документов (листков о простое, накопительных ведомостей о простое и др.).
Учет внутрисменных простоев ведется, как правило, начиная от 5 минут, а
принимая во внимание специфику организации производства и труда, а
отдельных производствах (конвейерах, поточных линиях и т.п.), начиная от 1
минуты.
Учет времени работников, находившихся во всех видах отпусков, в
период временной нетрудоспособности, выполнения государственных и
общественных обязанностей, в командировках, перерывах, засчитываемых в
рабочее время и других случаях осуществляется в табеле на основании
приказов (в частности о предоставлении отпуска по форме № Т-6), листков
нетрудоспособности, командировочных удостоверений и других документов.
Учет выходных дней и праздничных дней осуществляется в табелях в
соответствии с графиком и режимом работы организации.
1.7. Продолжительность рабочего времени.
Продолжительность рабочего дня при пятидневной рабочей недели
устанавливается путем деления установленной продолжительности рабочей
недели на пять дней, учитывая тот факт, что при 40-часовой рабочей неделе в
праздничные дни продолжительность рабочего дня уменьшается на один час.
|Продолжительность рабочей недели, |Продолжительность |
|установленная законодательством |рабочего дня |
| |В часах и |В часах |
| |минутах | |
|40 часов |8 часов |8 |
|38,5 часа |7 часов 42 |7,7 |
| |минуты | |
|36 часов |7 часов 12 |7,2 |
| |минут | |
|33 часа |6 часов 36 |6,6 |
| |минут | |
|30 часов |6 часов |6 |
|24 часа |4 часа 48 |4,8 |
| |минут | |
|18 часов |3 часа 36 |3,6 |
| |минут | |
При шестидневной рабочей неделе продолжительность рабочего дня в
субботу устанавливается в 6 часов. Поэтому продолжительность остальных 5-ти
рабочих дней определяется делением разницы установленной продолжительности
рабочей недели и 6 часов на 5 дней.
|Продолжительность |Продолжительность рабочего дня |
|рабочей недели, | |
|установленная | |
|законодательством | |
| |понедельник-пятница |суббота |
| |в часах и |в часах|в часах и |В часах |
| |минутах | |минутах | |
|40 часов |6 часов 48 |6,6 |6 часов |6 |
| |минут | | | |
|38,5 часа |6 часов 30 |6,5 |6 часов |6 |
| |минут | | | |
|36 часов |6 часов |6 |6 часов |6 |
|33 часа |5 часов 30 |5,5 |5 часов 30 |5,5 |
| |минут | |минут | |
|30 часов |5 часов |5 |5 часов |5 |
|24 часа |4 часа |4 |4 часа |4 |
|18 часов |3 часа |3 |3 часа |3 |
Согласно разъяснения Минтруда РФ от 25 февраля 1994 №4 “О
продолжительности работы в выходной день, перенесенный в связи с праздником
на рабочий день” (утверждено постановлением Минтруда РФ от 25 февраля 1994
года №19) в тех случаях, когда в соответствии с решением Правительства РФ
выходной день переносится на рабочий день, продолжительность работы в этот
день должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который
перенесен выходной день.
Глава 2. Налоги и удержания из заработной платы.
2.1. Проведение завершающих мероприятий, проверка правильности исчисления и
уплаты налогов, исчисляемых с доходов в пользу физических лиц.
С выплат пользу физических лиц (как состоящих, так и не состоящих в
штате организации) организации являются плательщиками налога на доходы
физических лиц, единого социального налога и отчислений на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
При этом порядок уплаты налога на доходы физических лиц и единого
социального налога регулируется соответственно главами 23 и 24 части второй
НК РФ, а отчислений на обязательное страхование - положениями следующих
нормативных актов:
- Федерального закона РФ от 16 июля 1999 года №165-ФЗ “Об основах
обязательного социального страхования”;
- Федерального закона РФ от 24 июля 1998 года №125-ФЗ “Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний”;
- Федерального закона РФ от 12 февраля 2001 года №17-ФЗ “О страховых
тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний”;
- Постановления Правительства РФ от 2 марта 2000 года №184 “Об утверждении
Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление
обязательного социального страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний”.
Учитывая то обстоятельство, что налоги с фонда выплат в пользу
физических лиц рассчитываются нарастающим итогом с начала года за вычетом
уже перечисленных сумм, в конце 2001 – начале 2002 года актуальным является
вопрос проверки правильности и уплаты таких налогов.
В рамках такой проверки организуются и проводятся следующие
мероприятия:
- инвентаризация налоговой базы с начала года и выплат, освобождаемых от
налогооблажения;
- проверка правильности применения налоговых льгот и налоговых вычетов;
- проверка правильности применения той или иной ставки налогооблажения;
- проверка полноты и своевременности уплаты сумм налогов по
принадлежности;
2.2. Применение ставок налогооблажения
По налогу на доходы физических лиц виды налоговых ставок определены
статьей 224 НК РФ:
- 13 процентов – по суммам заработной платы и иным основным доходам
работников;
- 30 процентов – по суммам дивидендов и суммам доходов, выплачиваемых в
пользу физических лиц, не являющиеся налоговыми резидентами РФ;
- 35 процентов – в отношении следующих сумм доходов:
> выигрышей, выплачиваемых организаторами лотереи;
> стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых
конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ
и услуг;
> страховых выплат по договорам добровольного страхования;
> процентных доходов по вкладам в банках;
> суммы экономии на процентах при получении заемных средств.
Как отмечалось выше, налоговая база по налогу на доходы формируется
раздельно согласно ставок налогооблажения. При этом по доходам, облагаемым
по ставке 13%, налоговая база может быть уменьшена на сумму налоговых
вычетов, тогда как по доходам, облагаемым по другим ставкам, налог должен
взиматься непосредственно с сумм “к начислению”.
В рамках ЕСН глава 24 НК РФ предоставляет в отдельных случаях право
организациям на использование регрессивной шкалы налогооблажения,
определенной пунктом 1 статьи 241 НК РФ.
При этом такое право зависит от двух факторов:
1. уровня налоговой базы (совокупности всех доходов в пользу физических лиц
с исключением выплат, не подлежащих налогооблажению, применительно к
Пенсионному фонду РФ) в среднем на одного работника по итогам второго
полугодия 2000 года – он должен быть не ниже 25000 руб. (статья 245 НК
РФ);
2. соблюдения уровня налоговой базы в течение всего 2001 года – если на
момент уплаты авансовых платежей по налогу накопленная с начала года
величина налоговой базы в среднем на одного работника становится менее
суммы, равной 4200 рублям, умноженным на количество месяцев, истекших в
текущем году, то организации уплачивают утрачивают право на
использование регрессивной шкалы налогооблажения вплоть до месяца, по
итогам которого по итогам которого соответствующий уровень налоговой
базы с начала года в среднем на одного не будет восстановлен (пункт 2
статьи 241 НК РФ; пункт 23.3. “Методических рекомендаций по порядку
исчисления и уплаты единого социального налога”, утвержденных приказом
МНС России от 29 декабря 2000 года № БГ-3-07/465).
Следует учитывать, что при расчете величины налоговой базы в среднем
на одного работника, позволяющей принимать вышеприведенную ставку
налогооблажения, в организациях с численностью работников свыше 30 человек,
не учитываются 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а в
организациях с численностью работников до 30 человек – 30% работников,
имеющих наибольшие по размеру доходы.
3. Порядок исчисления и уплаты единого социального налога (ЕСН) – с
изменениями.
Федеральным законом РФ от 31 декабря 2001 года № 198-ФЗ внесены
отдельные изменения в главу 24 части второй НК РФ, устанавливающей порядок
исчисления и уплаты Единого социального налога (ЕСН).
Изменения вступили в силу с 1 января 2002 года, в связи с чем
подлежат применению с доходов, выплачиваемых за январь 2002 года.
В новой редакции изложены статьи 235-237 главы.
Отныне объектом налогооблажения по ЕСН признаются выплаты в пользу
физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом
которых является выполнение работ, оказание услуг, а так же по авторским
договорам.
Если физическое лицо не связано с организацией ни трудовым договором,
ни договором гражданско-правового характера, предметом которого является
выполнение работ или оказание услуг, речи о начислении ЕСН не может
вестись.
В отдельном порядке отмечено, что не относятся к объекту
налогооблажения по ЕСН выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых
договоров, предметом которых является переход права собственности или иных
вещных прав на имущество (имущественные права), а так же договоров,
связанных с передачей в пользование имущества.
Согласно новой редакции статьи 237 НК РФ при определении налоговой
базы должны учитываться любые выплаты и вознаграждения (за исключением
необлагаемых сумм, определенных в статье 238 НК РФ), вне зависимости от
формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или
частичная оплата товаров, предназначенных для физического лица – работника
или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха и
т.д.
Как и ранее, организации обязаны определять налоговую базу по ЕСН
отдельно по каждому физическому лицу с начала года по истечении каждого
месяца нарастающим итогом.
Сохранены правила оценки натуральной части доходов в пользу физических
лиц (пункт 4 статьи 237 новой редакции главы 24 НК РФ). По прежнему выплаты
и вознаграждения в натуральной форме в виде товаров и услуг должны
учитываться как стоимость этих товаров на день их выплаты.
Определенным недостатком является то обстоятельство, что в стоимость
товаров и услуг для формирования облагаемой базы по ЕСН установлено
включение сумм НДС и акцизов, и не установлено включение налога с продаж,
тогда как по данному налогу принята отдельная глава НК РФ.
В новой редакции изложен подпункт 7 пункта 1 статьи 238 НК РФ,
согласно которому налогооблажению не подлежат:
- суммы страховых платежей по обязательному страхованию работников,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|