Принцип исторической себестоимости.
Данный принцип определяет приоритет оценки активов исходя из расходов
на их производство и приобретение, то есть по их фактической себестоимости.
Но для запасов, например, существует правило оценки по наименьшей из
двух величин – по первоначальной стоимости или по чистой стоимости
реализации.
Оценка объекта по наименьшей из двух оценок объясняется тем, что актив
признается в балансе, когда существует вероятность поступления на
предприятие будущих экономических выгод. Поэтому оценка активов по
наименьшей стоимости указывает на реальную стоимость актива.
Принцип себестоимости характеризуется объективностью. Так как оценка
основана на документах; он связан с принципом двойственности. Согласно
которому факты хозяйственной жизни должны быть зарегистрированы в учете той
оценки. Которая им реально соответствует.
В отличие от себестоимости рыночная стоимость в значительной степени
субъективна. Кроме того, исходя из принципа непрерывности деятельности.
Предприятие не ориентировано на быструю продажу принадлежащих ему средств.
Эти средства используются для осуществления текущей хозяйственной
деятельности, а значит, нет необходимости определять рыночную стоимость
таких средств.
Себ. приобретенных активов = цена приобретения+пошлины+налоги,которые
не возмещаются+расходы на транспортировку-скидки
Себ .изготовленных активов= прямые затраты на производство+накладные
производственные расходы
Превалирование сущности над формой - означает, что операция или
события должны учитываться и представляться в отчетности в соответствии с
их экономической сущностью не только исходя из юридической формы.
Такой подход предостерегает от абсолютизации юридического трактования
событий и операций, которые отражаются в БУ. Поскольку сущность операций и
других событий не всегда адекватна тому, что вытекает из их юридической
формы. Например, передача актива в финансовую аренду не означает переход
перехода права собственности на него от арендодателя к арендатору. Но на
практике этот актив зачисляется на баланс арендатора, поскольку к
последнему фактически перешли все выгоды и риски, связанные с
использованием этого актива.
И наоборот, обычно реализация продукции означает переход права
собственности к другой стороне. Однако, если соглашение обеспечивает
дальнейшее использование продавцом экономических выгод, воплощенных в
проданном активе, отражение этой операции как реализации в финансовом
отчете.
Принципы начисления и соответствия Требования МСБУ 1 составлять
финансовую отчетность (кроме движения денежных средств) по принципу
начисления, означает, что результаты операций и других событий следует
отражать в учетных регистрах и финансовых отчетах тогда, когда они имели
место, а не тогда, когда предприятие получает доход или расход.
Такой подход к составлению финансовой отчетности дает возможность
информировать пользователей не только о поступлении или уплате денежных
средств в прошлом, но и об обязательных расходов средств или об их
поступлениях в будущем.
Исходя из этого принципа доходы обеспечивают определение финансового
результата отчетного периода, когда они были заработаны, а расходы – на
основе соответствующих их этим доходам.
Принцип соответствия обеспечивает определения финансового результата
отчетного периода, сопоставляя доходы отчетного периода с расходами,
которые были осуществлены для получения этих доходов.
Однако не все расходы можно непосредственно связывать с определенным
доходом. Поэтому применение принципа соответствия не означает возможности
определения в балансе статей, которые не соответствуют определению активов
и обязательств.
В связи с этим расходы, следует отражать в “Отчете о прибылях и
убытках “ в том периоде. Когда они возникли.
Принцип осмотрительности.
Суть принципа состоит в том, что он предусматривает соблюдение
определенной осторожности при оценке таким образом, чтобы в случае
неуверенности активы или доход не были завышены, а обязательства или
расходы – занижены.
Суть принципа осмотрительности состоит в готовности в большей мере к
учету потенциальных убытков, нежели прибылей, что выражается в создании
резервов и в оценке активов по наименьшей из стоимости возможных, а
обязательств – по наибольшей.
Однако соблюдение принципа осмотрительности заложена идея о том, что
при наличии неопределенности в выборе подхода к учету того или иного
показателя интересам пользователя в наибольшей мере будет соответствовать
выбор того из них , который дает менее оптимистическую картину положения
вещей на предприятии.
Однако соблюдение принципа осмотрительности означает создания скрытых
или чрезмерных резервов, умеренного занижения активов или дохода или
завышения обязательств или расходов, поскольку в таком случае финансовые
отчеты не будут достоверными.
Принцип осмотрительности не предполагает также отражение в учете
нереальных доходов и расходов. Вопрос об изменении их величины возникает в
момент, когда стоимость активов уменьшилась, возникла вероятность появления
дополнительных расходов или появилась неуверенность в погашении
обязательств. При соблюдении принципа осмотрительности в учете отражаются
реальные доходы и расходы с учетом корректировок на предполагаемые
изменения их величин.
В настоящее время в бухгалтерских изданиях встречается много критики
по поводу применения в Украине принципа осмотрительности. Действительно нам
кажется странным требование относительного того, чтобы доход не был
завышен. Ведь никто до сих пор не старался показать большую прибыль (дабы
не вызывать вопросов у налогового инспектора) и не собирался занижать
расходы.
Принцип последовательности
Избрав единожды учетную политику, бухгалтер будет ее применять из года
в год. Такое требование сформулировано как принцип последовательности.
Изменение учетной политики должно иметь веские основания, которые
излагаются в примечаниях к отчетности. В свою очередь, принцип
последовательности способствует сопоставимости отчетной информации. Такой
подход определен международными стандартами бухгалтерского учета , а так же
принят и в нашей стране.
Принцип полного освещения
Суть принципа состоит в том, что финансовая отчетность должна
содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях
операций и событий, которая может повлиять на принимаемые на ее основе
решения. Данный принцип для нашего бухгалтера не является новым. Но
международные стандарты предполагают отражение в отчетности всей
существенной информации, которая может повлиять на решение пользователей
отчетности.
2. Состав и формы финансовой отчетности.
Большинство субъектов хозяйствования. Как и до 2000г. будут составлять
отчетность по формам и в порядке, утвержденным Министерством финансов
Украины. Исключением как и ранее, являются банки и бюджетные учреждения.
Формы финансовой отчетности для банков и их заполнение устанавливаются НБУ,
а формы финансовой отчетности для бюджетных учреждений – Государственным
казначейством Украины. Это зафиксировано в статье 11 Закона о бухучете.
Для всех других субъектов хозяйствования до 1998года существовали
единые формы бухгалтерской отчетности. С 1998года малые предприятия
получили возможность отчитываться по специальным формам, которые
представляли собой сокращенный вариант обычных форм. Эта возможность
сохраняется у данной категории предприятий и после 2000года. Согласно
статье 2 Закона “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине”
субъекты предпринимательской деятельности, которым в соответствии с
законодательством разрешено ведение упрощенного учета доходов и расходов.
Ведут бухгалтерский учет и представляют финансовую отчетность в порядке,
установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности. А
статьей 11 указанного Закон предусмотрено, что в состав финансовой
отчетности для субъектов малого предпринимательства, а так же для
представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности
включаются сокращенные по количеству показателей баланс и отчет о
финансовых результатах. Формы таких отчетов согласно Закону “О
бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” должны быть
установлены национальными положениями (стандартами). Положением
бухгалтерского учета (ПБУ) 2 предусмотрено, что для малых предприятий может
предусматриваться сокращенная форма баланса. Поэтому можно предположить,
что сокращенные формы отчетности в ближайшее время появятся.
Кроме того, статьей 2 Закона “О бухгалтерском учете и финансовой
отчетности в Украине” предусмотрено, что субъекты предпринимательской
деятельности, освобожденные в соответствии с законодательством от
обязательного учета доходов и расходов. Не ведут бухгалтерский учет и не
предоставляют финансовую отчетность. Таким образом, появилась особая
категория субъектов хозяйствования, которая получило право не вести
бухгалтерский учет вообще. В соответствии с действующим ранее порядком
бухгалтерский учет обязаны были вести все субъекты хозяйствования без каких-
либо исключений.
Другие субъекты – юридические лица, созданные в соответствии с
законодательством Украины, независимо от организационно-правовых форм и
форм собственности, в соответствии со статьей 11 Закона “О бухгалтерском
учете и финансовой отчетности в Украине” в состав финансовой отчетности
включают :
- баланс (содержание и форма баланса и общие требования к раскрытию его
статей регламентированы ПБУ-2 );
- отчет о финансовых результатах (содержание и форма отчета о финансовых
результатах, а так же общие требования к раскрытию его статей
регламентированы ПБУ -3 )
- отчет о движении денежных средств (содержание и форма этого отчета. А так
же общие требования к раскрытию его статей регламентированы ПБУ-4)
- отчет о собственном капитале (содержание и форма отчета о собственном
капитале, а так же общие требования к раскрытию его статей
регламентированы ПБУ-5)
- примечания к отчетам
Таким образом, состав отчетности по сравнению с ранее действующим
порядком несколько изменился. Вместо отчета о финансово-имущественном
состоянии теперь необходимо составлять два новых отчета : отчет о движении
денежных средств и отчет о собственном капитале.
Как ранее, так и теперь, в некоторых случаях бухгалтерскую отчетность
составляют и не юридические лица. В частности, филиалы, представительства,
отделения и другие обособленные подразделения, если они выделены на
отдельный баланс, в соответствии со статьей 8 Закона “О бухгалтерском учете
и финансовой отчетности в Украине” обязаны вести бухгалтерский учет.
Результаты такого учета включаются в финансовую отчетность предприятия –
юридического лица. Показатели деятельности филиалов, представительств,
отделений и других обособленных подразделений предприятия, не выделенных на
отдельный баланс, также включаются в финансовую отчетность юридического
лица. Это предусмотрено пунктом 11 ПБУ - 1 .
Кроме того согласно статье 12 Закона “О бухгалтерском учете и
финансовой отчетности в Украине” субъекты хозяйствования, имеющие дочерние
предприятия, кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях
обязаны составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность,
то есть, отчетность, отражающую, финансовое состояние, результаты
деятельности и движение денежных средств юридического лица и его дочерних
предприятий как единой экономической единицы.
Консолидированную финансовую отчетность не следует путать со сводной
отчетностью, которую составляют и представляют:
- министерства, другие центральные органы исполнительной власти, к сфере
управления которых относятся предприятия, а так же по хозяйственным
Страницы: 1, 2, 3
|