накладных. Учет затрат по автотранспорту рекомендуется вести раздельно с
учетом специализации автомобилей. Для этого к счету 23 «Вспомогательные
производства» субсчета «Автомобильный транспорт» открываются отдельные
аналитические счета;
— Грузовой автотранспорт;
— Специализированный автотранспорт (тягачи, автокраны, пожарные и т.
д.);
— Пассажирский автотранспорт (автобусы, грузовые машины,
переоборудованные для перевозки людей);
— Цеховые расходы (общегаражные).
В затраты по эксплуатации грузового автотранспорта относят стоимость
нефтепродуктов, суммы амортизационных отчислений по транспорту, затраты на
ремонт, технический уход, восстановление тин, стоимость обтирочного
материала, спецодежды, затраты на оплату труда с отчислениями на социальные
нужды водителей, и т. д.
При учете затрат могут использоваться следующие статьи:
1. Оплата труда с отчислениями на социальные нужды.
2. Нефтепродукты.
3. Затраты на содержание основных средств.
4. Работы и услуги.
5. Цеховые расходы.
6. Прочие затраты.
К цеховым расходам относят суммы амортизационных отчислений на здание
гаража, затраты на ремонт отопления, освещение гаража, на оплату труда с
отчислениями на социальные нужды персонала (заведующий, диспетчер, сторож и
т. д.).
Цеховые расходы предварительно учитывают на отдельном аналитическом
счете «Цеховые расходы». В конце отчетного периода их распределяют и
включают в себестоимость грузовых и пассажирских перевозок пропорционально
машино-дням пребывания в организации (кредит счета «Цеховые расходы»).
Распределение затрат по автотранспорту производится ежемесячно по
потребителям услуг пропорционально объему работ в тонно-километрах и их
плановой себестоимости с корректировкой в конце года до уровня фактических
затрат. При этом затраты по пассажирскому транспорту и по специальным
машинам относятся на потребителей услуг пропорционально количеству машино-
дней и их плановой себестоимости (кредит счетов «Грузовой автотранспорт»,
«Специальный' автотранспорт», «Пассажирский автотранспорт»).
В связи с этим объектом калькуляции по автотранспорту является тонно-
километры и работа машины. Калькуляционными единицами являются 10 т/км и 1
машино-день.
Перед определением себестоимости услуг автомобильного транспорта
затраты необходимо уменьшить на стоимость оприходованного отработанного
масла, шин, пригодных к использованию (кредит счета «Автотранспорт»).
В конце года фактическую себестоимость 10 т/км можно определить по
формуле:
[pic](3)
где
ФС — фактическая себестоимость 10 т/км, руб.;
ФЗ — фактические затраты по грузовому автотранспорту, руб.;
ПЗ — плановая оценка услуг тем потребителям, затраты которых уже
распределены (счет закрыт), руб.;
ПС — плановая оценка услуг по самообслуживанию, руб.;
ПП — плановая оценка услуг по перевозке людей (если грузовой
автотранспорт перевозил людей), руб.;
CВ — стоимость возвратных отходов (отработанного масла и т. д.), руб.;
Кф — фактический объем работ за год, т/км;
KЗ — фактический объем работ для тех потребителей, затраты по которым
уже распределены (счет закрыт), т/км;
КС, — фактический объем работ, выполненных для самообслуживания, т/км.
Аналогичным образом исчисляется фактическая себестоимость одного
машино-дня по пассажирскому автотранспорту и специальному грузовому
транспорту. После того плановая оценка услуг доводится до фактической
методом дополнительного списания или сторнирования, счет закрывается и
сальдо не имеет.
Рассмотрим на примере, как рассчитывается фактическая себестоимость 10
т/км. Допустим, что затраты по эксплуатации грузового автотранспорта за год
составили 258700 руб. (дебет счета «Грузовой автотранспорт»), В течение
года грузовым автотранспортом отработано 796000 т/км по плановой
себестоимости 10 т/км 3,3 руб. на сумму 262680 руб. (кредит счета «Грузовой
автотранспорт») в том числе:
в растениеводстве — 220000 т/км на сумму 72600 руб., в животноводстве
— 430000 т/км на сумму 141900 руб., на пилораме — 80000 т/км на сумму 26400
руб., на самообслуживании — 28000 т/км на сумму 9240 руб., для сторонних
организаций — 38000 т/км на сумму 12540 руб.
Кроме того, в течение года от грузовых автомашин оприходовано
отработанного масла на сумму 180 руб. (кредит счета «Грузовой
автотранспорт»).
Чтобы закрыть счет, необходимо исчислить фактическую себестоимость 10
т/км по формуле (3):
[pic]
Следовательно, фактическая себестоимость 10 т/км оказалась ниже
плановой на 0,05 руб., поэтому калькуляционную разницу необходимо списать
методом «красное сторно» по потребителям (табл. 3).
Таблица 3
Ведомость распределения отклонений в себестоимости работ грузового
автотранспорта
|Потребители услуг |Объем работ, | |Сумма | |В дебет |
| |т/км | |отклонени| | |
| | | |йруб. | | |
| | | | | | |
|Растениеводство |220000 | |1192 | |20/1 |
| | | | | | |
|Животноводство |430000 | |2329 | |20/2 |
| | | | | | |
|Пилорама |80000 | |433 | |20/3 |
| | | | | | |
|Сторонние организации |38000 | |206 | |46 |
| | | | | | |
|Итого |768000 | |4160 | |Кредит |
| | | | | |счета |
| | | | | |«Грузовой |
| | | | | |автотранспорт|
| | | | | |» |
В результате списания калькуляционной разницы счет «Грузовой
автотранспорт» закрывается и сальдо не имеет.
Распределять калькуляционную разницу нужно не всегда на те счета, на
которые относились в течение года затраты по автотранспорту. Например, их
можно не относить на расходы по доставке кормов, а списывать
непосредственно на животноводство.
В сельскохозяйственных организациях используются и специальные
автомобили: молоковозы, бензовозы. Но в связи с сезонностью производства в
течение года такие автомобили выполняют значительно меньший объем работ,
чем бортовые, а следовательно, себестоимость одного тонно-километра
бортовых машин значительно выше.
Установленный Методическими рекомендациями по планированию, учету и
калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском
хозяйстве, утвержденными Минсельхозпродом России от 04.07.1996 г. № П-4-
24/2068, порядок учета затрат на эксплуатацию автомобильного транспорта
несовершенен, так как он не обеспечивает обособленного, исчисления
себестоимости работ, выполненных грузовыми автомашинами специального
назначения (бензовозы, молоковозы) и бортовыми, в результате чего
искажаются фактические затраты на производство и реализацию
сельскохозяйственной продукции. На наш взгляд, учет затрат по специальным
грузовым автомашинам надо вести по видам автомобилей, а затраты по ним
списывать на потребителей услуг. Например, затраты по эксплуатации
молоковозов включать в полную себестоимость молока.
2.4.5. Учет затрат и исчисление себестоимости услуг машинно-
тракторного парка
Затраты по эксплуатации машинно-тракторного парка группируются в
накопительной ведомости учета работы, записи в которой производят на
основании путевых листов, ведомости распределения износа (амортизации),
отчислений в ремонтный фонд и других распределительных затрат.
Машинно-тракторный парк может использоваться на полевых и транспортных
работах. Следовательно, в учете необходимо разграничить выход услуг.
Поэтому к счету 23 субсчета «Машинно-тракторный парк» могут открываться
аналитические счета «Машинно-тракторный парк на полевых работах» и «Машинно-
тракторный парк на транспортных работах».
В затраты по эксплуатации машинно-тракторного парка включают оплату
труда с отчислениями на социальные нужды трактористов-машинистов, стоимость
нефтепродуктов, израсходованных на работу тракторного парка, сумму
амортизационных отчислений, затрат на ремонт тракторов, и т. д.
Учет этих затрат в течение года осуществляется в дебетовой части счета
23 субсчета «Машинно-тракторный парк».
Учет затрат по эксплуатации машинно-тракторного парка на полевых
работах имеет особенности. Затраты по узкоспециализированным
сельскохозяйственным машинам учитываются в составе счета 20/1
«Растениеводство». Затраты по эксплуатации тракторов, такие как оплата с
отчислениями на социальные нужды трактористов-машинистов, занятых на
полевых работах, и стоимость нефтепродуктов, израсходованных на полевые
работы машинно-тракторным парком, в составе счета 23 не учитываются, а
включаются в затраты растениеводства. Остальные затраты по эксплуатации
машинно-тракторного парка на полевых работах можно учитывать в течение года
в составе счета 20/1 «Растениеводство» на отдельном аналитическом счете как
нераспределенные затраты или на аналитическом счете «МТП на полевых
работах» в составе 23-го счета.
В конце года эти расходы распределяются по культурам пропорционально
выполненным работам в условных эталонных гектарах.
Учет затрат по эксплуатации машинно-тракторного парка на транспортных
работах можно вести по статьям:
1. Оплата труда с отчислениями на социальные нужды.
2. Затраты на содержание основных средств (нефтепродукты, износ,
ремонт основных средств).
3. Работы и услуги.
4. Цеховые расходы.
5. Прочие затраты.
Цеховые расходы по машинно-тракторному парку учитывают и распределяют
аналогично цеховым расходам ремонтно-механической мастерской.
Распределяют затраты по эксплуатации машинно-тракторного парка на
транспортных работах ежемесячно по потребителям, пропорционально объему
выполненных работ в тонно-километрах и плановой их себестоимости. Поэтому
объектом калькуляции в этом случае являются тонно-километры,
калькуляционной единицей — 1 т/км.
Метод калькуляции используется простой. Порядок исчисления
себестоимости 1 т/км аналогичен методике исчисления фактической
себестоимости услуг грузового автотранспорта.
После исчисления фактической себестоимости 1 т/км транспортных работ
калькуляционная разница списывается по потребителям услуг, счет закрывается
и сальдо не имеет.
В условиях хозяйственного расчета необходимо знать фактическую
себестоимость одного эталонного гектара, выполненного машинно-тракторным
парком на полевых работах. Для этого к нераспределенным затратам прибавляют
сумму начисленной оплаты труда с отчислениями на социальные нужды
трактористов, занятых на полевых работах, и стоимость нефтепродуктов,
израсходованных во время полевых работ, и рассчитывается фактическая
себестоимость одного эталонного гектара. Этот показатель используется для
анализа работы машинно-тракторного парка.
2.4.6. Учет затрат и исчисление себестоимости услуг гужевого
транспорта
В себестоимость услуг гужевого транспорта включаются затраты на корм,
амортизационные отчисления (износ) по рабочему скоту (кроме оленей и
волов), построек, транспортного инвентаря и сбруи, затраты на
профилактические ветеринарные мероприятия, ковку лошадей, колесную мазь,
содержание обслуживающего персонала.
Затраты по гужевому транспорту собираются в дебетовой части счета 23
субсчета «Гужевой транспорт». При этом могут использоваться следующие
статьи затрат:
1. Оплата труда с отчислениями на социальные нужды.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|