наказаний за налоговые правонарушения стала приговаривать нарушителей все
чаще к лишению свободы, хотя это им и не всегда удается по различным
причинам.
Далее необходимо обратить внимание на закон РСФСР "О милиции", а
конкретнее на раздел 4 "Применение милицией физической силы, специальных
средств и огнестрельного оружия". Налоговой полиции предписано
руководствоваться статьями данного раздела, что является вполне
обоснованным, так как она является таким же правоохранительным органом и ее
сотрудники реально могут столкнуться с противодействием, в том числе и с
вооруженным.
И последний документ, который необходимо рассмотреть в этой части -
это новый Налоговый Кодекс РФ (часть 1), который вступил в действие 01
января 1999 года. Согласно ст. 9 указанного документа налоговая полиция не
является участником налоговых отношений, таким образом законодатель еще раз
подчеркнул правоохранительный характер деятельности этой организации.
Однако с другой стороны п. 2 ст. 11 закона о полиции дает ей все права
налоговых органов, то есть и те, которые предусмотрены указанным Кодексом.
В то же время в этом нормативном акте в ст. 36 описываются полномочия
органов налоговой полиции. Данная статья описывает все те права, которые
даны этой организации рядом иных законов, и ничего нового не добавляет, за
исключением того, что при выявлении обстоятельств, которые касаются
исключительно налоговых органов материалы должны быть направлены в
соответствующий налоговый орган в трехдневный органов.
Наверное, впервые законодательным актом предусмотрена ответственность
налоговой полиции и ее должностных лиц – ст. 37 Кодекса. В ней
оговаривается ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам
вследствие неправомерных действий (бездействия). На наш взгляд эта мера
необходима, а на сколько она будет действенной покажет время.
В заключении необходимо отметить, что органы налоговой полиции в своей
деятельности руководствуются значительным числом нормативных актов. Ряд из
них приведен в приложении №1.
3. Взаимодействие налоговой полиции с налоговой службой,
правоохранительными и другими государственными органами.
Успешное решение задач, возложенных законом на федеральные органы
налоговой полиции, невозможно без их делового сотрудничества с
Государственной налоговой службой, Министерством внутренних дел,
Федеральной службой безопасности, Генеральной Прокуратурой РФ, их
подразделениями на местах и другими государственными органами.
Необходимость координации деятельности данных ведомств обусловлена наличием
у них ряда общих задач по защите экономических интересов государства.
Каждый из них в пределах своей компетенции соответствующими средствами и
методами осуществляет сбор необходимой информации о криминогенной ситуации
в экономике, проводит ее анализ, так или иначе реагирует на выявленные
правонарушения.
Налоговые преступления, причиняющие значительный ущерб государству,
нередко связаны с совершением других посягательств на его экономические
интересы. Выявление и документирование уклонения юридических и физических
лиц от уплаты налогов, сборов и иных платежей, фактов коррупции требуют не
только активности и профессионализма работников налоговой полиции, но и
содействия других государственных органов. Объединение усилий упомянутых
служб в борьбе с налоговыми правонарушениями позволяет сконцентрировать их
силы, средства и технические возможности, охватить поисковой работой
большее число объектов, лучше использовать возможности, каждого из этих
органов для вы явления и разоблачения преступников.
[pic]
Рис. 1 Взаимодействие Госналогслужбы с министерствами и ведомствами по
формированию налоговой политики
Взаимодействие можно рассматривать в двух аспектах. В широком смысле -
это деловое сотрудничество нескольких государственных органов в обеспечении
экономической безопасности в пределах конкретной территории. Такое
взаимодействие осуществляется путем разработки и принятия совместных
документов (приказов, инструкций, комплексных и целевых программ,
договоров, соглашений, планов), которыми определяются приоритетные
направления, формы, методы, сроки совместных действий; проведения
межведомственных совещаний, семинаров; осуществления согласованных мер по
повышению деловой квалификации сотрудников; обмена положительным опытом
работы; проведения совместных рейдов, проверок и т.д.
Под взаимодействием в узком смысле понимается координация действий
налоговой полиции с налоговыми инспекциями, подразделениями органов
внутренних дел, Федеральной службы безопасности, следователем, прокурором в
конкретных эпизодах борьбы с экономическими преступлениями, раскрытии
налоговых правонарушений и коррупции. Основными задачами взаимодействия
являются:
- обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства,
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующие бюджеты налогов, сборов и других обязательных платежей;
- выявление, раскрытие и расследование налоговых преступлений;
- привлечение к установленной законом ответственности лиц, совершивших
налоговые преступления и обеспечение полного возмещения материального
ущерба, причиненного ими государству;
- розыск лиц, совершивших налоговые преступления и скрывшихся от следствия
и суда;
- профилактика налоговых правонарушений;
- выявление и пресечение фактов коррупции в налоговых органах и
подразделениях налоговой полиции, обеспечение безопасности деятельности
сотрудников этих служб;
- повышение деловой квалификации кадров.
Правовую основу взаимодействия составляют: Закон "О федеральных
органах налоговой полиции", уголовно-процессуальный кодекс России, другие
законы. Указы Президента РФ, ведомственные (межведомственные) приказы и
инструкции, а также межведомственные договоры и соглашения. Так, в ст. 9
Закона прямо указано, что федеральные органы налоговой полиции решают
поставленные перед ними задачи во взаимодействии с налоговыми и иными
государственными органами. Ст. 10 (п.п. 5, 6) обязывают их оказывать
содействие налоговым органам, органам внутренних дел, прокуратуры,
предварительного следствия. Федеральной службе безопасности и другим
государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении
преступлений и нарушений в области налогового законодательства; исполнять в
пре делах своем компетенции определения, постановления суден, письменные
поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных
предусмотренных законом мероприятий, оказывать им содействие в производстве
отдельных процессуальных действий.
В процессе взаимодействия стороны должны исходить из ряда общих
положений (принципов). Важнейшими из них являются:
- соответствие совместной деятельности требованиям закона и подзаконных
актов. Стороны не могут решать задачи, запрещенные соответствующими
нормативными актами, вы ходить за пределы своей компетенции, использовать
формы, средства и методы, не предусмотренные законом;
- самостоятельность каждой из сторон в выборе дозволенных законом средств и
методов деятельности, в частности оперативно-розыскных, и полная
ответственность за их результаты. Взаимодействие не должно приводить к
командованию, а тем более подмене одного органа другим;
- взаимное доверие сторон при строгом соблюдении каждой из них
государственной и служебной тайн, неразглашении иных сведений, охраняемых
законом. Стороны должны обеспечивал, необходимую конфиденциальность, не
допускать разглашения сведений о совместных мероприятиях, используемых
силах и средствах, сохранять и, в установленном порядке, использовать
полученную информацию и материалы. Любую информацию, затрагивающую
интересы другой стороны, передавать иным организациям только по
согласованию с нею;
- плановость и непрерывность взаимодействия. Сторонам целесообразно
согласовывать перспективное и текущее планирование по конкретным
направлениям совместной деятельности, объектам налогообложения, уголовным
и оперативно- розыскным делам;
- возмездность – при оказании помощи в выполнении некоторых видов работ
(услуг) учитываются определенные материальные затраты, которые необходимо
возместить сторонам, компенсировать понесенные ими издержки.
Условия, формы и порядок взаимодействия органов налоговой полиции с
Государственной налоговой службой регулируются Законом РФ "О федеральных
органах налоговой полиции", совместным приказом ДНП и ГНС от 14 марта 1994
г. № 67-3-14/18/77 "Об организации взаимодействия органов Государственной
налоговой службы Российской Федерации и Федеральной службы налоговой
полиции Российской Федерации", а также приложением к этому приказу,
определяющим порядок проведения налоговыми органами и органами налоговой
полиции мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства.
В соответствии с указанными правовыми актами руководители органов ФСНП
и ГНС Российской Федерации обязаны постоянно координировать действия
соответствующих служб и подразделений по своевременному выявлению и
пресечению нарушений налогового законодательства, а также решению других
вопросов, представляющих взаимный интерес. В этих целях должны создаваться
рабочие группы, проводиться регулярные встречи представителей
заинтересованных подразделений для согласования действий, а наиболее важные
проблемы выноситься на рассмотрение совместных заседаний коллегий.
Одной из форм такого взаимодействия является проведение плановых
совместных проверок юридических и физических лиц на предмет соблюдения ими
налогового законодательства. Такие проверки осуществляются на основе
согласованных квартальных планов контрольной работы. Однако органы
налоговой полиции могут в любое время обратиться в налоговые инспекции на
местах с мотивированным письменным запросом о выделении необходимых
специалистов для проведения совместных проверок.
В те же сроки, в случае необходимости, органы налоговой полиции по
мотивированному запросу Государственной налоговой службы и ее инспекций
должны выделять своих сотрудников для проверки фактов налоговых
правонарушений. Это может иметь место, в частности, котла налоговые органы
обнаруживают в действиях должностных лиц предприятий, учреждений,
организаций и граждан признаки преступления, требующего дознания, а также
при наличии обстоятельств, угрожающих безопасности сотрудников налоговых
органов. Полные или тематические совместные проверки могут проводиться и по
указаниям вышестоящих инстанций.
По итогам совместной проверки юридических и физических лиц
составляется единый акт, который подписывается, с одной стороны,
работниками налоговой инспекции и, органа налоговой полиции, а с другой –
руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия, учреждения,
организации либо гражданином, занимающимся предпринимательской
деятельностью.
Решение по результатам совместной проверки принимается руководителем
налогового органа по согласованию с руководством органа налоговой полиции.
Если налогоплательщики, не согласные с результатами совместных
проверок, подали исковые заявления в суд, то при их рассмотрении органы
налоговой полиции и налоговой службы обеспечивают участие своих
представителей в судебных заседаниях.
Налоговые инспекции при выявлении фактов сокрытия доходов (прибыли)
или иных объектов налогообложения в крупных и особо крупных размерах
обязаны в трехдневный срок направить необходимые материалы в
территориальные органы налоговой полиции для проведения дознания и принятия
решения по ним в соответствии с действующим законодательством.
В свою очередь органы налоговой полиции обеспечивают налоговые
инспекции информацией о вскрытых фактах уклонения от уплаты налогов и
других обязательных платежей.
В ходе взаимодействия руководители обеих служб должны обмениваться
Страницы: 1, 2, 3, 4
|