-получение долгов с заемщиков и дебиторов ;
- наблюдение за кассовой дисциплиной;
- правильное заполнение первичной документации.
Предприятия, осуществляют текущую, инвестиционную и финансовую
деятельность, вступают во взаимоотношения с юридическими и физическими
лицами, в том числе с членами своего трудового коллектива. Эти
взаимоотношения основаны на денежных расчетах.
Большая часть расчетов по взаимным обязательствам проводится через
учреждения банков, т.е. путем безналичных расчетов. При кажущейся простоте
учета денежных расчетов и , в частности , кассовых операций , тем не менее
, многие практические работники допускают грубые нарушения действующих
правил учета и расчетов наличными деньгами .Это порой оборачивается для
предприятия значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций.
При проведении расчетных операций банки контролируют соблюдение
предприятиями платежной и договорной дисциплины, а также содействуют
применению наиболее целесообразных форм расчетов.
Оплачивать товарно-материальные ценности, выполненные работы и
оказанные услуги в безналичной форме расчетов предприятия могут по
акцептной форме, аккредитивами, платежными поручениями, чеками, векселями
Для бухгалтерского учета денежных средств и расчетных операций
применяется система счетов бухгалтерского учета, объединенных в Плане
счетов бухгалтерского учета в разделы “Денежные средства” и “Расчеты”. Они
включают в себя счета учета денежных средств и финансовых документов
(кассы, расчетного, валютного и специальных счетов т.д.), и расчетов.
3. Особенности организации бухгалтерского учета текущих операций и
расчетов.
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке
бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного
процесса со стороны государства в прошлом, - в настоящее время перешли к
разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности
организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к
этому процессу заключается в основном в том, что на основе установленных
государством общих правил бухгалтерского учета, организации самостоятельно
разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом
задач.
Учетная политика - это выбор организации вариантов учета и оценки
субъектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники
ведения и организации бухгалтерского учета, исходя из установленных
допущений, требований и особенностей своей деятельности.
Учетная политика предприятия формируется ее руководителем и полежит
оформлению и соответствующей организационно-распорядительной документацией
(приказом, распоряжением и др.) предприятия.
При формировании учетной политики предприятие осуществляет выбор
одного способа ведения и организации бухгалтерского учета из нескольких,
допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему
нормативного регулирования бухгалтерского учета по конкретному вопросу, при
формировании учетной политики предприятия разрабатывает соответствующий
способ, исходя из положений по бухгалтерскому учету.
Учетная политика предприятия может быть изменена в случаях:
- реорганизации;
- смены собственников;
- изменений в законодательстве Азербайджанской Республики или в системе
нормативного регулирования - бухгалтерского учета в Азербайджанской
Республики;
- разработке нового способа ведения бухгалтерского учета.
Учет товарных операций решает следующие задачи:
-обеспечение правильной организации материальной ответственности за товары;
-обеспечение правильности документального оформления, законности и
целесообразности товарных операций и их отражения в бухгалтерском учете;
-обеспечение полноты и своевременности оприходования товаров материально
ответственными лицами, правильностью и своевременностью списания
реализованных и отпущенных товаров;
-контроль за соблюдением нормативных запасов, выявление неходовых и
недоброкачественных товаров;
-обеспечение правильности проведения инвентаризации, своевременное и
правильное отражение ее результатов;
-обеспечение правильности определения цен, соблюдения условий
франкировки.
-обеспечение своевременности и правильности выявления валового дохода.
Товары на предприятия поступают от поставщиков со следующими
документами: счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и накладные,
коносаменты и прочие. В этих документах отражаются все необходимые
реквизиты предприятий и данные о самом товаре. С поступающими товарами
могут поступать и другие документы, которые отражают дополнительную
информацию о поставляемом грузе: упаковочный лист, в котором содержится
информация о весе, количестве, размерах, упаковке, количестве мест
занимаемых товаром, сертификаты соответствия стандартам и
гигиеническим нормам, справки о лабораторных испытаниях и прочие.
Основным видом выбытия товаров является их реализация. Оптовая
реализация оформляется путем оформления вышеуказанных соответствующих
документов. Продажа товаров в розницу, оформляется кассовым чеком или
приходным кассовым ордером.
Глава II. Учет текущих операций.
1. Учет кассовых операций.
Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:
точный, полный и своевременный учет этих средств и операции по их движению;
контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их
сохранностью и целевым использованием; контроль за соблюдением кассовой и
расчетно-платежной дисциплины; выявления возможностей более рационального
использования денежных средств. Во всех операциях по кассе задействованы
следующие участники:
1. Лицо, вносящее или получающее на руки наличные деньги.
2. Руководитель организации, который несет ответственность за деятельность
организации перед ее коллективом, законом. Визирует бухгалтерские
документы.
3. Главный бухгалтер, разрабатывающий финансовую стратегию и тактику
хозяйственных операций, оформляющий и проверяющий документы, визирующий
их.
4. Кассир, оформляющий кассовые документы, регистрирующий их, приходующий и
выдающий наличные средства.
Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций
возлагается на руководителя организации, главного бухгалтера и кассира.
Кассир при поступлении на работу должен ознакомиться с правилами ведения
кассовых операций. С ним руководитель организации заключает договор о
полной индивидуальной материальной ответственности. Это означает, что за
недостачу денег в кассе в полном объеме отвечает кассир. Руководители
предприятий обязаны оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в
помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в
банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятия не были
созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств
при их хранении и транспортировке, они несут в установленном
законодательством порядке ответственность.
Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время
совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение
кассы лицам, не имеющим отношение к ее работе, воспрещается. Кассы
предприятия могут быть застрахованы в соответствии с действующим
законодательством.
Все наличные деньги и ценные бумаги на предприятиях хранятся, как
правило, в несгораемых металлических шкафах, а в отдельных случаях - в
комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании
рабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Ключи от
металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается
оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо
изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных
кассирами пакетах, шкатулках и др. хранятся у руководителей предприятий.
Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой
руководителем предприятия, результаты ее фиксируются в акте. При
обнаружении утраты ключа руководитель предприятия сообщает о происшествии в
органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка
металлического шкафа. Хранение в кассе наличных денег и других ценностей,
не принадлежащих данному предприятию, запрещается. Перед открытием
помещения кассы и металлических шкафов кассир обязан осмотреть сохранность
замка дверей, оконных решеток и печатей, убедится в исправности охранной
сигнализации. В случае повреждения или снятия печати, поломки замков,
дверей или решеток кассир обязан немедленно доложить об этом руководителю
предприятия, который сообщает о происшествии в органы внутренних дел и
принимает меры к охране кассы до прибытия их сотрудников. В этом случае
руководитель, главный бухгалтер или лица, их заменяющие, а также кассир
предприятия после получения разрешения органов внутренних дел производят
проверку денежных средств и других ценностей, хранящихся в кассе. Эта
проверка должна быть произведена до начала кассовых операций. О результатах
проверки составляется акт в 4-х экземплярах, который подписывается всеми
участвующими в проверке лицами. Первый экземпляр акта передается в органы
внутренних дел, второй - отсылается в страховую компанию, третий -
высылается в вышестоящую организацию, а четвертый - остается у предприятия.
Ни одна кассовая операция не должна проводиться без наличия первичных
оправдательных документов, оформленных должным образом.
Первичная документация кассовых операций:
приходный кассовый ордер ;
- расходный кассовый ордер;
- кассовая книга;
- платежная ведомость;
- журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.
Рассмотрим порядок оформления хозяйственных операций, в результате
которых объем наличных средств в кассе увеличивается. Эти операции могут
быть такие:
1.Получение выручки наличными:
-за реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг;
2.Расчеты наличными в кассу:
-возврат выданных авансов;
-поступления по ранее предъявленным претензиям;
3. Займы наличными:
-кредиты банков для работников;
-краткосрочные и долгосрочные займы.
Оформляются операции по внесению в кассу наличных денег следующим образом:
1. Лицо, вносящее наличные, представляет сопроводительные документы, а
также доверенность (если это необходимо) для совершения данной
операции в бухгалтерию организации.
2. Главный бухгалтер составляет приходный кассовый ордер и квитанцию к
нему, подписывает оба документа, проверяя правильность их заполнения,
ставит на квитанции печать предприятия, регистрирует ордер в журнале
регистрации.
3. Главный бухгалтер передает приходный кассовый ордер и сопроводительные
документы кассиру
4. Кассир проверяет соответствие сумм наличных средств по
сопроводительным документам, приходному ордеру, квитанции к нему и
пересчитывает переданные лицом, вносящим средства в кассу наличные.
При совпадении всех сумм кассир подписывает приходный ордер, квитанцию
к нему и выдает квитанцию на руки лицу, вносящему наличные.
5. Кассир приходует наличные, регистрирует операцию в кассовой книге,
гасит приходный кассовый ордер и приложенные к нему документы штампом
или надписью "получено"
6. Главный бухгалтер отмечает погашенный приходный кассовый ордер в
журнале регистрации.
Рассмотрим теперь второй тип кассовых операций – операции по расходу
наличных средств из кассы. К ним относятся следующие операции:
1. Выдача заработной платы
2. Сдача выручки на расчетный счет в банке.
3. Выдача сумм наличными:
-под отчет и т. д.
Оформляются операции по расходу наличных денег следующим бора зам:
1. Главный бухгалтер составляет и проверяет расходный кассовый ордер,
который подписывается руководителем и главным бухгалтером, и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|