определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и
привести в описи данные о произведенных изменениях.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи
индивидуально с указанием инвентарного номера, заводского номера
предприятия-изготовителя, года выпуска, изготовления, мощности и т.д.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и
т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных
подразделений предприятий (учреждений), учитываемые по типовой инвентарной
карточке группового учета, в описях производятся по наименованиям с
указанием количества этих предметов.
Основные средства которые в момент инвентаризации находятся вне места
нахождения предприятия (учреждения) (в дальнейших рейсах морские и речные
суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправлен в
капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до
момента временного их выбытия.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие
восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с
указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к
непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств,
находящихся на ответственном хранении и арендованные.
По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается
ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на
соответственное хранение или в аренду.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей.
Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая
продукция, товары, прочие запасы) заносятся в опись по каждому отдельному
наименованию с указанием вида, группы количества и других необходимых
данных (артикула, сорта и др.).
Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило,
проводится в порядке расположения ценностей в данном помещении.
Комиссия в присутствии заведующего складом и других материально
ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных
ценностей путем обязательного пересчета, перевешивания или перемеривания.
Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей по данным учета
без проверки их фактического наличия.
Товарно-материальные ценности, поступающие в момент инвентаризации
принимаются материально ответственным лицом в присутствии всех членов
инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или отчету после
инвентаризации.
Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под
наименованием “Товарно-материальные ценности, поступившие во время
инвентаризации”. В описи указывается дата поступления, наименование
поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара,
количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью
председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена
комиссии) делается отметка “после инвентаризации”.
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях, и
только с письменного согласия руководителя и главного бухгалтера
организации в процессе инвентаризации могут отпускаться ТМЦ материально
ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием “Товарно-
материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации”. Оформляется
опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные
ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка
за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению
члена комиссии.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей, отгруженных, не
оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций,
заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих
счетах бухгалтерского учета.
Отдельно составляются описи на товарно-материальные ценности,
находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и
находящиеся на складах других предприятий (учреждений).
В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по
каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование,
количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера
документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах
бухгалтерского учета.
В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные
в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование
покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата
отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.
Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других предприятий
(учреждений), заносятся в описи на основании документов, подтверждающие эту
сдачу на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их
наименование, количество, сорт, стоимость ( по данным учета), дата принятия
груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.
В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку
другому предприятию (учреждению), указываются наименование
перерабатывающего предприятия (учреждения), наименование ценностей,
количество, фактическая стоимость по данным учета, дата подачи ценностей в
переработку, номера и даты документов.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации,
инвентаризуются по местам их нахождения и материально ответственным лицам,
на хранении у которых они находятся.
Инвентаризация производится путем осмотра каждого предмета. В описи
малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в
соответствии с номенклатурой принятой в бухгалтерском учете.
При инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов,
выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается составление
групповых ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные
карточки, с распиской их в описи.
Предметы спец одежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт,
должны записываться в инвентарную опись на основании ведомостей –
накладных или квитанций предприятий (учреждений), осуществляющих эти
услуги.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в негодность и не
списанные, в инвентарную опись не включаются, а составляется акт с
указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности
использования этих предметов в хозяйственных целях.
Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному
состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).
На тару пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией
составляется акт на списание с указанием причин порчи.
Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков
документов строгой отчетности
Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения
кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета
директоров Банка России от 22.09.93 г. № 40 и сообщенным письмом Банка
России от 04.10.93 г. № 18.
К началу инвентаризации все расходные и приходные документы должны быть
сданы в бухгалтерию предприятия. До начала инвентаризации проверяется:
V наличие у кассира правил ведения кассовых операций;
V приспособлено ли помещение для хранения денежных средств и ценных
бумаг;
V заключен ли договор о полной материальной ответственности с лицом,
выполняющим функции кассира.
Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также
установить:
V правильность расчетов с банками, финансовыми. Налоговыми органами,
внебюджетными фондами, другими предприятиями (учреждениями), а также со
структурными подразделениями предприятий (учреждений), выделенными на
отдельные балансы;
V правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы
задолженности по недостачам и хищениям;
V правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и
депонентской задолженности, включающей суммы дебиторской и кредиторской
задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
При инвентаризации в кассе производится полный пересчет денежных
средств находящихся в кассе. При подсчете фактического наличия денежных
знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги,
ценные бумаги и денежные документы ( почтовые марки, марки государственной
пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и
др.).
Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков
документов строгой отчетности производится по видом бланков (например, по
акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с
учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по
каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки
числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций
учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на
сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном
(текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки
остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии
предприятия (учреждения), с данными выписок банков .
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по
ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами,
работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в
проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
По задолженности работникам предприятий (учреждений) выявляются не
выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счета
депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц
по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы
выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое
назначение).
Основные бухгалтерские проводки по результатам инвентаризации
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия
имущества с данными бухгалтерского учета регулируют в соответствии с
Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в
следующем порядке (по новому Плану счетов бухгалтерского учета финансово-
хозяйственной деятельности организаций, утвержденному приказом Минфина РФ
от 31 октября 2000 г. № 94н):
V основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое
имущество, оказавшееся в излишке (одновременно начисляется износ) –
Дебет 07, 08, 10, 11, 15, 20, 21, 23 и др.
Кредит 91
V недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества,
независимо от причин возникновения
Дебет 94
Кредит 01, 03, 07, 08, 10, 11, 16 и др.
V Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли
Дебет 08, 20, 23, 25, 26, 29, 44
Кредит 94
V Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества,
порчу сверх норм естественной убыли, а также превышение стоимости
недостающих ценностей над оказавшимися в излишке, возникающее при
пересортице, относят на виновных лиц
Дебет 73
Кредит 94
V Сумма недостачи удержана с сумм начисленной оплаты труда работников
организации
Дебет 70
Кредит 94
V Вскрытые инвентаризацией недостачи в кассе предъявляются взиманию с
кассира
Дебет 73
Кредит 50
V Сумма недостачи отнесена на прочие расходы – при отсутствии конкретных
виновников, а также недостач товарно-материальных ценностей, во
взыскании которых отказано судом вследствии необоснованности исков
Дебет 91
Кредит 94
Заключение
Инвентаризация преследует ряд задач и целей. Существуют случаи когда
инвентаризация должна проводится в обязательном порядке. Как мы видим роль
инвентаризации очень велика - с ее помощью проверяется правильность данных
текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки
допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты,
контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у
материально ответственных лиц.
Инвентаризация имеет большое значение для правильного определения
затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для
сокращения потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений
имущества и т. п. Инвентаризация содействует укреплению предприятия,
предупреждает возможные имущественные потери.
Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет
неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при
помощи инвентаризации контролируется не только сохранность материальных
ценностей, но и проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского
учета и отчетности.
Только благодаря этому методу бухгалтерского учета можно установить
соответствие между количеством и качеством имущества указанного в
бухгалтерском балансе и имущества в действительности находящимся на
предприятии.
Литература
1. Луговой В.А. Инвентаризация, документация, отчетность – М., 1993
2. Инвентаризация/ Сост. Ланикина О.Н. – М., 1997
3. Захарьин В.Р. 2200 бухгалтерских проводок по новому Плану счетов - М.,
2001
4. Тяжких Д.С. Самоучитель по бухгалтерскому учету – С.-П., 1997
5. Луговой В.А. Бухгалтерский учет в вопросах и ответах – М., 1994
6. Борисов А. Инвентаризация имущества и финансовых результатов//
Финансовая газета - № 6,9 – 2001
7. Бахарев А.В. Бухгалтерский и статистический учет расчетов: ответы на
вопросы// Заработная плата - № 4 - 2001
Страницы: 1, 2, 3
|