Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. №334/97-ВР в
редакции Закона Украины от 22.05.1997 г. №283/97-ВР с изменениями и
дополнениями под термином «основные средства» следует понимать материальные
ценности, используемые в хозяйственной деятельности налогоплательщика в
течение периода, который превышает 365 календарных дней с даты ввода в
эксплуатацию таких материальных ценностей, и стоимость которых постепенно
уменьшается в связи с физическим и моральным износом.
Т.о., в налоговом учете, так же как и в бухгалтерском балансовая
стоимость соответствующей группы основных фондов не увеличивается на
стоимость основных фондов, которые используются в хозяйственной
деятельности налогоплательщика в течение периода, не превышающего 365
календарных дней.
Основным критерием отнесения к основным средствам в налоговом и
бухгалтерском учете является срок службы (полезного использования) актива,
без установления дополнительных стоимостных ограничений.
В соответствии с п. 5 П(С)БУ 7 предприятие имеет право устанавливать
стоимостные критерии объектов, включаемых в состав основных средств. Данная
норма заложена в П(С)БУ с целью «разгрузить» счет 10 «Основные средства».
Следует обратить внимание на то, что для налогового учета стоимостные
критерии, установленные предприятием, значения не имеют.
В соответствии с классификацией (по видам), приведенной в П(С)БУ 7,
основные средства учитываются на следующих счетах бухгалтерского учета:
Классификация основных средств в бухгалтерском и налоговом учете.
|Номер и название субсчета |Состав группы |
|Счет 10 Основные средства» |
|Субсчет 101 «Земельные участки» |Земельные участки, которые являются |
| |собственностью предприятия |
|Субсчет 102 «Капитальные затраты на |Капитальные вложения на улучшение |
|улучшение земель» |земель (мелиоративные, осушительные, |
| |ирригационные и другие работы) |
|Субсчет 103 «Здания и сооружения» |Здания, сооружения, жилищные дома и |
| |передаточные устройства |
|Субсчет 104 «Машины и оборудование» |Машины и оборудование |
|Субсчет 105 « Транспортные средства»|Транспортные средства |
|Субсчет 106 «Инструменты, |Инструменты, приборы, инвентарь |
|приспособления и инвентарь» |(мебель) |
|Субсчет 107 «Рабочий и продуктивный |Рабочий и продуктивный скот |
|скот» | |
|Субсчет 108 «Многолетние насаждения»|Многолетние насаждения |
|Субсчет 109 «Прочие основные |Прочие основные средства |
|средства» | |
|Счет 11 «Прочие необоротные материальные активы» |
|Субсчет 111 «Библиотечные фонды» |Библиотечные фонды |
|Субсчет 112 «Малоценные необоротные |Малоценные необоротные материальные |
|материальные активы» |активы, со сроком полезного |
| |использования более одного года |
|Субсчет 113 «Временные (нетитульные)|Временные (нетитульные) сооружения в |
|сооружения» |эксплуатации |
|Субсчет 114 «Природные ресурсы» |Приобретенные природные ресурсы для |
| |последующей добычи (нефти, газа и |
| |т.п.) |
|Субсчет 115 «Инвентарная тара» |Инвентарная тара |
|Субсчет 116 «Предметы проката» |Предметы проката |
|Субсчет 117 «Прочие необоротные |Прочие необоротные материальные |
|материальные активы» |активы |
В налоговом учете в соответствии с пп. 8.2.2 п. 8.2 ст. 8 Закона о
прибыли основные фонды подлежат рассмотрению по таким группам:
группа 1 – здания, сооружения, их структурные компоненты и передающие
устройства, в том числе жилые дома и их части (квартиры и места общего
пользования);
группа 2 – автомобильный транспорт и узлы (запасные части) к нему; мебель;
бытовые, электронные, оптические, электромеханические приборы и
инструменты, включая электронно-вычислительные машины, другие машины для
автоматической обработки информации, информационные системы, телефоны,
микрофоны и рации, другое конторское (офисное) оснащение, оборудование и
принадлежности к нему;
группа 3 – любые другие основные фонды, не включенные в группы 1 и 2.
Кроме того, с 01.01.98 г. введен в действие Государственный
классификатор Украина «Классификация основных фондов» – ДК 013-97 (КОФ),
утвержденный приказом государственного комитета Украины по стандартизации
метрологии и сертификации № 507 от 19.07.97 г.
КОФ предназначен для использования в автоматизированных системах
управления для решения следующих заданий:
организации систематического учета и отчетности по основным средствам;
определение норм амортизации и отнесение амортизационных отчислений на
расходы;
проведение переписи, оценки и переоценки структуры и состава основных
средств;
предоставление статистической отчетности;
определение таких расчетных экономических показателей, как фондоемкость,
фондоотдача и т.п.
Кроме этих, существуют и другие признаки классификации основных
средств. Например, по сфере применения (бывают промышленно-производственные
и непроизводственные основные средства), по принадлежности (собственные и
арендованные), по роли (активные и пассивные), по степени использования
(действующие, находящиеся в запасе, не консервировании, сданные в аренду) и
др.
3. АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ И ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ
СРЕДСТВ.
Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить правильное
документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах
поступления основных средств, их перемещение внутри предприятия, выбытие с
предприятия и предоставить достаточные данные для осуществления контроля за
сохранностью и правильным использованием каждого объекта основных средств.
Поступление основных средств на предприятие сопровождается открытием
инвентарных карточек их учета, присвоением им инвентарных номеров и
проведением необходимых записей в регистрах аналитического учета.
Инвентарный объект – полностью укомплектованный пригодный к
использованию объект, которому присвоен инвентарный номер и который
закреплен за материально-ответственным лицом.
Инвентарные карточки являются регистром аналитического учета основных
средств. В карточках указывается название объекта, его инвентарный номер и
первоначальная стоимость, краткая техническая характеристика и место
эксплуатации объекта. Из инвентарных карточек создается картотека.
Заведенная инвентарная карточка регистрируется бухгалтером в «Описи
инвентарных карточек». Закрепление объекта за материально-ответственным
лицом производится в «Списке объектов по месту эксплуатации», который
ведется в двух экземплярах.
В целях сохранности каждый инвентарный объект нумеруется по порядково-
серийной системе, т.е. ему присваивается инвентарный номер, который
наносится несмываемой краской. Он проставляется во всех документах,
которыми оформляется движение этого объекта в течение всего срока службы
объекта на данном предприятии.
Все операции по движению основных средств оформляются актами, которые
заполняются комиссией. Комиссия создается по приказу директора предприятия
как постоянно действующая.
Приемка объекта в состав основных средств производится в момент приема
его в эксплуатацию, при этом составляется акт типовой формы ОЗ-1 «Приемки-
передачи основных средств». Акт составляется по каждому принимаемому
объекту. Оформление приемки нескольких одинаковых объектов одним актом
возможно при условии, что они передаются под ответственность одного и того
же лица.
В акте указывается наименование, место эксплуатации объекта, год
выпуска, дата ввода в эксплуатацию, краткая техническая характеристика. К
акту прилагается техническая документация. Бухгалтер указывает в акте
первоначальную стоимость объекта, сумму износа, если он ранее находился в
эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер, номер заведенной на него
инвентарной карточки.
Передача объекта в другой цех или другое подразделение также
оформляется актом по форме ОЗ-1. При этом в инвентарной карточке на
основании этого акта делается отметка о передаче объекта.
Приемка и передача объекта в ремонт или на реконструкцию отражается
«Актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и
модернизированных объектов» (ОЗ-2). Этот акт подписывается комиссией, в
состав которой входят и представители ремонтной организации.
Передача объекта в аренду и принятие его обратно оформляется актом по
форме ОЗ-1.
Операции продажи и безвозмездной передачи объектов также оформляются
актами по форме ОЗ-1. Он составляется в двух экземплярах: один остается на
данном предприятии, а другой – у принимающей стороны. В этом акте
указывается стоимость реализации или передаточная стоимость объекта
основных средств.
Операции по ликвидации (демонтажу) объекта оформляются «Актом о
списании основных средств» по форме ОЗ-3. В нем указываются наименование
объекта, его инвентарный номер, первоначальная стоимость, сумма износа,
техническое состояние и причины ликвидации. К акту на списание
прикладываются накладные на приходование драгоценных металлов, лома,
ветоши, дров и запасных частей по ценам возможного использования.
При списании автотранспортных средств комиссия заполняет «Акт о
списании автотранспортных средств» по форме ОЗ-4.
При списании и выбытии объектов основных средств акты являются
основанием для бухгалтерии отразить на счетах и изъять объекты из
аналитического учета.
Синтетический учет основных средств ведется на активном счете 10
«Основные средства». По дебету этого счета отражается принятие на баланс
основных средств по первоначальной стоимости, а также увеличение
первоначальной стоимости (дооценка). По кредиту счета 10 отражается выбытие
объектов по первоначальной стоимости, а также ее уменьшение (уценка,
частичная ликвидация). Сальдо по счету 10 означает первоначальную стоимость
числящихся на балансе основных средств. Счет 10 имеет 9 субсчетов, названия
их повторяют классификацию основных средств по видам.
Основные средства поступают на предприятие:
1. как приобретенные за плату у поставщиков и подрядчиков;
2. в результате строительства хозяйственным или подрядным способом;
3. изготовленные в собственном производстве;
4. внесенные учредителями в уставный капитал;
5. полученные безвозмездно;
6. полученные в результате обменных операций на подобные и неподобные
активы;
7. обнаруженные по результатам инвентаризации как ранее неучтенные.
При покупке и создании основные средства зачисляются на баланс
предприятия по первоначальной стоимости.
Первоначальная стоимость – историческая (фактическая) себестоимость
необоротных активов в сумме денежных средств или справедливой стоимости
других активов, уплаченных (переданных), израсходованных для приобретения
(создания) необоротных активов.
Для учета затрат, связанных с приобретением или созданием основных
средств, будет использоваться счет 15 «Капитальные инвестиции» субсчет 152
«Приобретение (изготовление) основных средств».
Покупка основных средств за денежные средства отражаются в учете
следующим образом:
Пример: фирма приобрела офисную мебель стоимостью 4800 грн. (в т.ч.
НДС) и оплатила расходы на сборку т установку мебели в сумме 250грн.
Таблица 1
Если для приобретения или создания основного средства предприятие
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|