Шпоры по бухгалтерскому учёту
Формы оплаты труда и порядок её начисления (51) Предприятия вправе
выбирать вид, систему оплаты труда, условия премирования, штатное
расписание, повышать размеры тарифных ставок. Существует 2-е формы оплаты
труда - сдельная и повременная с их разновидностями.1) Повременная оплата
труда состоит в том, что оплачивается работа за единицу времени в
соответствии с тарифной ставкой. Тарифные ставки могут быть часовые
дневные, месячные. З\п определяется путем умножения часовой тарифной ставки
на отработанное время, при простой повременной системе; повременно-
премиальная система (премии в соответствии с условиями договора).2) При
сдельной оплате труда заработок работающего зависит от количества
фактически изготовленной продукции и затрат времени на ее изготовление. Он
исчисляется с помощью сдельных расценок, норм выработки, норм времени.
Сдельная з\п имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от
друга способом подсчета заработка:1) косвенная (применяется для
вспомогательных рабочих, размер заработной платы зависит от результатов
труда обслуживаемых ими основных рабочих), 2) сдельно-прогрессивная (за
продукцию, выработанную сверх исходной нормы, з\п начисляется по
прогрессивно - нарастающим расценкам),3) аккордная (размер вознаграждения
устанавливается не за одну производственную операцию, а за комплекс работ с
указанием их предельного срока исполнения).
Документальное оформление и анал. учёт по учёту труда и его оплате (14)
При приеме на работу между работником и работодателем заключается контракт.
Он определяет индивидуальные условия, на которых работник трудится на
предприятии. Контракт это соглашение между работником и предприятием, по
которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности,
квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку,
а предприятие обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и
обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством. Трудовая
книжка является основным документом о трудовой деятельности работника.
Трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих на предприятиях, в
учреждениях, организациях свыше 5 дней. Для опред-я суммы з\п подлежащей
выдаче на руки надо определить з\п за мес. и произвести необходимые
удержания. Эти расчёты производят в расчётно-платёжной ведомости. На ряде
пр-тий исп-ют отдельно расчётную (содержатся все расчеты по опред-ю сумм
з\п) и платёжную (используют только для выплаты з\п; содержит ФИО раб-ков,
табельный №, суммы к выдаче и расписку в получении з\п) ведомости. Учёт
личного состава раб-ков ведёт отдел кадров. На каждого принятого на работу
заполняется личная карточка и ему присваивается табельный № . На основании
распоряжений руководителя пр-тия бухгалтер открывает на кажд. Работника
лицевой счёт. В нём указываются справочные данные раб-ка и накапливаются
все сведения о начисленных суммах и удержаниях.
Бухгалтерский баланс и его строение (19) Баланс–означает равновесие,
уравновешевание или кол-ное выражение отношений м-у сторонами какой-либо
деятельности. Балансовое обобщение информации широко применяется в учете,
анализе финансово-хозяйственной деятельности, для принятия соответствующих
управленческих решений, ориентации предприятий, организаций в рыночной
экономике. Виды балансов: бухгалт-й, денежных доходов и расходов населения,
баланс доходов и расходов предприятия, баланс основных фондов, материальный
баланс, баланс платежей и т.д. Основой построения бухгалтерского баланса
явилась группировка объектов бух. учета (имущ-ва хоз-х ср-в) - по их
функциональной роли в производственном процессе и источникам образования.
Бух. баланс представляет собой способ экономической группировки имущества
на 1-е число месяца, квартала, года. По внешнему виду бух. баланс
представляет собой таблицу: в левой части ее показывается имущество по
составу и размещению - актив баланса. В правой части отражаются источники
формирования этого имущества - пассив баланса. Итоги по активу и пассиву
баланса называются валютой бухгалтерского баланса. Основным элементом
баланса является балансовая статья. Статьей бух. баланса называется строка
актива и пассива баланса, характеризующая отдельные виды имущества,
источники его формирования, обязательств предприятия. Балансовые статьи
объединяются в группы, группы - в разделы. Объединение балансовых статей в
группы или разделы осуществляется исходя из их экономического содержания.
Операции по расчётному счёту (2) Большая часть расчетов м-у орг-циями в
процессе их деятельности осущ-ся безналичным путем, т.е. перечислением ден-
х ср-в со счета плательщика на счет получателя. Для это открывается расч.
Сч. в банке. На счет орг-ции могут получать выручку от реализации пр-ции
(работ, услуг), авансы для изготовления пр-ции в будущих периодах, заемные
средства, кредиты, взносы от учредителей, спонсорские взносы, безвозмездные
взносы на развитие организации и т.д. Кроме этого на расч. Сч. могут
поступить денежные ср-ва из кассы организации, кот-е поступили в кассу как
выручка от реализации пр-ции наличными денежными ср-вами. С расч. Сч.
денежные ср-ва перечисляются поставщикам товара, в бюджет в виде налогов и
сборов, кредиторам, заемщикам и т.п. Также денежные средства могут
поступить из банка в кассу орг-ции. Для этого организация составляет
денежный чек – письменное распоряжение банку о выплате указанной суммы
лицу, на имя кот-го он выписан. По чеку орг-ции получают с расч. сч. в
кассу деньги на выплату з/п, хоз. расходы, командировочные расходы и др.
Прием и выдача денег или безналичные перечисления банк производит по док-
там специальной формы: объявление на взнос наличными, денежный чек,
платежное поручение, расчетный чек, платежное требование и др. Денежные
средства организации, хранящиеся на расчетном счете, учитывают на активном
синтетическом счете 51 "Расчетный счет". В дебет этого счета записывают
поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит – уменьшение
денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по расчетному
счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными
документами.
Учёт расчётов с подотчётными лицами (30) Подотчетными лицами считаются
работники предприятия, получившие авансом наличные деньги из кассы на
хозяйственные, командировочные расходы, на приобретение материалов. Учет
расчетов с подотчетными лицами ведется на активно-пассивном счете 71
«Расчеты с подотчетными лицами». Нормальной считается задолженность
подотчетного лица перед предприятием, пока не истекли сроки командировки и
представления отчета по полученным суммам. Эта задолженность отражается по
дебету сч. 71, а ее погашение — по кредиту. Если не все выданные деньги
израсходованы, то их остаток возвращается в кассу предприятия (дебет счета
50 «Касса», кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»). Если деньги
перерасходованы, и эти расходы подтверждены документами и утверждены
руководителем предприятия, то из кассы будут выданы деньги в возмещение
перерасхода. В любом случае подотчетное лицо составляет авансовый отчет, к
которому прилагаются документы, подтверждающие расходы (билеты на
транспорт, счета гостиниц, магазинов и т.д.). Учет расчетов с подотчетными
лицами можно вести на сч. 76, выделив для этого отдельный субсчет.
Акцептная форма расчётов. Достоинства и недостатки. Синтетический счёт (5)
Сущность данной формы расчёта заключается в следующем: отгрузив пр-цию и
отослав покупателю документы, кот-е подтверждают отгрузку поставщик
выписывает платёжное требование и здаёт его в своё отделение банка на
инкассо (поручение банку взыскать с плательщика причитающ-ся
сумму).Платёжн. требование считается акцептным, если в течении 3-х дней
покупатель не заявляет в письменном виде о полном или частичном отказе.
Если покупатель отказался от акцепта, то поступившие по этому требованию
товары, за искл-ем скоропортящихся находятся на ответственном хранении
покупателя. В случае акцепта отделение банка (ОБ) покупателя извещает ОБ
поставщика об оплате покупателем расчётного док-та. Достоинством этой формы
расчётов явл-ся то, что она позволяет плательщику контролировать соблюдение
поставщиком предусмотренных условий. Недостатком данной формы явл-ся то,
что сравнительно медленно поступают ср-ва на расч. сч. Поставщика.
Инвентаризация. Порядок и сроки проведения. (13) Инвентаризация - способ
проверки соответствия фактического наличия имущ-ва в натуре данным бух.
учета, отраженным на счетах. Инвентаризация должна проводится в
определенные сроки в зависимости от вида и хар-ра имущ-ва. Эти сроки
предусмотрены Положением о бухгалтерском учете, и отчетности в РФ:1) осн-е
ср-ва не менее 1-го раза в 2-3 года;2) библиотечный фонд не менее 1 раза в
5 лет;3) кап. вложения не менее 1 раза в год перед составлением годовой
отчетности и баланса, но не ранее 1-го декабря отчетного года;4)
незавершенного произв-ва и полуфабрикатов собственного произв-ва перед
составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного
года и в сроки установленные вышестоящей организацией;5) готовая продукция,
МБП, материальные ценности не менее 1 раза в год перед составлением
годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года;6) нефти и
нефтепродуктов не реже 1-го раза в месяц;7) денежные ср-ва, денежных
документов, ценностей и бланков строгой отчетности не менее 1-го раза в
месяц;8) расчетов с банками по мере получения выписок банка, а по
переданным в банк на инкассо расчетным документам на 1-е число кажд.
Мес.;9) расчетов по платежам в бюджет не менее 1-го раза в квартал;
расчетов с дебиторами и кредиторами не менее 2 раз в год; остальных статей
баланса на первое число месяца следующего за отчетным годом. Результаты
инвентаризации обобщаются в ведомости, где отражаются выявление расхождения
фактического наличия имущества с данными бух. учета, а также порядок
регулирования этих расхождений. По данным инвентаризац-й описи и счетных
данных бухгалтерией предприятия составляются сличительная ведомость, где
выявляются результаты инвентаризации: излишки или недостатки. Выявленные
излишки приходуются и отражаются в учете по Д-10, Д-12, К-25, К-26.(К-25,
если инв. проводилась цехового имущества, К-26 - если центральной). При
выявлении излишков выявляются причины и виновники, которые наказываются в
административном и уголовном порядке. Недостача отражается в учете след.
образом: Д-84 – К-10 или К-12. Затем выявляются причины и виновники
недостачи. Недостача может быть 1) в пределах нормы и 2) сверх нормы
естественной убыли. В 1) - списывается в издержки производства и отражается
в учете по Д25 или 26 и К84. 2) - списывается за счет виновных лиц и
отражается по Д73 и К84. Если сумма недостачи небольшая, то ее удерживают
из з/п виновного лица, а отражают по Д70 – К73, через суд Д76 – К73. Если
виновник не установлен, то недостача списывается за счет издержек пр-ва и
отражается в учете по Д25 или 26 и К84. При недостаче в случае стих.
бедствий списывается за счет прибыли предприятия и отражается в учете по
Д80 - К84.
Учёт расчётов с органами социального страхования и обеспечения (38) Учет
расчетов с ПФРФ, ФОМС, ФССРФ ведется на пассивном балансовом сч. 69
«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открываются
субсчета: 69-1 «Расчеты по социальному страхованию», 69-2 «Расчеты по
пенсионному обеспечению» и 69-3 «Расчеты по медицинскому страхованию». По
кредиту сч. 69 отражаются суммы отчислений на соц-е страх-е (5,4% фонда
оплаты труда), в ПФРФ (28,0%) и мед-е страх-е (3,6%). Здесь же мы
записываем поступление частичной стоимости путевок и суммы, полученные в
случаях превышения соответствующих расходов над отчислениями. По дебету сч.
69 отражаются суммы, израсходованные из ответствующих фондов, а также
суммы, перечисленные в эти фонды. По дебету счета 69 бухгалтерия
страхователя отражает оплату путевок, приобретенных за счет ср-тв
Страницы: 1, 2, 3, 4
|