создавать представительства в других городах и районах Украины.
Основные задания Фонда:
защита имущественных прав Украины на ее территории и за границей;
реализация прав распоряжения имуществом государственных предприятий в
процессе их приватизации, создание совместных предприятий;
осуществление полномочий по организации и проведению приватизации
имущества предприятий, находящегося в общегосударственной собственности, а
также относительно арендодателя имущества государственных предприятий и
организаций, их структурных подразделений;
содействие процессу демонополизации экономики и создание условий для
конкуренции производителей.
Фонд в соответствии с возложеными на него задачами:
разрабатывает и передает Кабинету Министров Украины проекты государственных
программ приватизации, организовывает и контролирует их выполнение;
изменяет в процессе приватизации организационно-правовую форму
предприятий, находящихся в общегосударственной собственности, путем
преобразования их в открытые акционерные общества;
осуществляет полномочия собственника относительно части акций акционерных
обществ, которые не были реализованы в процессе приватизации, в частности
несет ответственность в пределах указанной части;
продает имущество, находящееся в общегосударственной собственности, в
процессе его приватизации, включая имущество ликвидированных предприятий и
объектов незавершенного строительства;
создает комиссии по приватизации;
утверждает планы приватизации имущества, находящегося в
общегосударственной собственности;
заключает договоры с посредниками по организации подготовки к
приватизации и продаже объектов приватизации;
выдает лицензии посредникам;
осуществляет связь с местными органами приватизации;
принимает меры по привлечению иностранных инвесторов в процесс
приватизации;
выступает как арендодатель имущества целостных имущественных комплексов
предприятий, организаций, их структурных подразделений, являющихся
общегосударственной собственностью, дает разрешение предприятиям,
организациям на передачу в аренду имущественных комплексов их структурных
подразделений;
принимает участие в создании совместных предприятий, в уставный фонд
которых передается имущество, являющееся общегосударственной
собственностью;
разрабатывает проекты нормативных актов по вопросам управления
имуществом, находящимся в государственной собственности, и его
приватизации;
принимает участие в разработке и заключении межгосударственных соглашений
по вопросам собственности и использования государственного имущества;
представляет интересы Украины за рубежом по вопросам, касающимся защиты
имущественных прав государства.
Актуален вопрос о формах собственности. Решающим в определении перспектив
его решения является определение частной собственности. И здесь следует
особо отметить, что впервые на законодательном уровне предусматривается
закрепить это право как основу свободы, духовной и экономической
независимости граждан. Одновременно с частной собственностью в
законодательном порядке также закрепляется государственная и коллективная
собственность.
Разделение собственности на государственную и частную объективно связано
с определением двух основных субъектов права собственности: государства и
лица.
Что касается коллективной собственности (собственности трудовых
коллективов, коллективов-арендаторов, коллективных предприятий,
кооперативов, хозяйственных обществ, профессиональных союзов и т. п.), то
это самостоятельная форма собственности. Ее следует считать производной от
частной. Коллективная собственность — это общая собственность отдельных
лиц. Она существует во всех странах и является только средством организации
сотрудничества конкретных людей, в пределах которого определяются отношения
между ними, порядок управления коллективом и собственностью. Через такую
организацию и реализуются функции владения, пользования и распоряжения
имуществом.
Фонд имеет право:
издавать в пределах своей компетенции нормативные документы, обязательные
для выполнения органами государственной исполнительной власти, другими
юридическими лицами, контролировать их выполнение;
получать от органов государственной исполнительной власти информацию,
необходимую для выполнения возложенных на Фонд задач и функций;
производить инвентаризацию общегосударственного имущества, которое в
соответствии с Государственной программой приватизации подлежит
приватизации, а также осуществлять аудиторские проверки эффективности его
использования;
утверждать смету расходов из государственного внебюджетного фонда
приватизации в пределах, установленных Государственной программой
приватизации имущества государственных предприятий.
Министерство экономики Украины контролирует выполнение планов
экономического и социального развития государства, утвержденных Верховной
Радой Украины, выявляет отклонения от заданных параметров развития
отдельных отраслей народного хозяйства и принимает меры по их
предупреждению, т.е. осуществляет контроль экономики на макроуровне.
Министерство труда и социальной политики Украины контролирует соблюдение
законодательства по вопросам труда и заработной платы в отраслях народного
хозяйства, тарифных соглашений по оплате труда, механизма регулирования
фонда оплаты труда. Кроме того, Министерство труда и социальной политики
разрабатывает и утверждает нормативные документы по вопросам регулирования
занятости населения, использования труда и его оплаты.
Государственный комитет статистики Украины контролирует по данным
отчетности сбалансированность рынка товаров, выполнение программ
экономического и социального развития государства, наличие товарных,
материальных, трудовых и других ресурсов, необходимых для населения и для
развития народного хозяйства, осуществляет выборочные контрольные переписи
ресурсов и т. п.
Правительство Украины предоставило Госкомстату право осуществлять контроль
за выполнением министерствами, государственными комитетами и ведомствами,
концернами, ассоциациями, а также подчиненными им предприятиями и
объединениями законодательства и нормативных актов по вопросам статистики,
учета и отчетности, обеспечение достоверности государственной отчетности,
давать обязательные для исполнения указания по устранению обнаруженных
недостатков. Кроме того, Госкомстат имеет право получать от органов
управления, предприятий и объединений статистическую и бухгалтерскую
отчетность и разъяснения к ней независимо от форм собственности; проверять
первичную документацию и достоверность отчетных данных; требовать
письменных объяснений и других материалов в связи с обнаруженными
нарушениями, давать обязательные для исполнения указания по устранению
нарушений отчетной дисциплины, а также по проведению в необходимых случаях
ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, объединений и
организаций. Указания органов государственной статистики подлежат
обязательному исполнению министерствами, ведомствами, предприятиями и
объединениями с извещением их в 10-дневный срок о принятых мерах.
Госкомстат имеет право отменять не утвержденную в установленном порядке
отчетность, проверять состояние учета и отчетности на всех уровнях
хозяйственного управления, а в случае обнаружения приписок и других
искажений отчетных данных направлять необходимые материалы в органы
прокуратуры для привлечения виновных к ответственности.
Госкомстат и его органы на местах направляют органам управления
заключения о своевременности представления и качестве отчетов
подведомственных им предприятий и объединений, а также осуществляют
контроль за привлечением их руководителей и других должностных лиц к
ответственности за представление недостоверных данных и нарушение отчетной
дисциплины.
Антимонопольный комитет Украины предотвращает возникновение монопольного
положения на рынке предпринимателей, ограничивающих конкуренцию
определенного товара. В противном случае это приводит к нарушению рыночных
отношений при производстве и реализации от дельных видов товаров, к
недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности.
Национальный банк Украины в соответствии с уставом и законодательством о
банках и банковской деятельности контролирует наличие денег в обращении,
использование кредитов по целевому назначению, соблюдение предпринимателями
кассовой дисциплины, правил расчетов в народном хозяйстве и других
операций, возложенных на банки в условиях рыночных отношений, а также
расходование средств из государственного бюджета, осуществляет эмиссию
денег и регулирует денежные отношения в государстве. Кроме того, он
контролирует деятельность коммерческих банков, регистрирует их, получает от
них балансы, расчеты экономических нормативов и другую отчетность, проводит
ревизии, вносит предложения по улучшению их деятельности или об их
закрытии, если они как акционерные образования нарушают действующее
законодательство. Национальный банк Украины издает в пределах своих
полномочий инструкции, положения и другие нормативные документы по
кассовым, расчетным, кредитным, валютным операциям.
К специализированным органам экономического контроля принадлежат
государственные комитеты, инспекции и др.
Государственный комитет Украины по стандартизации, метрологии и
сертификации (Госстандарт Украины) — это центральный орган исполнительной
власти, подведомственный Кабинету Министров Украины. В пределах своей
компетенции он проводит мероприятия по стандартизации, обеспечению единства
и достоверности измерений и сертификации продукции, а также координирует
работу других органов государственного управления по этим вопросам.
Главные задачи Госстандарта:
создание системы нормативно-технической документации, которая устанавливает
прогрессивные требования к разработке, производству и использованию
продукции (работ, услуг) с целью повышения технического уровня и качества,
гарантирования безопасности использования, совместимости и
взаимозаменяемости, охраны окружающей среды, ресурсосбережения, более
широкого применения мало- и безотходных технологий, а также повышения роли
потребителя в определении конкретных характеристик продукции (работ,
услуг);
создание и обеспечение функционирования государственной системы
сертификации продукции;
осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением
требований стандартов, технических условий и образцов (эталонов) на
продукцию (работы, услуги) и государственного метрологического надзора,
использование прав по предотвращению выпуска недоброкачественной продукции;
определение основных направлений и координация проведения мероприятий
межгосударственного и международного сотрудничества, связанных со
стандартизацией, метрологией и сертификацией;
организация нормативно-методического обеспечения общественного
производства по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации;
организация научно-технической информации в сфере стандартизации,
метрологии и сертификации.
Госстандарт Украины в соответствии с возложенными на него задачами:
осуществляет методическое руководство, координацию и контроль за
деятельностью министерств, ведомств и объединений предприятий по
стандартизации, метрологии и сертификации;
готовит предложения о социальных, экономических и правовых основах
обеспечения качества продукции (работ, услуг); взаимодействует с обществами
потребителей и другими общественными организациями в сфере стандартизации,
метрологии и сертификации;
с учетом задач социально-экономического развития Украины определяет
приоритетные направления развития сферы стандартизации, метрологии и
сертификации;
осуществляет методическое руководство разработкой министерствами,
ведомствами и объединениями предприятий методологического обеспечения,
утверждает и систематически проводит оценку их реализации;
утверждает государственные стандарты (за исключением стандартов
проектирования и строительства, использования ресурсов, охраны окружающей
среды от загрязнения и других вредных влияний), проводит экспертизу
проектов государственных стандартов и технических условий, отвечает за их
научно-технический уровень и технико-экономическое обоснование;
ведет в установленном порядке учет и регистрацию государственных
стандартов, технических условий и изменений, вносимых в них, решений об их
отмене, посылает заинтересованным лицам соответствующую информацию;
имеет исключительное право издавать и переиздавать государственные
стандарты;
организовывает работу по сертификации, осуществляет организационно-
методическое руководство функционированием государственной системы
сертификации, признает в установленном порядке сертификаты других стран;
предоставляет методическую помощь предприятиям, их объединениям и
организациям во внедрении международных стандартов по системам управления
качеством, организовывает сертификацию этих систем.
Государственный таможенный комитет Украины контролирует соблюдение
предпринимателями и физическими лицами таможенного законодательства и
нормативных актов при уплате пошлины на экспорт и импорт товаров через
границу Украины, а также при внутригосударственных операциях, за которые
необходимо платить пошлину.
Государственная инспекция Украины по защите прав потребителей
(Госпотребзащита) и ее органы в Автономной Республике Крым, областях,
городах и районах осуществляют государственный контроль за соблюдением
предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм
собственности и хозяйствования, а также гражданами законодательства о
защите прав потребителей, других нормативных актов по вопросам торговли и
предоставления услуг населению; осуществляет проверку непосредственно на
предприятиях промышленности, сферы услуг, торговли и предприятиях
общественного питания, на базах, складах и в экспедициях независимо от форм
собственности и хозяйствования.
Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) контролирует соблюдение
законодательства и нормативных актов при регистрации и учете подвижного
состава транспортных средств (автомобили, прицепы, мотоциклы)
предпринимателями и физическими лицами. Кроме того, ГАИ контролирует
соблюдение владельцами транспортных средств и водителями правил дорожного
движения на дорогах Украины.
Государственная пожарная инспекция осуществляет контроль за соблюдением
противопожарных правил предпринимателями и населением, профилактические
мероприятия по предотвращению пожаров, а в случае возникновения — гашение.
Государственная санитарная инспекция контролирует соблюдение санитарно-
гигиенического и противоэпидемиологического законодательства
предпринимателями и населением, а также проводит профилактику возникновения
эпидемий, массовых заболеваний.
Муниципальный экономический контроль осуществляется в соответствии с
законодательством о местных Советах народных депутатов и местном
региональном самоуправлений. Комиссии по вопросам планирования, бюджета и
финансов осуществляют контроль за выполнением планов и программ
экономического и социального развития и бюджета; контролируют поступление и
расходование внебюджетного фонда. В компетенцию исполнительных комитетов
сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов входит контроль
за состоянием учета и отчетности на предприятиях, в организациях и
учреждениях, являющихся коммунальной собственностью, за соблюдением
обязательств по платежам в бюджет местного самоуправления предприятиями и
организациями.
Государство делегировало местным Советам народных депутатов и местному и
региональному самоуправлению следующие дополнительные функции:
осуществлять контроль за соблюдением проектов строительства объектов
жилищно-коммунального хозяйства и производственного назначения, а также
останавливать строительство, которое ведется с нарушением планов застройки
и утвержденных проектов и может причинить вред окружающей среде;
назначать государственные приемные комиссии, утверждать акты о принятии в
эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения, участвовать в
принятии в эксплуатацию других объектов;
контролировать эксплуатацию объектов коммунального хозяйства, торговли и
общественного питания, бытового обслуживания, находящихся в собственности
предприятий и отдельных граждан; прекращать эксплуатацию их в случае
нарушения экологических, санитарных правил, других требований
законодательства, отменять в таких случаях выданные им разрешения на
создание и эксплуатацию соответствующих объектов.
Независимый аудиторский контроль осуществляется аудиторами, аудиторскими
организациями (фирмами) на хозрасчетных началах по договорам с
государственными и акционерными предприятиями, кооперативными, арендными
предприятиями и организациями, предприятиями с совместным капиталом и др.
При этом проверяют состояние учета деятельности указанных предприятий и
организаций, соответствие отчетности данным учета, правильность образования
прибыли и своевременность расчетов с государственным бюджетом, а также
распределение прибыли по акциям, размеру внесенного капитала и другим
источникам, предусмотренным уставными документами и финансовым планом
предприятия. Результаты контроля аудиторская организация оформляет в виде
акта, экспертного заключения или другого документа, согласованного с
заказчиком. Аудиторские организации предоставляют предпринимателям услуги,
способствующие улучшению хозяйствования по вопросам маркетинга,
менеджмента, инвестиций и др. Кроме того, аудиторская организация может
делать выводы о правильности составления отчетности и деклараций, которые
предприятия, кооперативы и другие организации представляют финансовым
органам (налоговым инспекциям).
Аудиторский контроль осуществляется не только независимыми аудиторами,
фирмами, но и аудиторскими подразделениями государственных налоговых
администраций. Функции таких подразделений определяются налоговыми органами
при определении полноты начисления и своевременности уплаты налогов
предпринимателями и физическими лицами.
Экономический контроль собственника делится на внутрисистемный и
внутрихозяйственный.
Внутрисистемный экономический контроль осуществляется министерствами,
государственными комитетами, концернами, ассоциациями, акционерными
обществами, акционерными производственными объединениями в соответствии с
законодательными и другими нормативными актами, которыми предусмотрено
проведение комплексных ревизий и контрольных проверок финансово-
хозяйственной деятельности предприятия по инициативе собственника, т.е.
вышестоящим органом, которому предприятие подчиняется на правах
собственности.
Основная задача внутрисистемного контроля — контроль за выполнением
плановых заданий по производственной и финансово-хозяйственной
деятельности, использованием материальных и финансовых ресурсов,
недопущение фактов бесхозяйственности и расточительства; обеспечение
сохранения собственности, правильной постановки бухгалтерского учета и
контрольно-ревизионной работы; соблюдение действующего законодательства по
производственной и финансово-хозяйственной деятельности.
Внутрихозяйственный экономический контроль включает контрольные функции,
осуществляемые руководителями предприятий, комбинатов, организаций и
учреждений, концернов, ассоциаций в соответствии с действующим
законодательством. Задача внутрихозяйственного контроля — проверка
хозяйственных операций в производственных единицах с целью не допустить
перерасход материальных и финансовых ресурсов, выполнения производственных
и финансовых планов, рационального использования рабочей силы, внедрения
новых методов труда и прогрессивной технологии в бригадах, участках, цехах
и других производственных подразделениях, обеспечения сбережения средств и
товарно-материальных ценностей, экономного расходования сырья и топливно-
энергетических ресурсов, выпуска продукции высокого качества, имеющей спрос
на рынке.
Организация внутрихозяйственного контроля в соответствии с Законом
Украины «О предприятиях в Украине» возложена на руководителя предприятия.
Иногда для выполнения этих функций на предприятиях создаются специальные
аудиторские подразделения. Согласно утвержденному плану работники, занятые
управлением, осуществляют систематический и оперативный текущий контроль за
производственной и финансово-хозяйственной деятельностью подразделений
предприятия. По итогам контрольных проверок руководство предприятия
принимает управленческие решения по устранению причин, негативно влияющих
на деятельность предприятия.
В осуществлении внутрихозяйственного контроля на предприятиях ведущее место
занимают работники бухгалтерии, в частности главные бухгалтеры. В
соответствии с нормативными документами главный бухгалтер предприятия
вместе с руководителями соответствующих подразделений и служб обязан
контролировать оформление, принятие и отпуск товарно-материальных
ценностей, расходование заработной платы, соблюдение штатной, финансовой,
кассовой и платежной дисциплины, законность списания с бухгалтерского
баланса недостач, проведение инвентаризации ценностей, взимание в
установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности и
других операций. Кроме того, главный бухгалтер наравне с руководителем
объединения, предприятия, организации, учреждения несет ответственность за
нарушение правил и положений, регламентирующих ведение учета и составление
отчетности.
Функции контроля главный бухгалтер осуществляет лично и через аппарат
бухгалтерии. На крупных предприятиях есть специалисты, на которых возложены
обязанности контролеров (экономисты-ревизоры, бухгалтеры-инвентаризаторы и
др.).
Итак, организационные формы и виды экономического контроля по своим
функциям взаимосвязаны между собой, охватывают все стадии расширенного
воспроизводства общественно необходимого продукта и таким образом
составляют систему экономического контроля.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|