методика ведения БУ. Этот аспект предполагает раскрытие способов ведения
учёта, такими сп-ми явл-ся: а) методы начисления амортизации внеоборотных
активов б) сп-бы оценки и организации учёта матер-пр-ых запасов в) порядок
списания затрат по ремонту осн средств г) порядок распр-я косвенных
расходов и методы калькулирования себ-ти продукции д) методы учёта выхода
продукции е) порядок создания резервов. При формировании учётной политики
предполагается её постоянство в теч длительного периода. Изменение учётной
политики может произв-ся в след случаях: 1. в случае изменения зак-ва РФ
или нормативных актов по БУ 2. в случае разработки организацией новых
способов ведения БУ, менее трудоёмких или предполагающих большую степень
достоверности информации. 3. в случае существенного изменения условий
деятельности организации, т.е. её реорганизация, смены собственников,
изменения видов деят-ти. Учётная политика подлежит раскрытию в
пояснительной записке, кот входит в состав годовой бух отчётности.
7. Учет денежных средств в кассе и порядок ведения кассовых операций.
Ден. сред-ва предприятия – это совокупность денег, наход-ся в кассе на
банковских расчетных, валютных, чековых, депозитарных счетах, переводах в
пути и ден. документах.
К ден. активам в широком смысле относ-ся также вложения легко реализуемые
ц.б.
Объемом имеющихся у предприятия денег как важнейшего платежного сред-ва
опред-ся платежеспособность предприятия.
Ден. сред-ва явл-ся единственным видом оборотных средств, обладающим
абсолютной ликвидностью, т.е. быстрой или немедленной способностью
выступать в кач-ве платежа по обязательствам предприятия.
Учет наличных средств.
1. Положение ЦБ РФ от 05.11.1998 г. №14-П «О правилах орг-ии наличного ден.
обращения на территории РФ».
2. Инструкция о порядке ведения кассовых операций № 18 от 04.10.1993 г.
Правила ведения кассовых операций предписывают:
--хранение ден. средств в учреждениях банков всех организаций, независимо
от формы собственности;
--расходование ден. и наличных средств, получаемых из банка д-но осущ-ся
строго по целевому назначению.
При выдаче ден. средств должен устраняться переход, образовавшийся м-у
получением ден. средств и их целевым использованием.
Право выдачи ден. средств на з/пл и др. цели осущ-ся с письменного
разрешения банка.
Расходование денег на з/пл д-но осущ-ся в теч. 3ех дней. Сверх
установленных норм наличные деньги могут храниться в кассе только в дни
выдачи з/п в течение 3 рабочих дней, включая день получения денег в
кредитном учреждении.
Хранение налич. денег в кассе предприятия д.б. в пределах лимита,
установленного учреждением банка. Лимит опред-ся в завис-ти от оборота ден.
средств предприятия на основании опыта предшествующих лет и с согласия
банка. Лимит устан-ся на весь календарный год.
Лимит кассы, как правило, на крупных предприятиях составляет от 30 до 70
тыс. руб. За превышение лимита кассы организация штрафуется.
Прием наличных ден. средств в кассу предприятия осущ-ся по документам
(приходный ордер). Согласно приходным ордерам в кассу сдаются выручка за
оказанные услуги, работы, проданные товары, продукцию, стоимость путевок,
остаток подотчетных сумм, возврат займов предприятию и т.д.
Выдача наличных денег из кассы произв-ся по расходным кассовым ордерам
форма
ПО-2. К др. документам относ-ся, в частности, платежные и платежно-
расчетные ведомости, на основании к-ых осущ-ся выдача денег. Док-ты д.б.
подписаны руководителем и бухгалтером орг-ии или лицами, на это
уполномоченными.
Кассир ведет кассовую книгу. Каждое предприятие должно иметь только одну
кассовую книгу.
Требования к кассовой книге.
Записи в кассовой книге ведутся в 2ух экземплярах через копирку. Вторые
экземпляры отрывные, они служат отчетом кассира. В кассовой книге
допускаются исправления, но они должны быть оговоренными, заверенными.
Записи в кассовую книгу осущ-ся кассиром сразу же после получения или
выдачи денег по каждому ордеру или заменяющему его док-ту.
Ежедневно в конце раб. дня кассир подсчитывает итоги операций за день,
выводит остаток денег в кассе на след. число и передает бухгалтерии отчет –
второй отрывной лист ордера приходного и расходными кассовыми док-ами под
расписку в кассовой книге.
Синтетический учет наличия и движения ден. средств и док-ов осущ-ся на
активном счете 50 «Касса». По дебиту счета отраж-ся поступление ден.
средств и док-ов в кассу орг-ии. По кредиту счета отраж-ся выплата ден.
средств и выдача ден. док-ов из кассы.
При наличии операций в наличной иностранной валюте осущ-ся в руб,
инвентаризация кассы орг-ии произв-ся в соответствии с порядком проведения
кассовых операций в РФ и методич. указаниями по инвентаризации имущества и
фин-ых операций.
Денежные документы – почтовые марки, марки госпошлины, оплаченные путевки в
дома отдыха, санатории, приобретенные и оплаченные авиа и ж/д билеты,
проездные.
Поступление и выдача денежных документов производится по ПКО и РКО.
Ежемесячно кассир составляет отчет по движению ден. док-тов.
Приобретение путевки: Д50-3 – К70-6
Выданы работнику: Д73-К50-3
Деньги за путевку: Д50-1 – К70-3.
8. Учет операций по движению денежных средств на расчетном счете (р/с).
Для хранения ден. ср-в и осущ-я безнал. расчетов предпр-я открывают р/с.
для его открытия пред-е должно предоставить в банк пакет док-тов:
--заявление на открытие счета в установленной форме;
--копия учредительного договора, заверенная нотариально;
--заверенная нотариусом копия устава орг-ии;
--свид-во о регистрации орг-ии;
--справка инспекции по налогам и сборам о постановке на учет в налоговом
органе в кач-ве юрид. лица;
--док-ты о регистрации орг-ии в кач-ве плательщика в Пенсионном фонде РФ,
ФОМС РФ и ФСС РФ;
--две карточки установленной формы с образцами подписей и оттиском печати
орг-ии, заверенные нотариально.
М/у банком и предпр-ем закл-ся договор на банковское обслуживание, в к-ом
отраж-ся перечень банковских услуг по расчетному счету и кассовому
обслуживанию орг-ии, условия размещения средств на счете орг-ии, а также
права и обяз-ти сторон.
Движение ср-в на р/с производится на основании письменных распоряжений
владельцев счета (ПП, ПТ, ден. чеки, объявления на взнос наличными).
Формы расчета:
1. Расчеты платежными поручениями.
2. Расчеты по аккредитивам.
3. Расчеты чеками.
4. Расчеты с инкассо.
Расчеты по нетоварным операциям чаще всего оформляются платежным
поручением. Для расчетов по товарным операциям используются все
вышеназванные. Формы расчетов указываются в договоре между поставщиком и
покупателем.
Расчеты платежными поручениями (ПП): ПП – док-т, в к-м содержится поручение
предприятия банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет
другого предприятия.
Оформляется не менее, чем в 3 экземплярах. На 1 экземпляре в обязат-м
порядке подписи и печати. Выписанное ПП действительно в теч. 10 дней. Форма
д-та типовая, утвержденная ЦБ. На основании выписок банка бухгалтерии
предприятия можно дать следующие корреспонденции:
У плательщика: Д76,60,67,68(бюдж),69-К71
У поставщика или кредитора: Д51-К62(покупатель), Д51-К76(деб. задолженность
погашена), Д51-К91 (штрафные санкции взысканы)
Платежное требование – это док-т содерж-ий требования кредитора (получ-ля
ср-в) к должнику об уплате ден S через банк, в соот с договором.
Пл/треб примен-ся при расчетах за постав-ые Р, Т и У, а т.ж. в иных случаях
предусмот-х договором с контрагентом.
Расчеты аккредитивами(А): А-поручение банка покупателя иногороднему банку
поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар или
оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении
покупателя. Для открытия аккред. покупатель предст-т в свой банк заявление
для открытия А. предоставляется в 5 экз. В заявлении указ-ся срок действия
А, сумма и перечень док-тов, предоставляемых поставщиком в свой банк в док-
во поставки ТМЦ.
На основании выписок банка открытие А отражается по сч. 55 – специальные
счета в банке и субсчет 1 –А. Открыть А можно за счет собств-х ср-в. В этом
случае бронир-ся ср-ва с р/с на спец. Счет. Д55-1 – К51.
А можно открыть за счет ссуды банка: Д55-1 – К66 – краткосрочные кредиты.
Списание А: Д60-К55-1 – погашена зад-ть перед поставщиком за отпущенные
товары и услуги.
Неиспользованные суммы А возвращаются: Д51-К55-1 или Д66-К55-1.
Все эти корреспонденции делает покупатель.
У поставщика: Д51-К62 – получено от покупателя за…
Расчеты чеками: Чек – цен. бумага, содержащая распоряжения чекодателя банку
произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. При выдаче чек.
книжки м.б. сделана корреспонденция: Д55-2 – К51, Д55-2 – К52(с вал.
счета), Д55-2- К66.
Расчеты чеками: Д76 – К55-2.
Расчеты по инкассо: инкассо(И) – вид банк. операции, при кот-й банк по
поручению своего клиента получает причитающееся ему ден. ср-ва суммы от
плательщика. Расчеты по И осущ-ся на основании ПП и инкассовых поручений.
Платежное требование (ПТ) выписывает поставщик, отпустивший
товар или оказав работы или услуги. направляет его в банк и на основании ПТ
банк списывает ср-ва с р/с покупателя. С согласия покупателя (акцептная
форма); без распоряжения плательщика (безакцептная форма) оплата в
бесспорном порядке со счета без распоряжения плательщика по инкассовым
поручениям по решению судебных органов.
9. Оформление платежного поручения в банках. Содержание выписки в банках.
При открытии расчетного счета с орг-ей заключ-ся договор банка, в к-ом
отраж-ся перечень банковских услуг по расчетному счету и кассовому
обслуживанию орг-ии, условия размещения средств на счете орг-ии, а также
права и обяз-ти сторон.
Формы расчета:
1. Расчеты платежными поручениями.
2. Расчеты по аккредитивам.
3. Расчеты чеками.
4. Расчеты с инкассо.
Платеж поручение – это письмен-е распоряжение пред-я своему банку о
перечислении соот-х S со своего сч на сч получателя. Плат поруч оплач Т и
У, налоги, взносы и т.д.
Плат поруч принимается банком только при наличии ден ср-в на сч, если иное
не оговоренно м/у пред-ем и банком.
Платежным поручением явл-ся распоряжение владельца счета (плательщика),
обслуживающему его банку перевести опред-ую денежную сумму на счет
получателя средств, открытый в этом или др. банке.
Расчеты ПП явл-ся наиб. распростр. формой расчетов.
ПП могут производиться перечисления денеж. средств: а) за поставленные
товары, выполненные работы, оказанные услуги; б) в бюджеты всех уровней и
во внебюджетные фонды; в) в целях возврата / размещения кредитов и займов,
депозитов и уплаты %% по ним; г) по распоряжению физ. лиц. или в пользу
физ. лиц; д) в др. целях, предусмотренных законодательством или договором.
В соответствии с условиями основного договора ПП могут использ-ся для
предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления
периодических платежей. ПП приним-ся банком независимо от наличия ден.
средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности ден.
средств на счете плательщика ПП оплачив-ся по мере поступления средств в
очередности, установленной законодательством.
Положением (8) установлена новая форма бланка ПП, к-ая должна приниматься с
1 ноября 2000г.
Кроме р/сч банк открывает на каж клиента соот лицевой сч, на кот ведется
учет взаимодействия с банка с пред-м. По мере соверш операций на р/сч-е,
банк выдает пред-ю выписку в кот показан остаток ср-в на сч на дату
предыдущей выписки, S зачисленные и списанные со сч, и остаток ден ср-в на
дату выписки.
Выписка из р/с – второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого ему
банком. Сохраняя денеж. сред-ва предприятий, банк считает себя должником
предпр-ия, поэтому остатки средств и поступления на р/с записывает по
кредиту р/с, уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) – по
дебету. Выписка из р/с имеет определенные показатели, часть к-ых кодируется
банком, и эти же коды исп-ся предприятиями.
Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по р/с и
одновременно служит основанием для бух. записей. Все приложенные к выписке
Страницы: 1, 2, 3, 4
|