2. На этом этапе необходимо найти критерий принятия решения и рассчитать
маржинальную прибыль на единицу продукции.
| |КЕПКИ |ПАНАМЫ |
|Маржинальная прибыль |14-8=6 |11-7=4 |
|Маржинальная прибыль на |6/2=3 |4/1=4 |
|единицу продукции | | |
Очевидно, что производить панамы более выгодно, так как они дают больше
прибыли.
3. Разработка производственной программы.
Рассчитываем сколько часов потребуется для производства панам – 5000 * 1 =
5000 часов
В распоряжении у предприятия остается 3000 часов (8000-5000).
Рассчитываем сколько кепок предприятие может произвести при оставшихся 3000
часах.
3000/2=1500 шт.
Производственная программа: Панамы - 5000 шт.
Кепки - 1500 шт.
4. Составление плана прибыли или убытка.
На этом этапе необходимо общую прибыль предприятия если оно будет
производить 5000 панам и 1500 кепок.
6*1500+4*5000-20000 (постоянные затраты)= 9000$
ПРИМЕР
Компания покупает станок стоимостью 50000$ за счет краткосрочного
кредита, который необходимо выплатить в конце финансового года.
Данные:
Цена изделия, произведенного на этом станке 42 $/шт.
Стоимость сырья и материалов 24 $
Труд 6 $
Амортизация 10 000 $ (за год)
Общие расходы 40 000 $ (за год)
Вопрос: каким должен быть объем реализованной продукции для покрытия
банковского кредита, если:
1) все продажи производятся в кредит и дебиторы оплачивают их в
течении двух месяцев;
2) запасы готовой продукции хранятся до реализации на складе в течении
одного месяца и оцениваются по переменным затратам;
3) поставщики сырья и материалов предоставляют месячный кредит.
Рассчитываем маржинальную прибыль:
42 – 24 – 6 = 12 $/шт.
Определяем точку безубыточности:
(50 000 + 40 000) / 12 = 7 500 шт.
Определяем сколько денег предприятие недополучит от покупателей
(условие 1):
(2 / 12) * 42 = 7 $
Определяем денежные средства, замороженные в запасах, уплаченные за
запасы (условие 2):
(1 / 12) * 30 = 2,5 $
Определяем отложенные затраты по уплате за сырье и материалы (условие
3).
(1 / 12) * 24 = 2 $
Определяем с учетом условий маржинальную прибыль:
12 – 7 – 2,5 + 2 = 4,5 $/шт.
Определяем точку безубыточности с учетом условий:
(40 000 + 50 000) / 4,5 = 20 000 шт.
Рассчитываем увеличение (уменьшение) величины оборотного капитала:
(7 + 2,5 - 2) * 20 000 = 150 000 $
Составляем отчет о прибылях и убытках ($):
Маржинальная прибыль (20 000 * 12) 240 000
Постоянные затраты 50 000
Валовая прибыль (240 000 – 50 000) 190 000
Амортизация 10 000
Балансовая прибыль (190 000 + 10 000) 200 000
Кредит за основное средство 50 000
ИТОГО (200 000 – 50 000) 150 000
Лекция 15. Учет по центрам ответственности.
I. Планирование бюджета (прогнозный план баланса)
II. Составление бюджетов
III. Анализ бюджетов (бюджет себестоимости)
1. Планирование бюджетов.
Финансовый план включает в себя – прогнозный баланс, кассовый план,
платежный календарь и другие.
Классификация затрат в учете по центрам ответственности.
1. По признаку управляемости – затраты делятся на регулируемые и
нерегулируемые (управляемые и неуправляемые).
- Регулируемые (управляемые) – те затраты, на величину которых может
существенно воздействовать менеджер центра ответственности.
- Нерегулируемые (неуправляемые) – затраты, на величину которых не может
существенно повлиять менеджер центра ответственности.
Как соотносятся прямые и косвенные затраты с регулируемыми ?
Прямые затраты могут быть нерегулируемыми (например – амортизация)
Косвенные затраты могут быть подконтрольными (управляемыми) (например
– премии, расходы на тепло, эл/энергию).
Некоторые переменные затраты неподконтрольны менеджеру центра
ответственности (например – в сборочном производстве – двигатели являются
переменными материальными затратами, но они не являются подконтрольными
менеджеру сборочного цеха).
Постоянные затраты являются подконтрольными (зарплата контролерам,
расходы на периодику и др.).
Как можно преобразовать неподконтрольные затраты в подконтрольные ?
1) Изменение базы определения себестоимости.
Например – В одном здании идет несколько производств. Эл/энергия
определяется одним счетчиком, затраты распределяются по определенной базе и
затраты являются неподконтрольными менеджерам центров ответственности.
Сделать их подконтрольными можно поставив на каждое производство по
счетчику.
2) Путем изменения уровня ответственности за принятые решения.
Например – начальнику цеха неподконтрольна сумма амортизации. Следует
вывести величину амортизации из-под уровня ответственности начальника
производства и передается начальнику цеха (способ децентрализации
ответственности ).
2. С точки зрения влияния менеджера (его решения) на ту или иную
величину затрат.
1) Достоверные. Статьи расходов, возникновение и количество которых
можно с достоверностью оценить (переменные, прямые материальные
затраты).
2) Изменяемые. Статьи расходов, количество которых может изменяться по
усмотрению менеджера центра ответственности (программируемые
затраты – затраты на НИОКР, реклама, социальные нужды,
благотворительность и другие расходы, где нет точных норм).
3) Неизбежные. Статьи расходов, являющиеся неизбежным последствием
ранее исключенных обязательств (обязательные затраты – затраты
прошлых периодов, амортизация).
Существует стандартная иерархия типов центров ответственности.
|Менеджеры |Затраты по видам продукции |Итого |
| |А |Б |В | |
|Иванов |10 |9 |1 |20 |
|Петров |9 |2 |9 |20 |
|Итого |19 |11 |10 |40 |
Планирование рентабельности осуществляется с помощью коэффициентов –
ROI, ROA, формула Дюпона.
Составляется фактический баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о
движении денежных средств и др.
Анализ осуществляется по каждому центру ответственности ( отклонения
по выручке за счет изменения цены, структуры, отклонения по прибыли и др.).
Анализ отклонений (контроль бюджетов).
ПРИМЕР.
По промышленному предприятию имеются следующие данные (в руб.).
|Показатели |Бюджет |Фактические данные|Отклонения |
|Прибыль от основного |112000 |1400 |110600 (U) |
|вида деятельности | | | |
|Процент ,% |100 |1,3 |98,7 |
|Объем продаж, шт. |12000 |10000 |2000 (U) |
|Выручка |840000 |720000 |120000 (U) |
| |100% |100% | |
|Переменные затраты |552000 |546600 |5400 (F) |
| |65,7% |75,9% | |
|Маржинальная прибыль |288000 |173400 |114600 (U) |
| |34,3% |24,1% | |
|Постоянные затраты |176000 |172000 |4000 (F) |
| |21,0% |23,9% | |
|Валовая прибыль |112000 |1400 |110600 |
| |13,3% |0,2% | |
F – благоприятные условия
U – неблагоприятные условия
Производится приведение к гибкому бюджету
Нормативы для гибкого бюджета (руб.):
Область релевантности – 9000 . . .12000 шт.
Цена (по бюджету) - 70
Переменные расходы:
- материалы - 20
- зарплата - 16
- ОПР - 3
Итого переменных расходов – 39
Переменные административные и
Коммерческие расходы - 7
Всего переменных расходов - 46
Маржинальная прибыль - 24
Постоянные расходы:
- производственные - 96000
- административно-коммерческие - 80000
Итого постоянных расходов - 176000
Анализ с помощью гибкого бюджета.
| Статьи |Статичный |Отклонения|Гибкий бюджет|Отклонения |Фактически|
| |бюджет | | | |е данные |
| | | | | | |
|Продажи, шт. |12000 |2000 |10000 |- |10000 |
|Выручка |840000 |140000 |700000 |20000 |72000 |
|Переменные |552000 |92000 |460000 |86600 |546600 |
|расходы | | | | | |
|Маржинальная |288000 |48000 |240000 |66600 |173400 |
|прибыль | | | | | |
|Постоянные |176000 |- |176000 |4000 |172000 |
|расходы | | | | | |
|Прибыль |112000 |48000 |64000 |62600 |1400 |
Отклонение выручки раскладывается на 2 отклонения:
1) Отклонение по объему продаж
2) Отклонение по цене
Общее отклонение по выручке – 120 000 руб.
Отклонение по количеству равно –
(Фактические продажи – Бюджетные продажи) * бюджетная цена
(10 000 – 12 000) * 70 = 140 000 руб. (U)
Отклонение по цене равно –
(Фактическая цена – Бюджетная цена) * Фактическое
количество продаж
(72 – 70) * 10 000 = 20 000 руб. (F)
Общее отклонение = Отклонение по количеству + Отклонение по цене
120 000 (U) = 140 000 (U) + 20 000 (F)
Отклонение по прибыли раскладывается на:
1) Отклонение маржинальной прибыли
2) Отклонение операционной прибыли (отклонение по объему и по цене).
Анализ фактического выполнения гибкого бюджета.
|Статьи |Факт |Гибкий бюджет |Отклонения |
|Выпуск, шт. |10000 |10000 |- |
|Переменные | | | |
|производственные | | | |
|расходы: | | | |
|- материалы |270000 |200000 |70000 (U) |
|- зарплата |171600 |160000 |11600 (U) |
|- ОПР |32000 |30000 |2000 (U) |
|Итого |473600 |390000 |83600 (U) |
|Переменные |73000 |70000 |3000 (U) |
|адм.-коммерч. | | | |
|расходы | | | |
|Итого |546600 |460000 |86600 (U) |
|Постоянные | | | |
|расходы: | | | |
|- производственные|92000 |96000 |4000 (F) |
|- коммерческие |80000 |80000 |- |
|Итого |172000 |176000 |4000 (F) |
|Всего |718600 |636000 |82600 (U) |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|