культуры. Беспрецендентное для экономической практики нарушение
воспроизводственной функции не может быть преодолено быстро. Для ее
восстановления необходимо пректратить процесс снижения ее покупательной
способности: повысить минимальную заработную плату засчет обеспечения
опережающих темпов ее роста по сравнению с ростом средней заработной
платы, допустив, возможно, на какое-то время элементы уравнительности в
оплате труда. Важно позаботиться также о повышении доли тарифной части
заработной платы работников средней квалификации засчет установления
регрессивных коэффициентов возрастания оплаты у работников высокой и высшей
квалификации, не забывая при этом и о повышении заработной платы последней.
Прекращение дальнейшего снижения покупательной способности заработной
платы полностью зависит от органов испонительной и законодательной власти в
центре и на местах. Они долждны принять и выполнять следующие нормативные
акты:
- закон об индексации средней заработной платы, согласно которому
правительство за месяц до начала очередного квартала прогнозирует
ожидаемый рост инфляции в предстоящем квартале. Исходя из
фактических данных о средней заработной плате за три последних
месяца работодатель определяет размер компенсационных выплат.
- постановление правительства об обязанности работодателя выплачивать
начисленную зарплату деньгами или натурой засчет мобилизации всех
активов предприятия и кредитов банков. Постановление должно
предусматривать обязательную выплату работникам очередной
заработной платы при постепенном погашении накопившейся
задолженности.
- закон об обязательном увеличении заработной платы во всех случаях,
когда органы власти принимают нормативные акты, меняющие структуру
использования доходов или усиливающие налоговые нагрузки на
работников.
Наряду с перечисленными мерами самостоятельное значение для
восстановления воспроизводственной функции заработной платы имеет изменение
уровня минимальной заработной платы и порядка ее определения; в период
перестройки она (80 руб.) составляла 57,1% прожиточного минимума, который
по действовавшим тогда ценам был равен 140 рублей. Минимальная заработная
плата была положена в основу минимальных ставок 1-го разряда в некоторых
отраслях народного хозяйства, а также на предприятиях и в организациях
бюджетной сферы. Но по большинству производственных отраслей ставки 1-го
разряда были выше 80 руб. То обстоятельство, что минимальная заработная
плата была ниже прожиточного минимума, опеделялось типичной для экономики с
нерациональной организацией производства структурой заработной платы, когда
занижена доля постоянной части заработной платы и завышена ее переменная
часть.
Установление минимальной заработной платы приобрело смысл после
передачи государственной собственности в полное хозяйственное ведение
предприятий, а в дальнейшем в руки различных собственников. Стало важным
защитить работников в случае недостаточно эффективной работы в условиях
рынка, гарантируя минимальную заработную плату. Превратив минимальную
заработную плату в инструмент исчисления нормируемого фонда заработной
платы, за превышение которого брался дополнительный налог, правительство
сделало всё, чтобы затормозить регулярные пересмотры минимальной
заработной платы и получить побольше отчислений в бюджет за превышение
нормируемого фонда заработной платы. Одновременно решалась задача
сдерживания роста заработной платы в стране и особенно в бюджетном секторе
экономики. Таким образом, минимальная заработная плата из инструмента
организации заработной платы превратилась в инструмент регулирования
бюджетных поступлений и минимизации расходов бюджета на оплату труда. При
наличии предприятий различных форм собственности, и особенно в переходный
период, роль минимальной заработной платы трудно переоценить. Она
гарантирует получение минимально необходимого для работника простого труда
объема материальных благ и услуг, достаточного для воспроизводства его
рабочей силы, приводя его в соответствие с реальным экономическим
потенциалом общества.
2. Уровень жизни и оплата труда Кейнса.
История подтверждает слова, сказанные более десятка лет тому назад
нобелевским лауреатом Д. Тобиным. «Кейнсианские идеи, - писал он,
-переживут контрреволюцию. Тот синтез, который возникает под их
влиянием,будет, я думаю более приемлем теоретически, чем прежний,
«неоклассический синтез». Кризис экономической теории касается как
микроэкономики, так и макроэкономики, и выход из него должен быть найден на
основе последовательной перестройки теории на невальрасовской основе».
Сегодня в нашей стране имя Кейнса упоминается не только на
студенческих занятиях. Многие сторонники государственного регулирования
готовы опереться на его авторитет. На практике , конечно, все не так
просто, во-первых , следует помнить , что кейнсианская теория и политика
исходят из существования развитой рыночной экономики. Мы же находимся на
этапе перехода к такой экономике.
Во-вторых, активное использование бюджетного дефицита в
условиях инфляции оказалось слабым местом кейнсианской теории, и следует с
осторожностью относиться к бюджетному финансированию, перенося акценты с
бюджета на кредитно-денежную политику в качестве основного инструмента
косвенного воздействия на экономику.
В-третьих, переходная экономика требует особого подхода к роли
государства, поскольку в этот период одновременно происходят и ломка старой
государственной системы управления и создание госудаством новой рыночной
инфраструктуры ( в виде законов, институтов контроля, налоговых сборов и
т.д.). Кроме того, переходная экономика требует проведения активной
структурной политики. Все эти проблемы непосредственного отношения к теории
Кейнса не имеют.
Однако знать ее и применять при регулировании экономики необходимо.
Изучение теории и опыта развитых стран, понимание условий, в которых
дает эффект та или иная мера экономической политики, способны уберечь от
ошибок в ходе ненужного экспериментаторства или очередного «изобретения
велосипеда».
Великий английский экономист Джон Мейнард Кейнс в 1936 году
опубликовал «Общую теорию занятости, процента и денег». Центральная идея
этой книги состояла в том, что в условиях кризиса необходимо предложить и
осуществить меры по активизации и стимулированию совокупного спроса (т.е.
общей покупательной способности). Поэтому теорию Кейнса называют еще
«теорией эффективного спроса». Эффективный спрос – это совокупный
платежеспособный спрос, определяющий объем занятости. Его ведущая роль в
этом вопросе определяется тем, что в коротком периоде (а имнно им и
ограничил свой анализ Кейнс) предложение остается неизменным и вывести
экономику из состояния низких темпов производства с высоким уровнем
незанятости можно только путем воздействия на другую сторону рынка – спрос.
Рост незанятости ведет к росту национального дохода (НД). Чем
больше НД, тем казалось бы, больше должен быть совокупный спрос. Но именно
этого как раз и не происходит, поскольку по мере роста НД все большая часть
его направляется на сбережение. Получается, что чем больше НД, тем
относительно меньше реальный («эффективный») потребительский спрос. А ведь
именно он влияет на размер производства и тем самым на величину
занятости.Прирост личного потребления, а следовательно рост эффективного
спроса устойчиво зависит от прироста дохода. Зависимость здесь прямая. Чем
выше доход, тем выше и уровень личного потребления.
Возникает «замкнутый круг», в котором рост занятости,увеличивая
НД, ведет к росту не спроса,а сбережений. В результате производство
лишается дополнительного спроса ( на величину сбережений) и сокращается.
Следствием этого является рост безработицы. Поэтому, делает выводы Кейнс,
необходима такая политика, которая стимулировала бы эффективный спрос,
приближая его к размеру потенциального.
Таким образом, в кейнсианской модели основу механизма
равновесной динамики составляла связь « доходы- спрос», а не «доходы-
сбережения», как это было в классической модели.
Более того, Кейнс отверг основной вывод классической модели о
свободном ценообразовании как главном инструменте достижения рыночного
равновесия, по нему цены – малоподвижны, особенно в краткосрочном периоде.
Вместо цены Кейнс выдвинул «объем продаж» как показатель, выполняющий в
условиях деформированной экономики функции, аналогичные функциям цены в
рыночной «классической» экономике.
Переходя к анализу усложненной модели, Кейнс делает вывод, что
всякое увеличение денежного предложения будет на самом деле распределяться
между повышением цен, увеличением денежной заработной платы и ростом
производства и занятости. На этой основе он различает состояние
«абсолютной (истинной) инфляции», развертывающейся при росте эффективного
спроса в условиях полной занятости и «полуинфляции», когда цены могут расти
в ответ на увеличение эффективного спросав условиях полной занятости и
«полуинфляции», могут расти в ответ на увеличение эффективного спроса еще
до наступления полной занятости.
С точки зрения длительного развития Кейнс полагал, что имеется
долговременная тенденция к повышению цен. «... В течении очень
продолжительных периодов изменение цен почти всегда ведет к повышению.
Получается так, что когда деньги имеются в относительном избытке, растет
единица заработной платы, а когда ощущается их относительный недостаток,
то находится какое-нибудь средство для увеличения действительного
количества денег»1. Устойчивость или неустойчивость цен в долгосрочном
аспекте зависит от повышения тенденции единицы заработной
платы по сравнению с темпами роста эффективности производства, считал он.
Таким образом, можно прийти к выводу, что в работе Кейнса были заложены
основы теории инфляции издержек, то есть роста цен, связанного с
увеличением денежной заработной платы, который возникает еще до достижения
полной занятости.
Совершенно естественно, что главным объектом регулирования
исходя из этой теории должен был стать эффективный спрос и в первую очередь
наиболее важный его компонент – инвестиции. Кейнс рассматривал два
инструмента регулирования спроса – денежно-кредитную систему и бюджет.
Рассмотрим случай , когда уровень производства, обеспечивающий
полное использование ресурсов, находится ниже равновесного (точка С на
графике 1).
В этом случае государство стремится стимулировать расширение
совокупного спроса, что должно вызвать рост предложения, а с ним – рост
объема производства. Расширить совокупный спрос государство может тремя
способами: увеличивая свои расходы, уменьшая налоги и снижая процентную
ставку. Обычно используются все три способа, образуя так называемую
«политику экспансии».
Почему политика экспансии оборачивается для государства ростом
расходов? Потому, что национальное стимулирование совокупного спроса на
практике сводится к увеличению денежных выплат населения – пенсий, пособий,
стипендий, а главное – к повышению минимума заработной платы. Результаты
«политики экспансии» представлены на графике 1.
Совокупное
предложение
Предложение
В
Спрос после стимулирования
Спрос
А
С
D
Национальный доход
График 1.
Противоположные меры принимаются, когда уровень производства,
обеспечивающий полное использование ресурсов, находится выше равновесного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|