.ценностей.2)Изыскивать резервы
роста и внедрять их в пр-во.3)Обеспечивать рентабильность.4)Проводить учёт
и контроль за хоз.процессами.Классиф.хоз.учёта: 1.Оператив но-технический –
это система наблюдений,измерений,контроля хоз.процессов.Это быстрый
контроль,который практичес- ки документально не
оформляется.2.Статистический-это система наблюдений,измерений,контроля и
изучения хоз.проц- ессов.Статистика изучает:состав
населения,численность,продолжит.жизни,уровень
рождаемости,смертности…3.Бухгалте рский учёт-это непрерывный,документальный
учёт и контроль. Измерители:В завис.от вида хоз.деят.в бух.учёте примен яют
различ.измерители: натуральные(количественные)-штуки,метры,пары,литры и др;
трудовые человеко-день,человеко- час,академический и астрономический час;
денежный-рубли и копейки.Все измерители взаимосвязаны.Задачи бух.учёта:
1)Контроль за выполнением плана товарооборота 2)Обеспечение рентабильности
3)Сохранность товарно-материальных ценностей. С помощью бух.учёта выявляют
резервы роста рознич.товарооборота,снижение издержек обращения.Бух.учёт в
магазине может быть централизованым и дец-м. При децентрализованном учёте
вся отчётность,вплоть до составления годового баланса,производится в
магазине.При централизованном учёте материально ответственные лица всю
первичну ю документацию представляют в бухгалтерию фирмы, где её проверяют
и обрабатывают. Документом наз.письменное п- одтверждение
действий,совершённых в процессе хоз.деят. Документы составляют материально
ответственные лица и нес ут за них ответственность.Все хоз.операции
оформляются документально в момент их совершения,такие док-ты наз.перв
ичными. С помощью док-в контролируют работу матер.отв.лиц, движения и
наличия остатков товарно материальных це- нностей, проверяют обоснованость
получения и выдачи,перемещения тов-в,находящихся в подчёте.Хорошо
организован- ное ведение док-в помогает предупреждать нарушения.С помощью
док-в проверяют правильность совершённых операци- й.Док-ы классиф:По
назначению:Распорядительные-распоряжение-они предназначены для исполнения
распорыжения, но сами исполнения на отражают.Исполнительно-оправдательные-
они отражают исполнение операции (накладная,счёт ф актура).Док-ы
быхгалтерского оформления-составляют счётные работники с целью подготовки
распорядительных и опра вдательных док-в для последующей записи в бух.учёте
(это журналы-ордера). Комбинированные-содержат распоряжения и исполнения-
(расчётно-платёжная ведомость,расходно-кассовый ордер и др).По объёму
содержания: Простые-содержа т одну операцию(накладная,счёт
фактура).Составные-содержат 2 и более операции(отчёт кассира,товарный
отчёт,авансо-вый отчёт).По месту составления:Внутренние-это док-ы,кот-е
составляют внутри предпр-я и они не выходят за его пред елы
(приходный,расходный кассовый ордер,отчёт кассира и др). Внешние-составлены
на другом предприятии и вместе с товаром поступают к нам. Чтобы док-т
обладал юридич.силой, отвечал своему назначению и давал все
сведения,необход имые для хар-ки данной операции он должен содержать
минимум показателей, кот-е наз. реквизитами. Требования пре- дьявляемые к
оформ.док-в.Заполняют док-ы чернилами,на компьютере или на пишущей
машинке.Заполнять разборчив о,аккуратно.Помарки недопустимы.Итоговые
данные(количество и сумма)пишутся цифрами и прописью.Название месяц а
указ.словом.Некоторые док-ы составляют в одном экземпляре,в случае
необходимости составляют нужное кол-во экз-в. Кол-во экз-в зависит от
характера отражающих операций и кол-ва инстанций,кот-е должен пройти док-
т.Все денежные до к-ты после совершения операций погашаются штампом
“погашено”или ”оплачено”.Составляют и подписывают лица,уча- ствующие в
операции,они несут ответственность за правильность,достоверность и
своевременное оформление.Док-ты св- оевременно операции соответствующие
инстанции.Движение док-в от места их составления до передачи в архив
наз.доку ментооборотом.Различные док-ты имеют различный
документооборот.Хранание док-в.Док-ы хранят в архиве,их перепл етают в
книги в хронологическом порядке.На обложке указывают:назв.док-
в,номера,период за кот-й они составлены. Из а рхива их можно получить
только по распоряж.гл.бух.В бухг.архиве их хранят в теч.года,а затем их
передают в общий арх ив.Там их регистрируют в“архивной книге”.Каждаю
категория док-в имеет опред.срок хранения. Кассовые и банковские док-ы
хран.в теч.5 лет.Накладные и акты, платёжные ведомости-в теч.3-х лет.По
истечении сроков док-ты уничтожают, а док-ы имеющие важное значение сдают в
местный гос.архив. Материальная ответственность. М.о.-это обязанность тор
г.работников обеспечить сохранность материальных ценностей или возместить
ущерб причинёный вольно или не вольно. М.о.могут быть работники имеющие
полный доступ к тов-у,достигшие совершеннолетия,ранее не судимые за
воровство, кражу,хищение.М.о.-это двустороннее соглашение между
администрацией и работником или работниками. Подписывают Типовой договор о
колективной(индивидуальной)материальной ответственности в 2-х экз-х, 1-й
находится у администра- ции, 2-й у бригадира(работника).В догоаоре
оговаривают:условия работы, обязаости сторон,порядок возмешения ущерб-
а.Ущерб возмещают согласно законодательству,пропорционально зар.плате и
отработаному времени. Переоформление до говора производится если из бригады
выбывает бригадир или 50% и более работников с одновременной
инвентаризацией Если в бригаду поступает работник, то его знакомят с
условиями договора,и если он согласен то на договоре ставит свою подпись и
дату. Бригада имеет право:1)заявлять отвод работникам,кот-е по её мнению не
внушают доверия.2)требовать от руководства соответствующих условий
работы,оборудования,инвентаря.3)участвовать в приёмке тов-а и инвентаризац
ии. Бригада обязана:1)обеспечить сохранность материальных
ценностей.2)сообщать администрации о всех случаях угро жающих сохранности
тов-а.3)Соблюдать внутренний распорядок.4)участвовать в приёмке тов-а и
инвентаризации-(учёт или ревизия). Администрация обязана:1)Предоставлять
работникам соответствующие условия работы.2)Создавать усло вия для
обеспечения сохранности ценностей.3)Контролировать соблюдение розничных
цен.4)Требовать своевременного учёта и предоставления отчётности. | |
|Довереность предъявляют при получении товара по |
|безналичному расчёту с отсрочкой платежа или под|
|реализацию.Дове реность выдают материально |
|ответственному лицу, а если работник таковым не |
|является то с него берут подписку о мате р.отв. |
|Довереность бывает:постоянная-(на год) и |
|временная.Временная довереность выдаётся на срок|
|до 15 дней.Выпис ывают её в бухгалтерии в одном |
|экземпляре.В ней указывают:кому,на какой срок |
|выдана,от кого и какой товар получать. |
|Получатель доверености расписывается в ней и его|
|подпись утверждают руководитель и |
|гл.бухгалтер.Выдают довереност ь под расписку в |
|книге учёта выданых и принятых довереностей. При|
|получении товара вместе с довереностью предъявля|
|ют паспорт,довереность остаётся у |
|поставщика.Если товар получают партиями то |
|довереность остаётся у поставщика пос ле первого|
|получения.За довереность необходимо |
|отчитаться.Если товар получен,то не позднее 3-х |
|дней; после получени- я товара документы на него|
|необходимо сдать в бухгалтерию.Если товар небыл |
|получен,то довереность необх.сдать в бух |
|галтерию не позднее 3-х дней после окончания |
|срока действия. Если за довереность не |
|отчитаются то другую не выдают. Довереность |
|сдают так же под расписку в книге учёта выданых |
|и принятых довереностей. Сопроводительные |
|док-ы-это док-ы кот-е сопровождают товар от |
|поставщика к получателю.Их выписывают |
|материально ответственные лица. Это: нак |
|ладная,счёт,счёт-фактура,товарно-транспортная |
|накладная и др. СЧЁТ-предназначен для расчёта |
|между поставщиком и п олучателем, в нём указ-т: |
|наименование и адрес поставщика, плательщика за |
|товары, № и дата заказа,счёта,наименование |
|тов-в,ед.измерений,кол-во,цена,сумма.Сумму |
|записывают по каждому товару в отдельности и в |
|целом по счёту.Подписыв ают руководитель и |
|гл.бухг.К счёту прилагают док-ы о |
|кол-ве(накладная,счёт-фактура)и |
|качестве(сертификат).СЧЁТ-ФА- КТУРА-по ней |
|получают товар от поставщиков,в ней содержатся |
|подробные сведения о товаре,служит приходным |
|док-м для магазина.НАКЛАДНАЯ-явл.приходным док-м|
|для магазина, по ней получают товар от |
|поставщика. Содержит подроб ные сведения о |
|товаре.РАСХОДНАЯ НАКЛАДНАЯ-прим.так же как и |
|накладная. |
|Приёмка тов-в по кол-ву и кач-ву.Если товар |
|поступил затареный,то его принимают по массе |
|брутто и кол-ву мест. Есл и не затаренный,то по |
|массе нетто и числу товарных едениц.Одновременно|
|принимают товар по кач-ву.Если в рез.приёмк и |
|расхождений не выявлено,то м.о.лицо оформляет |
|приёмку,т.е.на сопроводительных док-х ставит |
|дату,подпись,штамп п- риёмки.При поступлении |
|тов-а в вагоне или контейнере (автомобильном |
|транспорте)прежде всего проверяют наличие и п |
|равильность оформления док-в:соответствует ли |
|товар требованиям,его кол-во,цену,наличие |
|оттиска пломбы,все ли подп иси.Затем осматривают|
|перевозочные средства:целы ли |
|замки,запоры,обшивка,целостность пломбы и |
|соответствие её отт иска оттиску на док-х. Если |
|в рез.приёмки выявлены расхождения то приёмку |
|приостанавливают,телеграммой или телефо |
|нограммой сообщают поставщику об этом и |
|отправляют сохранную расписку.Поставщик должен |
|прибыть для дальнейше й приёмки тов-а в теч.3-х |
|сут.по иногородним поставкам,1-х сут.по |
|одногородним и 12ч.по скоропортящимся тов-м,не |
|сч- итая дороги.Если поставщик не явится,то |
|приглашают назаинтересованное лицо для |
|дальнейшей приёмки.Если поставщи к даёт согласие|
|на одностороннюю приёмку тов-а,то его принимает |
|сам грузополучатель,при этом составляется акт в |
|пяти экз: 1-в |
|бухгалтерию,2-поставщику,3-м.о.лицу.В акте |
|указ-т:состав комиссии,что значится по док-м,что|
|фактически оказа лось,расхождения. Окончательная|
|приёмка тов-а производится в магазине или на |
|складе получателя в следующие сроки : от |
|иногородних поставщиков-в теч.20дн, |
|одногородних-10дн, по |
|скоропотящимся-24ч.Особености приёмки некоторы- |
|х тов-в:При приёмке тов-а на складе поставщика |
|получатель должен иметь довереность.При |
|получении штучных и незат ареных тов-в |
|получатель проверяет кол-во еден-ц и распис.в |
|сопроводительном док-е,при этом выписывают |
|счёт-фактуру |
|Если приёмка ведётся без проверки внутреннего |
|содержания, то на сопроводительном док-те делают|
|отметку о приёмке тов-а без внутренней про верки|
|и подтверждают подписями поставщика и |
|получателя. При приёмке тов-а от станции ж/д…(то|
|же).При приёмке товара в тарооборудовании |
|необходимо проверить кол-во едениц |
|тарооборудования и соответствие их |
|накладным,соотв.оттиска пломбы контрольным |
|оттискам,исправность тары,чихлов.Если при |
|получении тов-а от станции ж/д будет обнаружена |
|утрата груза или нарушена |
|пломба(замки,обшивка),то необх.потребоват ь от |
|ж/д взвешивание всего груза,проверки кол-ва мест|
|и состояние всего товара.При составляют |
|коммерческий акт, который явл. основанием для |
|предъявления претензий ж/д. При отказе ж/д от |
|составления акта приглашают представителя ж/д |
|милиции, с которым производят проверку и сост |
|авляют акт. Отказ ж/д от составления |
|коммерческого акта можно обжаловать в теч.24 ч с|
|момента проверки. При приёмке тканей в кипах, |
|кипу вс крывают с торца без нарушения |
|упаковочной ленты и считают кол-во кусков в |
|кипе.Если обнаружена недостача куска в кипе,то |
Страницы: 1, 2
|