бумаги могли оцениваться по низшей из двух оценок: рыночной или балансовой.
В настоящее время требование осмотрительности прямо записано в Положении по
бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (п. 2.3, абз. 2),
однако практическое его применение затруднено;
д) в международной практике "достоверность" включает и такую
характеристику, как требование полноты информации (completeness) с точки
зрения как ее существенности, так и затрат на ее подготовку. Как отмечалось
выше, требование полноты зафиксировано в российском законодательстве, но
только как полнота отражения всех фактов хозяйственной деятельности. Ни о
существенности, ни о затратах на получение информации там не говорится.
Кроме вышеназванных, в США, например, выделяют возможность проверки
(verifiability) и сопоставимость (comparability) информации, что
достигается стабильностью (consistency) используемых учетных методов.
Таким образам, качественные характеристики учетной информации
предопределяют полезность данных финансовой отчетности для пользователей. В
каждом конкретном случае та или иная характеристика становится более
важной. Например, соблюдение принципа уместности может прийти в
противоречие с принципом достоверности или принципом осмотрительности. В
нахождении оптимального сочетания всех характеристик и проявляется
профессионализм бухгалтера.
Следует отметить, что соблюдение всех вышеперечисленных требований к
качеству информации должно сочетаться с ограничением "затраты/выгоды". Суть
этого ограничения состоит в том, что выгода от полученной информации должна
быть больше затрат на ее получение. В российской практике существует
требование рациональности и экономности ведения бухгалтерского учета исходя
из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия, декларируемое
Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия", однако в
полном объеме этот принцип не применяется.
В целом же выполнение всех требований к качеству учетной информации
должно дать в результате правдивый, полный и полезный отчет о деятельности
компании*.
Принципы учета информации
В международных стандартах здесь выделены следующие принципы.
1. Принцип начислений (accrual basis). В соответствии с этим принципом
операции записываются в момент их совершения, а не в момент оплаты денег, и
относятся к тому отчетному периоду, когда была совершена операция. Часто
этот принцип разбивается на несколько составных частей:
а) собственно принцип начислений;
б) принцип регистрации дохода (realization concept) — доход отражается в
том периоде, когда он заработан (earned), т. е. компания завершила все
действия для его получения, и реализован (realized), т. е. получен, или
явно может быть получен, а не когда получены деньги. Исключением являются
метод поэтапного выполнения контракта (percent of completion) и метод
продажи в рассрочку (installment);
в) принцип соответствия (matching concept) — в отчетном периоде
регистрируются только те расходы, которые привели к доходам данного
периода. Безусловно, часто достаточно сложно определить, привели ли данные
расходы к доходам текущего периода. Поэтому есть специальные приемы:
распределение расходов во времени специальным образом (например,
распределение первоначальной стоимости основных средств путем начисления
износа), отнесение затрат целиком на период (period cost). В целом
действует следующее правило: если произведенные затраты приводят к будущим
выгодам, они отражаются как активы; если они приводят к текущим выгодам —
как расходы; если не приводят ни к каким выгодам — как убытки. Этот принцип
тесно связан с определением элементов финансовой отчетности, о которых мы
будем говорить несколько ниже.
* Перевод части Концептуальных основ подготовки и представления
финансовой отчетности, касающейся качественных характеристик информации,
можно найти в журнале "Самоучитель аудитора и бухгалтера". 1995, № 3.
В российском Положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика
предприятия" принцип начислений представлен как допущение временной
определенности фактов хозяйственной деятельности (п. 2.2, абз. 5), которые
относятся к тому периоду, когда они имели место, вне зависимости от
движения денежных средств. Ранее этот принцип был декларирован в Положении
о бухгалтерском учете в РФ, но затем исключен из текста, поскольку
российские предприятия на практике используют метод отражения реализации
как по отгрузке, так и по оплате. Фактическое его признание обеспечивалось
Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ,
услуг), и Планом счетов, а также правилом отнесения доходов и расходов на
отчетный период, зафиксированным в Положении о бухгалтерском учете и
отчетности в РФ. Однако, несмотря на задекларированность, принцип
начислений в западном понимании в России не работает.
2. Принцип продолжающейся деятельности (going concern). Этот принцип
означает, что предприятие нормально функционирует и будет продолжать свою
деятельность в обозримом будущем. То есть не существует ни необходимости
(банкротство), ни намерения ликвидировать или существенно сократить
деятельность предприятия по каким-либо причинам. Такая предпосылка служит
основанием для включения различных статей в баланс по фактической
себестоимости, а не по рыночной цене возможной реализации активов и
обязательств в случае ликвидации и отражения в отчете о прибылях и убытках
результатов текущей деятельности. В России этот принцип впервые отражен в
Положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (п. 22,
абз. 2). Необходимо отметить, однако, что механизм составления отчетности в
случае ликвидации предприятия у нас пока не отработал.
В других странах, кроме двух вышеназванных принципов, выделяют также
следующие.
3. Принципы двойной записи (double entry). Это требование вполне
естественно и очевидно для российского понимания бухгалтерского учета. На
Западе оно подчеркивает разницу между финансовым и управленческим учетами.
4. Принцип единицы учета (accounting entity). Предприятие, на котором
ведется учет и составляется отчетность, является самостоятельным
хозяйствующим субъектом и отделяется от собственника предприятия и от
других предприятий. В России этот принцип косвенно признавался, во-первых,
существованием понятия "юридическое лицо", во-вторых, правилами учета
расчетов предприятия с учредителями на счете 75. Положение по
бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (п. 2.2, абз. 1)
непосредственно формулирует этот принцип как "допущение имущественной
обособленности предприятия".
5. Принцип периодичности (periodicity) — принцип регулярного периодичного
составления отчетности. На Западе этот период равен одному году и его
началом быть любые число и месяц года, если они будут постоянными. В
российской практике отчетным годом является период с 1 января по 31
декабря, и наряду с годовой обязательно представление квартальной
отчетности.
6. Принцип денежного измерителя (monetary mcasurment), в соответствии с
которым вся хозяйственная деятельность оценивается с помощью единого
денежного измерителя. Соблюдение данного принципа в отечественной практике
очевидно. Однако, необходимо подчеркнуть, что на Западе разработан целый
ряд вариантов оценок, которые пока не используются в полном объеме в
российском бухгалтерском учете. В целом можно выделить шесть видов
применяемых оценок:
— первоначальная стоимость (historical cost) — сумма денег, затраченная
на приобретение средств;
— восстановительная стоимость или стоимость замещения (replacement value)
— сумма денег, которая должна быть уплачена в настоящий момент при
необходимости замены существующих средств;
—рыночная стоимость (market value) — сумма денег, которая может быть
получена при продаже существующих средств;
— чистая стоимость реализации (net realizable value) — сумма денег,
которая реально может быть получена при реализации данного средства, т. е.
это цена реализации за вычетом расходов на такую реализацию (в применении к
дебиторской задолженности, которая должна отражаться в балансе по чистой
стоимости реализации; это означает, что она должна отражаться за вычетом
резерва по безнадежным долгам);
— приведенная стоимость (present value) — текущая стоимость будущего
потока денежных средств (эта оценка обычно используется при отражении
долгосрочных инвестиций и обязательств);
— "правдивая " стоимость (fair value) — стоимость, по которой активы
могут быть обменены между осведомленными и желающими это сделать сторонами
в ближайшем будущем (часто используется как синоним рыночной стоимости
активов).
7. Принцип конфиденциальности (confidence), который означает, что
информация, отраженная в отчетности предприятия, не должна наносить ущерб
его интересам. Этот принцип в России не за-декларирован.
И наконец, третья группа принципов — элементы финансовой отчетности.
Выделение элементов отчетности в разряд принципов связано с тем, что их
понимание влияет на оценку пользователем деятельности компании и
соответственно на принятие им определенного решения. Такие элементы
финансового отчета, как активы, обязательства и капитал, связаны с
финансовым состоянием предприятия, а доходы и расходы — с результатами его
деятельности.
Рассмотрим их подробнее.
Элементы финансовой отчетности
1. Активы (assets). В международной практике под активами понимаются
ресурсы, контролируемые предприятием и являющиеся результатом прошлых
событий и источником будущих экономических выгод предприятия. Такая
трактовка отличается от российской, когда активами признаются средства
предприятия, классифицированные по составу на определенную дату и
составляющие левую часть баланса.
2. Обязательства (liabilities). Это существующие в настоящий момент
обязательства компании, являющиеся результатом прошлых событий и источником
будущих изъятий ресурсов компании и уменьшения экономических выгод.
Понимание обязательств также не соответствует принятому в России, где
обязательства считаются источниками средств предприятия, сгруппированными в
правой части баланса.
3. Капитал (capital; equity) — оставшаяся доля собственных активов
предприятия после вычета обязательств. Такая трактовка капитала обусловлена
тем, что в случае ликвидации предприятия кредиторы имеют приоритет перед
собственниками, и их требования удовлетворяются в первую очередь. Понятие
капитала в отечественной практике бухгалтерского учета появилось лишь в
1994 году с переименованием счета 85 в "Уставный капитал".
4. Доходы (income) — это увеличение экономических выгод предприятия за
отчетный период, которое выражается в увеличении активов или уменьшении
обязательств, результатом чего является увеличение капитала (увеличение
капитала не за счет вкладов собственников).
5. Расходы (expenses) — уменьшение экономических выгод за отчетный
период, которое выражается в уменьшении или потере стоимости активов или в
увеличении обязательств, которые приводят к уменьшению капитала (уменьшение
капитала не за счет изъятий собственников). Убытки считаются, по своей
сути, расходами и не выделяются в отдельный элемент финансовой отчетности.
Таким образом, принципы учета лежат в основе ведения всего процесса учета
и составления отчетности.
Глава 3
ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ЗАПАДНЫХ КОМПАНИЙ
Мы рассмотрели пять составляющих финансовой отчетности, образующих
основное бухгалтерское или балансовое равенство (balance-sheet (accounting)
equation), которое характеризует финансовую позицию предприятия и отражает
взаимосвязь двух основных форм отчетности: баланса и отчета о прибылях и
убытках. Основной вид балансового равенства следующий:
Активы (assets) = Обязательства (liabilities) + + Собственный капитал
(equity)
Балансовое равенство объединяет три составляющие баланса, и из него
вытекает определение капитала, которое было приведено выше. Следует
отметить еще один термин, широко употребляемый на Западе, — чистые активы
(net assets), которые равны активам за вычетом обязательств, или чисто
математически — собственному капиталу. Вообще использование прилагательного
"чистые" применительно к активам означает вычитание соответствующих
обязательств; например, чистые текущие активы — это текущие (оборотные)
активы за вычетом текущих (краткосрочных) обязательств.
Исходя из приведенных определений доходов и расходов основное
бухгалтерское равенство может быть представлено в следующем виде:
Активы = Обязательства + Капитал + Доходы (income) — — Расходы (expenses)
В этой форме бухгалтерское равенство дает наглядное представление об
экономической взаимосвязи основных форм отчетности:
разница между доходами и расходами, представляющая собой чистую прибыль
(чистый убыток), рассчитанная в отчете о прибылях и убытках, увеличивает
(уменьшает) собственный капитал предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|