получают от поставщиков на основе заключенных договоров.
Отпуск материалов поставщиком предприятиям-получателям осуществляется
на основании Накладной на отпуск товарно-материальных ценностей форма № М-
20, которая выписывается в трех экземплярах на основании договора
(контракта), нарядов и других соответствующих документов и подписывается
лицом, разрешившим отпуск товарно-материальных ценностей, и главным
бухгалтером. Первый экземпляр накладной вручается предприятию-получателю
малоценных и быстроизнашивающихся предметов как сопроводительный документ и
основание для их оприходования; второй остается на складе предприятия-
поставщика и служит основанием для списания отпущенных малоценных и
быстроизнашивающихся предметов; третий экземпляр накладной передается
пропускному пункту для контроля за вывозом малоценных и
быстроизнашивающихся предметов за пределы территории предприятия. Второй и
третий экземпляры накладной указанными службами сдаются в бухгалтерию для
отражения в учете.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые отпускаются и
вывозятся автотранспортом на сторону, оформляются товарно-транспортной
накладной форма № 1-ТН. Товарно-транспортная накладная является единым
документом для поставщика (на списание отпущенных малоценных и
быстроизнашивающихся предметов), покупателя (для оприходования полученных
малоценных и быстроизнашивающихся предметов) и автотранспортного
предприятия (для обоснования записей в путевой лист и расчетов с
покупателем за перевозку малоценных и быстроизнашивающихся предметов).
Согласно Закону Украины "О налоге на добавленную стоимость" поставщик
(продавец) представляет предприятию-покупателю налоговую накладную, форма и
порядок заполнения которой утверждены ГНА Украины. В налоговой накладной,
кроме прочих реквизитов, указывается цена малоценных и быстроизнашивающихся
предметов, ставка и сумма НДС, общая сумма, подлежащая уплате поставщику.
Налоговая накладная выписывается в двух экземплярах, оригинал которой
вручается предприятию-покупателю, а копия хранится у поставщика (продавца)
как отчетный и расчетный налоговый документ. Налоговая накладная дает право
покупателю, зарегистрированному как плательщик НДС, на включение в
налоговый кредит расходов по уплате НДС поставщику при приобретении
материальных ценностей (услуг).
На основании накладной на отпуск товарно-материальных ценностей и
налоговой накладной поставщик выписывает счет-фактуру и другие расчетно-
платежные документы, подтверждающие факт передачи (отпуска) материальных
ценностей и его оплату с указанием суммы НДС.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, поступающие на склады
предприятия, материально ответственными лицами (заведующий складом,
кладовщик) принимаются на основании накладных, счетов-фактур и других
товаросопроводительных документов.
Однако для сокращения объема работы разрешается вместо выписки
приходных ордеров ставить штамп или надпись от руки материально
ответственным лицом на счете-фактуре или накладной поставщика об
оприходовании малоценных и быстроизнашивающихся предметов (если между
фактическим количеством поступивших материалов и данными
товаросопроводительных документов расхождений не имеется).
Для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и
размеру ведется карточка складского учета материалов типовой формы № М-12
которая утверждена Приказом № 193. Форма № М-12 заполняется на каждый
номенклатурный номер материала на основании первичных приходно-расходных
документов в тот же день, когда осуществляется операция (приход или расход
малоценных и быстроизнашивающихся предметов). Открывается форма № М-12
обычно ежегодно с указанием остатков материалов на начало нового года.
Заготавливают карточки складского учета в соответствии с номенклатурой
материалов и по мере поступления приходных документов работники бухгалтерии
и вместе с приходными документами передают их материально ответственным
лицам под расписку в реестре выдачи карточек.
В полученных карточках складского учета формы № М-12 заведующий складом
(кладовщик) заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материалов
(стеллажи, ячейки и т. п.). Кроме того, в местах хранения товарно-
материальных ценностей прикрепляется материальный ярлык, форма которого № М-
16 утверждена Приказом № 193.
Материальный ярлык предназначен для характеристики материалов каждого
номенклатурного номера, находящегося в местах хранения. Бланк ярлыка,
заполненный необходимыми данными, служит для материальных ценностей
паспортом.
При отпуске материальных ценностей со склада заведующий складом
(кладовщик) должен проверить наличие всех реквизитов и подписей,
предусмотренных формой расходного документа.
Расходный документ - это утвержденная Приказом № 193 накладная-
требование на отпуск (внутреннее перемещение материалов) по форме № М-11 .
Эта форма применяется для учета движения материальных ценностей внутри
предприятия, при отпуске в хозяйства своего предприятия, а также при
отпуске материальных ценностей сторонним организациям (в том числе при
бесплатной передаче). Выписывается накладная-требование в двух экземплярах
и обязательно должна быть подписана главным бухгалтером или уполномоченным
на это лицом.
С 01.03.99 г. всеми предприятиями, организациями, филиалами,
отделениями, другими структурными подразделениями, расположенными за
пределами их территорий , независимо от формы собственности и
хозяйствования, а также бюджетными организациями отпуск товарно-
материальных ценностей предприятиям, учреждениям, физическим лицам следует
осуществлять по типовой форме № М-20 "Накладная на отпуск товарно-
материальных ценностей", утвержденной приказом Государственного комитета
статистики Украины от 27.07.98 г» № 263 "Об утверждении типовых форм
первичного учета и Инструкции о порядке их изготовления, хранения и
применения" (далее -Приказ № 263). Согласно названному приказу бланки формы
№ М-20 в отличие от бланков формы № М-11 являются бланками строгой
отчетности.
Отпуск материалов внутри предприятия и их отпуск хозяйствам своего
предприятия, расположенным за пределами его территории, пока осуществляется
по форме № М-11.
Графа 11 "Инвентарный номер" форма № М-11 заполняется в случае учета
малоценных и быстроизнашивающихся предметов по инвентарным номерам.
При выдаче малоценных и быстроизнашивающихся предметов работникам
предприятия в кладовой применяется "Карточка учета малоценных и
быстроизнашивающихся предметов" форма № МШ-2. Она заполняется в одном
экземпляре кладовщиком на каждого рабочего, который получил эти предметы.
При поломке, и потери инструментов и других малоценных и
быстроизнашивающихся предметов составляется "Акт выбытия малоценных и
быстроизнашивающихся предметов " форма № МШ-4. Составляется в одном
экземпляре мастером и начальником цеха (участка) на одного или нескольких
рабочих. При предъявлении рабочим акта выбытия ему вместо непригодного или
потерянного предмета выдается пригодный и записывается в карточку учета
малоценных и быстроизнашивающихся предметов форма № МШ-2. Акт выбытия потом
прикладывается к акту списания форма № МШ-8.
Для оформления списания морально устарелых, изношенных и непригодных
для дальнейшего использования малоценных и быстроизнашивающихся предметов и
сдача их в кладовую для утиля. Акт составляется в одном экземпляре
комиссией. После сдачи списанных предметов в кладовую для утиля акт с
распиской кладовщика здается в бухгалтерию.
Работники бухгалтерии предприятия обязаны систематически, не реже
одного раза в неделю (декаду), осуществлять проверку своевременности,
достоверности записей, и оформления первичных документов по складским
операциям, подтверждая их своей подписью на соответствующей карточке
складского учета.
Первичные документы сдаются в бухгалтерию материально-ответственными
лицами по реестру приема сдачи документов, который заполняется в одном
экземпляре и сдается в бухгалтерию одновременно с первичными документами.
4. Синтетический и аналитический учет малоценных и быстроизнашивающихся
предметов.
Синтетический учет наличия и движения таких предметов ведут на счете 22
"Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы " по первоначальной стоимости
их приобретения или изготовления. Под первоначальной стоимостью
приобретенных малоценных предметов понимают фактическую себестоимость
приобретения, которая включает покупную стоимость и транспортно-
заготовительные расходы (расходы по перевозке, погрузочно-разгрузочные
работы, оплату услуг посреднических организаций, таможенные сборы, включая
расходы по страхованию рисков транспортировки запасов).
Первоначальной стоимостью изготовленных самим предприятием малоценных и
быстроизнашивающихся предметов (инструментов, инвентаря, спецприспособлений
и др.) признается фактическая себестоимость их изготовления, а полученные в
порядке взносов в уставный капитал предприятия учредителями (участниками)
справедливая стоимость, согласованная сторонами.
При приобретении малоценных и быстроизнашивающихся предметов в
бухгалтерском учете предприятия делают записи:
1) на покупную стоимость приобретенных предметов (без НДС):
Д-т сч. 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы",
К-т сч. 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
2) на сумму налогового кредита по НДС:
Д-т сч. 641 "Расчеты по налогам ",
К-т сч. 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
3) на сумму, уплаченную поставщикам за приобретенные малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы (включая НДС);
Д-т сч. 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",
К-т сч. 31 "Счета в банках".
Оприходование на баланс малоценных и быстроизнашивающихся предметов,
полученных из других источников, отражается записью по дебету счета 22
"Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" и кредиту счетов:
40 "Уставный капитал" (на стоимость малоценных предметов, внесенных
учредителями (участниками) в уставный капитал предприятия);
23 "Производство" (на стоимость инструментов, спецприспособлений и
других предметов, изготовленных в собственном производстве);
745 "Доход от бесплатно полученных активов" (на стоимость предметов,
полученных бесплатно от других юридических и физических лиц).
Аналитический учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов ведется
по их видам (однородным группам), установленным исходя из потребностей
предприятия.
Стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов, переданных в
эксплуатацию, в соответствии с Положением (стандартом) 9 исключается из
состава активов (списывается с баланса). При этом в бухгалтерском учете
делают запись по кредиту счета 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы" и дебету счетов:
23 "Производство " (на стоимость инструментов и приспособлений и других
предметов, используемых в производстве для изготовления определенных
изделий, выполнения специальных заказов);
91 "Общепроизводственные расходы", 92 "Административные расходы" (на
стоимость малоценных предметов общего назначения, используемых в цехах и
других производственных подразделениях основного и вспомогательных
производств, в том числе и по уходу за работой машин и оборудования, а
также для общехозяйственных потребностей);
93 "Расходы на сбыт" (на стоимость малоценных и быстроизнашивающихся
предметов, используемых в подразделениях, занятых сбытом (реализацией)
готовой продукции (товаров, работ, услуг);
949 "Прочие расходы операционной деятельности" (на стоимость предметов,
переданных в пользование обслуживающим производствам и хозяйствам) и др.
Однако для предупреждения злоупотреблений по местам использования
должен быть обеспечен оперативный контроль за сохранностью малоценных и
быстроизнашивающихся предметов с помощью ведения учета в карточках (ф. № МШ-
2, № МШ-6), инвентарных описей и др. Инструменты и приспособления,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|