субъектов малого предпринимательства с использованием при этом западного
опыта. Это позволит аналитикам получать более или менее объективную картину
о состоянии российского предпринимательства, что так необходимо для
эффективного регулирования процесса его развития. Между тем, по оценкам
Минэкономики, чтобы добиться существенных изменений в структуре экономики и
создать реальную конкурентную среду, в России должно быть не менее 2,5-3,5
млн субъектов малого бизнеса. Напомним, что в США насчитывается около 15
млн малых предприятий.
Важную роль в развитии малого и среднего бизнеса могут сыграть
регионы. Именно власти регионов конкретно знают свои финансовые и
материальные возможности, реальные общественные потребность в тех или иных
видах продукции и услуг, наиболее эффективные с точки зрения региона
направления использования имеющихся ресурсов по сферам деятельности и
формам собственности. О возможности влияния региональных властей на
развитие предпринимательских структур свидетельствует опыт Москвы, где
предпринимательство получило довольно серьезное развитие. Достаточно
отметить, что из 340 тыс. московских предприятий-налогоплательщиков более
200 тыс. являются негосударственными. Это - прежде всего малые предприятия,
27% из которых действуют в торговле и общественном питании. Каждый
четвертый работоспособный москвич занят в частном бизнесе.
Приоритетными направлениями деятельности малого бизнеса и
предпринимательства в Москве признаны производство и реализация продуктов
питания, бытовые услуги населению, здравоохранение, благоустройство города,
производство товаров народного потребления, услуги для инвалидов и
малообеспеченных граждан, развитие туризма. В муниципальных округах
предстоит создать 60 мини-пекарен, 35 мастерских по ремонту бытовой
техники, 14 пивоварен, 10 мясоперерабатывающих заводиков, 6
деревообрабатывающих и столько же трикотажных производств, 9 строительных и
10 мусороуборочных подразделений. Формирование инфраструктуры малого
предпринимательства в Москве происходит с помощью государственных и
общественных структур. Так, на базе Московского фонда поддержки малого
предпринимательства создана Лизинговая компания, задача которой -
обеспечить малый бизнес необходимым оборудованием. Лизинговая компания
предоставляет оборудование в кредит на 3-4 года прежде всего тем фирмам,
деятельность которых относится к приоритетным для Москвы направлениям.
3. Недостатки и преимущества реформы, в сфере малого предпринимательства.
По закону, малые предприятия в России могут создаваться на основе
любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной
деятельности, если они не запрещены законом.
Можно указать на четыре недостатка правительственной программы,
тормозящих сегодня развитие малого бизнеса.
Первый фундаментальный недостаток - это сверх высокие налоговые
ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается
обеспечить финансовую сбалансированность и бездифицитность бюджета.
Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко
оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся
на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.
Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой
развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики -
попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами
сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама
же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от
интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной
инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржы и т.д.)
обслуживающей и реализующей этот интерес.
Третий недостаток реформы - практическая ликвидация источников
формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте.
Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса:
собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый
источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей
данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт
для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием
коммерческих банков вкладывать деньги в малый бизнес, из-за большого
риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает, кроме
того, нужно учитывать их уровень - 10 тыс. рублей. Выступить
инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое
единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и
сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть
малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными
структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые
предприятия, постепенно подчиняя их себе.
Четвертый фундаментальный недостаток - отсутствие систем
государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим
запозданием создан государственный орган, призванный содействовать
становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых
предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого
комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность
его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности
возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и
некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета.
Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только
малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно,
опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес. Такая
задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь
целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма
продолжительное время.
Эти основные недостатки, да и многие другие сдерживают развитие
малого бизнеса в нашей стране. Сложившаяся экономическая обстановка
подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только
и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней
экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий,
недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых
предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут
привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной
экономики в целом.
Существует большой соблазн скопировать формы регулирования малого
бизнеса, применяемые в развитых зарубежных странах. Однако переносимый
механически на российскую почву зарубежный опыт нередко не только не
способствует оживлению этого сектора экономики, но приводит к деформации
его подлинной природы и дискредитирует прогрессивные формы
предпринимательства. Между тем, государственное регулирование и поддержка
российского предпринимательства на этапе становления рынка и одновременного
преодоления кризиса и инфляции характеризуется применением нетрадиционных
решений, не имеющих аналогов в мировой практике. Специфика сложившихся в
России условий состоит в том, что структура производства остается крайне
утяжеленной, ее преобразование требует огромных затрат. Высока степень
монополизации производства, выражающаяся в росте цен, недобросовестности в
выполнении договорных отношений, отсутствии побудительных мотивов для
совершенствования производства, повышения качества продукции и снижения
издержек производства. Здесь низка конкурентность производства, вызванная
отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой
энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими
издержками. В экономике продолжается спад производства. Далеко не закончено
формирование правовой базы для новых экономических отношений. Для
нормального формирования рынка не хватает системы контроля за ходом
реформирования экономики. Механизмы преодоления негативных моментов и
острых углов рынка пока не созданы. В этих условиях малый бизнес без
соответствующей государственной поддержки не в состоянии превратиться в
мощный стимул производства, занять то место в российской экономике, которое
он занимает в экономике развитых стран.
Представляется, что в условиях переходного периода государственная
поддержка малого предпринимательства должна носить стимулирующий,
селективный характер. Государство должно стимулировать прежде всего
жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых совпадает с
целями и направлениями развития общества, государственной социально-
экономической политики. Малые предприятия в своей деятельности должны
опираться прежде всего на собственные силы, свои материальные и финансовые
ресурсы. Что касается государственной поддержки, то она должна проявляться
в разумных дотациях, льготных режимах налогообложения, кредитования,
страхования, инвестирования и т.д. В этом случае государственная поддержка
не будет носить характера поощрения иждивенчества и рассматриваться малыми
предприятиями как нечто постоянное или как основной источник увеличения
конкурентоспособности и роста рентабельности. Опыт создания тепличных
условий для малого бизнеса в высокоразвитых странах Запада показал
непредсказуемость возможных результатов, нередко создающих антиэффект
ожидания.
Государственная поддержка предпринимательства на федеральном уровне может
включать в себя:
1. прямое финансовое субсидирование;
2. льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов;
3. предоставление льгот по местному налогообложению;
4. передачу предприятиям госимущества, а также ноу-хау, технических
лицензий из подведомственного региону госсектора;
5. обеспечение на льготных условиях совместного с подведомственными
организациями госсектора проведения НИОКР;
6. участие государства в соучредительстве по организации новых
предприятий; ограниченное регулирование в ценообразовании;
7. формирование и регулирование рынка труда;
8. частичное обеспечение предприятий дефицитным сырьем и материалами;
9. предоставление выгодных региональных госзаказов;
10. упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности, и в том ччсле,
в сфере внешнеэкономических операций;
11. юридический и экономический льготный консалтинг;
12. содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети
подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики;
13. обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в
свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и
т.п.;
14. содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций
предпринимателей.
Но главное – чтобы все это происходило на основе объективных
критериев, с должной "прозрачностью" и гласностью, а не стало еще одной
питательной средой для развития коррумпированности.
Глава 2. Простая форма бухгалтерского учета.
Сущность простой формы учета на малом предприятии состоит в том, что
регистрация первичных документов, определение себестоимости продукции и
финансового результата производится в одном бухгалтерском регистре – книге
учета хозяйственных операций – форма № К-1.
Кроме того, для учета расчетов с работниками по оплате труда, а также с
бюджетом по налогам с их доходов бухгалтерия малого предприятия ведет
ведомость учета оплаты труда – форма № В-8.
Книга учета хозяйственных операций является комбинированным учетным
регистром, который содержит все применяемые малым предприятием
бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом
из них. При этом форма должна быть достаточно детальной для обоснования
содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.
Этот регистр малое предприятие может вести в виде ведомости, открывая
ее на месяц, а при необходимости, используя вкладные листы для учета
Страницы: 1, 2, 3, 4
|