денег из кассы организации производится по расходным кассовым ордерам
типовой межведомственной формы КО-2 или надлежаще оформленным другим
документам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и т.
п.) с проставлением на этих документах штампа с реквизитами расходного
кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны
руководителем и главным бухгалтером (или лицами, на это уполномоченными).
В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам
документах, заявлениях, счетах и т. п. имеется разрешительная надпись
руководителя организации, его подпись на расходных кассовых ордерах не
обязательна.
Для учета и контроля расчетов с работниками организации по выданным им
под отчет суммам на хозяйственно-операционные расходы предназначен счет 71
"Расчеты с подотчетными лицами". В учете выдача наличных денежных средств
под отчет, а также возмещение перерасхода по авансовому отчету отражаются
проводкой:
Дебет 71 Кредит 50.
Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 дней
по окончании срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию отчет
об израсходованных суммах и произвести по ним окончательный расчет. При
наличии неизрасходованного остатка денежных средств этот остаток должен
быть внесен сотрудником в кассу организации.
Выдача наличных денежных средств под отчет производится при условии
полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.
Представленные подотчетными лицами авансовые отчеты об израсходованных
суммах и приложенные к ним оправдательные документы в бухгалтерии
подвергаются счетной проверке, а также проверке по существу. При этом
проверяются правильность оформления документов, целесообразность расходов и
соответствие их назначению аванса. Проверенные бухгалтерией авансовые
отчеты утверждаются руководителем организации.
Сотрудники организации, уполномоченные производить закупку
материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд за наличный
расчет, должны быть заранее ознакомлены с нормативными ограничениями
налично-денежного обращения, а также с требованиями, предъявляемыми к
документальному оформлению таких операций.
Документальное оформление покупок за наличный расчет у
юридических лиц в розничной торговле
При покупках за наличный расчет в организациях розничной торговли
продавец обязан выдать покупателю, а покупатель вправе потребовать у
продавца два документа - кассовый чек и товарный чек (или накладную).
При этом кассовый чек в соответствии с постановлением Правительства РФ
от 29 июля 1996 г. № 914 должен содержать следующие реквизиты:
- наименование организации-продавца;
- номер кассового аппарата;
- номер и дату выдачи чека;
- стоимость (цену) продаваемого товара с налогом на добавленную стоимость.
Вместо кассового чека возможна выдача номерного бланка строгой
отчетности по формам, утвержденным Минфином РФ.
Товарный чек (или накладная) в соответствии с Законом РФ "О
бухгалтерском учёте" должен содержать следующие реквизиты:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- наименование и измерители приобретенного товара (работ, услуг) в
натуральном и денежном выражении (названия типа "канцтовары", "хозтовары"
и т. п. без расшифровок по видам, количеству, цене и стоимости каждого
вида товара не допускаются);
- должность и личную подпись ответственного лица, заверенную штампом
(печатью) организации-продавца.
Согласно Инструкции Государственной налоговой службы РФ № 39 от 11
октября 1995 г. "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную
стоимость" (в редакции последующих изменений и дополнений) суммы налога на
добавленную стоимость по материальным ценностям (работам, услугам),
приобретенным для производственных нужд у организаций розничной торговли, к
зачету у покупателя не принимаются и расчетным путем не выделяются.
Единственное исключение - приобретение горюче-смазочных материалов за
наличный расчет по чекам АЗС, при этом НДС выделяется по расчетной ставке
13,79% от стоимости приобретенных материалов.
В бухгалтерском учете организации-покупателя приобретение материальных
ценностей (работ, услуг) для производственных нужд в розничной торговле по
кассовым и товарным чекам (или накладным) отражается проводками:
Дебет 10 (12, 20, 25, 26, 43, 44 …) Кредит 50 (71).
При этом документы на приобретение за наличный расчет канцелярских
принадлежностей, хозяйственных материалов и других материальных ценностей
должны быть сопоставлены со складскими документами на оприходование и (или)
последующее списание в расход (передачу в эксплуатацию) этих ценностей.
Бухгалтеру важно обратить внимание на обоснованность записей по
кредиту счетов 50, 71 в корреспонденции со счетами учета затрат (издержек
обращения). Такие записи не могут быть сделаны лишь на основании документов
продавца (кассовых и товарных чеков), подтверждающих приобретение
материальных ценностей (работ, услуг), без дополнительных документов,
составленных организацией-покупателем (или при ее участии) и подтверждающих
использование приобретенного в процессе собственного производства.
Такими дополнительными документами могут быть ведомости списания
материалов, требования на выдачу материалов, акты передачи в эксплуатацию
приобретенных МБП, акты приемки выполненных сторонними организациями работ
(услуг) производственного характера и т. п.
Документальное оформление покупок за наличный расчет у
юридических лиц (кроме розничной торговли)
Прежде всего необходимо отметить, что согласно Инструкции
Государственной налоговой службы РФ .№ 39 от 11 октября 1995 г. "О порядке
исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (в редакции
последующих изменений и дополнений) при приобретении материальных ценностей
(работ, услуг) для производственных нужд за наличный расчет (только в
пределах установленных лимитов) у организации-изготовителя (предприятия-
изготовителя), заготовительной, снабженческо-сбытовой, оптовой и другой
организации (предприятия), занимающихся продажей и перепродажей товаров, в
том числе по договорам комиссии и поручения (за исключением организаций
розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров),
при наличии приходного кассового ордера и накладной на отпуск товаров с
указанием суммы налога отдельной строкой, налог на добавленную стоимость
отражается по дебету счета 19 и исчисление его производится в
общеустановленном порядке.
Процесс приобретения за наличный расчет материальных ценностей (работ,
услуг) у организаций-изготовителей, организаций оптовой торговли и иных
организаций - юридических лиц (кроме розничной торговли общественного
питания и аукционной продажи товаров), как правило, включает в себя
несколько этапов (в любой временной последовательности), каждый из которых
оформляется соответствующим документом.
Перечислим эти этапы:
1. Заключение договоров между юридическими лицами, регламентирующих их
отношения, а именно договоров купли-продажи, подряда, договоров на
оказание услуг и т. п., оформляемых в соответствии с требованиями
Гражданского кодекса РФ. Реализация товаров покупателю оформляется
накладной (иногда накладная с подписями и печатями обеих сторон выступает
в качестве договора купли-продажи). Реализация работ (услуг) оформляется
актом сдачи-приемки, составляемом в дополнение к соответствующему
договору.
2. Внесение наличных денег по заключенному договору в кассу организации-
продавца оформляется приходным кассовым ордером по типовой
межведомственной форме КО-1. Покупателю выдается квитанция к приходному
кассовому ордеру, которая в соответствии с Порядком ведения кассовых
операций заверяется печатью (штампом) организации-продавца.
Иногда организация-поставщик самостоятельно получает наличные
деньги по заключенным договорам в кассе организации-покупателя через
своих подотчетных лиц - инкассаторов, действующих на основании надлежаще
оформленных доверенностей на получение денежных средств. В таких случаях
организация-покупатель выписывает расходный кассовый ордер на имя
гражданина, указанного в доверенности, и выплачивает по нему требуемую
сумму при предъявлении этим гражданином документа, удостоверяющего его
личность.
В бухгалтерском учете организации-покупателя данные операции
отражаются проводками:
Дебет 60 Кредит 50 (71).
3. Не позднее 10 дней с даты отгрузки товара (выполнения работы, оказания
услуги) или предоплаты (аванса) организация-поставщик обязана представить
организации-покупателю счет-фактуру, выписанный по форме, установленной
постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. .№ 914 "Об утверждении
порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на
добавленную стоимость".
Такой порядок действует начиная с 1 января 1997 года.
В счете-фактуре должны быть указаны:
- порядковый номер счета-фактуры;
- наименование и регистрационный номер поставщика товара (работы, услуги);
- наименование получателя товара (работы, услуги);
- наименование товара (работы, услуги);
- стоимость (цена) товара (работ, услуг);
- сумма налога на добавленную стоимость;
- дата представления счета-фактуры.
В соответствии с письмом Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 25 декабря
1996 г. .№ 109, ВЗ-6-03/890 в целях создания благоприятных условий
налогоплательщикам для перехода к новому порядку расчетов по налогу на
добавленную стоимость на основе счетов-фактур, в качестве временной меры и
впредь до особых указаний, допускается при составлении счетов-фактур
поставщиками незаполнение отдельных реквизитов счетов-фактур (в частности,
кодов ОКОНХ,
ОКПО и ОКДП).
Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером
поставщика, а также лицом, ответственным за отпуск товаров (работ, услуг),
и скрепляется печатью организации. При получении товаров (работ, услуг)
счет-фактура подписывается покупателем или его уполномоченным
представителем.
Надлежаще оформленный счет-фактура является основанием для зачета
(возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке,
установленном федеральным законом.
При получении накладной на отпуск материальных ценностей (или акта
сдачи-приемки выполненных работ, услуг) и счета-фактуры в бухгалтерском
учете организации-покупателя производятся записи:
Дебет 10 (12, 20, 25, 26, 41, 43, 44 …) Кредит 60 - на сумму
приобретенных товаров (работ, услуг) без НДС;
Дебет 19 Кредит 60 - на сумму НДС, выделенного в счете-фактуре и
расчетном документе.
Документальное оформление покупок за наличный расчет у
физических лиц и граждан-предпринимателей
Покупки за наличный расчет собственного имущества граждан, не
являющихся предпринимателями, оформляются договорами купли-продажи личного
имущества с указанием паспортных и иных данных гражданина (включая адрес
его постоянного местожительства), необходимых для представления сведений о
его доходах и удержанных в необходимых случаях суммах подоходного налога в
налоговую инспекцию по форме согласно приложению 3 к Инструкции
Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 г. № 35 "По применению Закона РФ "О
подоходном налоге с физических лиц".
При исчислении налога с доходов физических лиц, не являющихся
предпринимателями, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим
физическим лицам на праве собственности, следует учитывать исключение из
налогооблагаемого дохода сумм в пределах, указанных в подпункте "т" пункта
1 статьи 3 Закона РФ от 7 декабря 1991 г. .№ 1998-1 "О подоходном налоге с
физических лиц" (в 1996 году в общем случае - тысячекратный размер
минимальной месячной оплаты труда, а при продаже гражданами квартир, жилых
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|