использовать МСФО. Сейчас рассматриваются аналогичные законопроекты в
Финляндии, Дании и Великобритании. О поддержке деятельности КМСФО заявили
МВФ, Всемирный банк, ВТО и министры финансов стран “большой семёрки”.
Дополнительным толчком в пользу принятия МСФО может стать введение единой
европейской валюты и создание общеевропейского рынка капитала. 4 мая 1999
г. 8 крупнейших европейских бирж (Лондонская, Франкфуртская, Амстердамская,
Парижская, Брюссельская, Мадридская, Миланская и Швейцарская) подписали
Меморандум о взаимопонимании, а 22 сентября – соглашение по возможной
модели общего рынка европейских “голубых фишек”. В перспективе речь может
идти о создании самого крупного в мире рынка, причём в качестве единых
стандартов финансовой отчётности будут использоваться МСФО.
Многие финансовые институты уже сейчас осуществляют кредитование
предприятий только при предоставлении отчётности, составленной в МСФО.
Например, предоставляя кредит российскому предприятию, Европейский банк
реконструкции и развития (вложивший в российскую экономику порядка 3
миллиардов долларов) требует:
предоставлять ЕБРР заверенную аудитором годовую финансовую отчётность,
подготовленную в соответствии с МСФО
поддерживать определённый уровень финансовых коэффициентов, рассчитываемых
с использованием данных МСФО
обеспечивать адекватную работу систем учёта затрат, бухгалтерского учёта и
управления информацией, достоверно и точно отражающих финансовое состояние
компании и результаты её деятельности
Аналогичной практики придерживаются МВФ и Всемирный банк.
Несмотря на всё большее распространение МСФО ряд стран пока не спешит
переходить на новые стандарты. Это США, Канада и Великобритания.
Американская система учёта (GAAP) является одной из ведущих в мире. Она
занимает прочные позиции, в первую очередь, благодаря самому крупному и
развитому рынку в мире, предлагающему самые выгодные условия привлечения
капитала. Поэтому многие иностранные компании, желающие разместить свои
ценные бумаги на американском рынке, идут на значительные затраты по
трансформации отчётности в соответствии с GAAP. Комитет по стандартам
финансового учёта США (FASB) неоднократно высказывался о том, что именно
эта организация должна издавать международные стандарты для использования
на рынках капитала. В то же время среди американских участников рынка нет
однозначного мнения в отношении того, насколько выгодно американскому
рынку, пусть даже самому крупному и развитому, противопоставлять всему
остальному рынку свою систему финансовой отчётности, создавая, таким
образом, для входа на рынок иностранных компаний барьеры в виде
дополнительных трансакционных издержек на трансформацию отчётности в
соответствии с GAAP. По мнению же президента Европейской федерации обществ
финансовых аналитиков и консультанта Правительства РФ по вопросам
реформирования системы бухгалтерской отчётности Д. Даманта США будут
переходить на МСФО в течение пяти-семи лет в отличие от других стран, где
этот процесс займёт три-четыре года. Великобритания также склоняется в
пользу МСФО. Так, например, премьер – министр Великобритании Т. Блэр
высказался, что “международные стандарты финансовой отчётности имеют
решающее значение для Великобритании”. В настоящее время Министерство
торговли и промышленности Великобритании обсуждает законопроект,
разрешающий компаниям составлять отчётность в соответствии с МСФО.
§ 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ
Первый стандарт был разработан в 1974 г. и вступил в силу со
следующего года. До настоящего времени всего было принято 40 стандартов
(табл. 1). Каждый стандарт включает следующие элементы:
объект учёта – даётся определение объекта учёта и основных понятий,
связанных с ним
признание объекта учёта – даётся описание критериев отнесения объектов
учёта к различным элементам отчётности
оценка объекта учёта – приводятся рекомендации по использованию методов
оценки и требований к оценке различных элементов отчётности
отражение в финансовой отчётности – раскрытие информации об объекте учёта в
различных формах финансовой отчётности
Табл. 1 Список МСФО (по состоянию на 1 апреля 2000 г.)
|№ |Название |Вступ|Статус |
| | |ление| |
| | |в | |
| | |силу | |
|IAS |Представление |1.1.7|Пересмотрен в 1997 г., редакция в |
|1 |финансовой отчётности |5 |силе с 1.7.98, заменил IAS 5 и IAS|
| | | |13 |
|IAS |Запасы |1.1.7|Пересмотрен в 1993 г., редакция в |
|2 | |6 |силе с 1.1.95 |
|IAS |Консолидированная |1.1.7|Заменён на IAS 27 и IAS 28 |
|3 |финансовая отчётность |7 | |
|IAS |Учёт амортизации |1.1.7|Частично заменён на IAS 16 и IAS |
|4 | |7 |38 |
|IAS |Информация, подлежащая |1.1.7|Заменён на IAS 1 |
|5 |раскрытию в финансовой |7 | |
| |отчётности | | |
|IAS |Учёт и отчётность в |1.1.7|Заменён на IAS 15 |
|6 |связи с ценовыми |8 | |
| |изменениями | | |
|IAS |Отчёты о движении |1.1.7|Пересмотрен в 1992 г., редакция в |
|7 |денежных средств |9 |силе с 1.1.94 |
|IAS |Чистая прибыль или |1.1.7|Пересмотрен в 1993 г., редакция в |
|8 |убыток за период, |9 |силе с 1.1.95, частично заменён на|
| |фундаментальные ошибки | |IAS 35 |
| |и изменения в учётной | | |
| |политике | | |
|IAS |Затраты на исследования|1.1.8|Заменён на IAS 38 |
|9 |и разработки |0 | |
|IAS |Условные события и |1.1.8|Пересмотрен в 1999 г.., частично |
|10 |события, произошедшие |0 |заменён на IAS 37 |
| |после отчётной даты | | |
|IAS |Договоры подряда |1.1.8|Пересмотрен в 1993 г., редакция в |
|11 | |0 |силе с 1.1.95 |
|IAS |Налоги на прибыль |1.1.8|Пересмотрен в 1996 г., редакция в |
|12 | |1 |силе с 1.1.98 |
|IAS |Представление |1.1.8|Заменён на IAS 1 |
|13 |отчётности об оборотных|1 | |
| |средствах и | | |
| |краткосрочных пассивах | | |
|IAS |Сегментная отчётность |1.1.8|Пересмотрен в 1997 г., редакция в |
|14 | |3 |силе с 1.7.98 |
|IAS |Информация, отражающая |1.1.8|Внесены незначительные изменения в|
|15 |влияние изменения цен |3 |1989 г., заменил IAS 6 |
|IAS |Основные средства |1.1.8|Пересмотрен в 1993 г., редакция в |
|16 | |3 |силе с 1.1.95 |
|IAS |Аренда |1.1.8|Пересмотрен в 1997 г., редакция в |
|17 | |3 |силе с 1.1.99 |
|IAS |Выручка |1.1.8|Пересмотрен в 1993 г., редакция в |
|18 | |4 |силе с 1.1.95 |
|IAS |Вознаграждения |1.1.8|Пересмотрен в 1998 г., редакция в |
|19 |работникам |5 |силе с 1.1.99 |
|IAS |Учёт правительственных |1.1.8| |
|20 |субсидий и раскрытие |4 | |
| |информации о | | |
| |правительственной | | |
| |помощи | | |
|IAS |Влияние изменений |1.1.8|Пересмотрен в 1993 г., редакция в |
|21 |валютных курсов |5 |силе с 1.1.95 |
|IAS |Объединение компаний |1.1.8|Пересмотрен в 1998 г., редакция в |
|22 | |5 |силе с 1.7.99 |
|IAS |Затраты по займам |1.1.8|Пересмотрен в 1993 г., редакция в |
|23 | |6 |силе с 1.1.95 |
|IAS |Раскрытие информации о |1.1.8| |
|24 |связанных сторонах |6 | |
|IAS |Учёт инвестиций |1.1.8|Частично заменён на IAS 39 и IAS |
|25 | |7 |40, аннулирован IAS 40 |
|IAS |Учёт и отчётность по |1.1.8| |
|26 |программам пенсионного |8 | |
| |обеспечения (пенсионным| | |
| |планам) | | |
|IAS |Сводная отчётность |1.1.9|Cкорректирован в соответствии с |
|27 | |0 |IAS 39 |
|IAS |Учёт инвестиций в |1.1.9|Частично заменён на IAS 36 и IAS |
|28 |ассоциированные |0 |39 |
| |компании | | |
|IAS |Финансовая отчётность в|1.1.9| |
|29 |условиях гиперинфляции |0 | |
|IAS |Раскрытие информации в |1.1.9|Пересмотрен в 1998 г., редакция в |
|30 |финансовой отчётности |1 |силе с 1.1.01 |
| |банков и аналогичных | | |
| |финансовых институтов | | |
|IAS |Финансовая отчётность |1.1.9|Скорректирован в соответствии с |
|31 |об участии в совместной|2 |IAS 36 и IAS 39 |
| |деятельности | | |
|IAS |Финансовые инструменты:|1.1.9|Пересмотрен в 1999 г., редакция в |
|32 |раскрытие и |6 |силе с 1.1.01 |
| |представление | | |
| |информации | | |
|IAS |Прибыль на акцию |1.1.9| |
|33 | |8 | |
|IAS |Промежуточная |1.1.9| |
|34 |финансовая отчётность |9 | |
|IAS |Прекращаемая финансовая|1.1.9| |
|35 |отчётность |9 | |
|IAS |Обесценение активов |1.7.9|Частично заменяет положения IAS 16|
|36 | |9 |и IAS 22 |
|IAS |Резервы, условные |1.7.9| |
|37 |обязательства и |9 | |
| |условные активы | | |
|IAS |Нематериальные активы |1.7.9|Заменил IAS 9 |
|38 | |9 | |
|IAS |Финансовые инструменты:|1.1.0| |
|39 |признание и сила |1 | |
|IAS |Инвестиционная |1.1.0|Аннулировал IAS 25 |
|40 |собственность* |1 | |
* Примечание: данный стандарт ещё не был официально переведён на
русский язык
Источник: “Международные стандарты финансовой отчётности”, Москва,
“Аскери”, 1999
Суммируя преимущества МСФО, то можно сказать, что для финансовых
аналитиков и инвесторов это понятность, сравнимость, прозрачность,
надёжность, меньшие издержки по анализу отчётности; для компаний – меньшие
издержки по привлечению капитала, одна система учёта, отсутствие
необходимости согласовывать финансовую информацию, последовательность
внутреннего и внешнего учёта; для аудиторов – единообразные принципа
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|