утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Количество лиц, имеющих право подписи документов на выдачу особо дефицитных
и дорогостоящих материальных ценностей, должно быть ограничено.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными
средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером
или уполномоченными ими на то лицами.
Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица
денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства
считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Под
финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие
финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и
договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.
В случае разногласий между руководителем организации и главным
бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные
учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного
распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту
ответственности за последствия осуществления таких операций и включения
данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.
Первичные и сводные учетные документы можно составлять на машинном
носителе.
В условиях механизации (автоматизации) бухгалтерского учета реквизиты
первичных документов могут быть зафиксированы в виде кодов.
Подписи лиц, ответственных за составление машиночитаемых первичных
документов, могут быть заменены паролем или другим способом авторизации,
позволяющим однозначно идентифицировать подпись соответствующего лица.
Порядок записи в машиночитаемых первичных документах определен
общеотраслевыми руководящими методическими материалами по созданию и
внедрению автоматизированного бухгалтерского учета в составе АСУ
предприятий, учреждений.
В том случае, когда в правоотношении участвует другой участник
хозяйственной операции, а также контролирующий орган, суд или прокуратура,
предприятие обязано изготовлять за свой счет копии таких документов на
бумажных носителях. В качестве примера можно привести случай, когда
налоговый орган, осуществляя контроль за хозяйствующими субъектами,
проводит проверку предприятия (например, при ликвидации юридического лица)
и требует бумажного документального оформления хозяйственных операций,
оформляемых первичными и сводными первичными документами.
В соответствии с Положением о главных бухгалтерах, запрещается
принимать к исполнению и оформлению первичные документы по операциям,
которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки,
хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других
ценностей. Такие документы должны быть переданы главному бухгалтеру
предприятия для принятия решения.
Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку,
исключающую возможность их повторного использования:
• при ручной обработке - дату записи в учетный регистр;
• при обработке на вычислительной установке - оттиск штампа
контролера, ответственного за их обработку.
Все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, а
также документы, послужившие основанием для начисления заработной платы,
подлежат обязательному гашению штампом или надписью от руки "Получено" или
"Оплачено" с указанием даты (числа, месяца, года).
Дополнительные требования к порядку создания первичных документов,
фиксирующих факты совершения кассовых операций, операций с товарно-
материальными ценностями, кредитных и расчетных обязательств, определяются
положениями о главных бухгалтерах, о централизованных бухгалтериях, о
ведении кассовых операций, правилами Государственного банка РФ и другими
нормативными актами.
2. Проверка первичных документов
1. Правила проверки первичных документов
Проверка первичных документов - контроль, проводимый на предмет
соответствия документа установленным правилам.
Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной
проверке:
• по форме (полнота и правильность оформления документа, заполнение
реквизитов);
• арифметически (подсчет сумм);
• по содержанию (законность документальных операций).
При проверке по форме необходимо проконтролировать заполнение
обязательных реквизитов документа - оформленный ненадлежащим образом
документ налоговая инспекция может признать недействительным. Все
предусмотренные формой документа реквизиты должны быть заполнены с учетом
требований по их заполнению, содержать необходимые подписи лиц,
ответственных за составление документа, и их расшифровки, а также печать
организации, если это предусмотрено бланком формы и действующим
законодательством. При этом необходимо учитывать, что в целях
налогообложения первичными документами являются не только накладные, счета-
фактуры, платежные поручения, но и договоры, акты сдачи-приемки,
гарантийные письма и пр.
Приемка и проверка отдельных первичных документов, используемых в
бухгалтерском учете, могут быть поручены вычислительной установке. Для
этого в составе вычислительной установки приказом руководителя предприятия,
учреждения выделяются работники, которые осуществляют приемку и проверку
первичных документов, используемых в бухгалтерском учете, под контролем
главного бухгалтера.
1.2.2. Исправление ошибок в первичных документов
Ошибки, выявленные в результате проверки, можно разделить на несколько
групп:
• по причинам возникновения — небрежность, бухгалтерская
неграмотность, переутомление, неисправность вычислительной техники и т.п.;
• по месту возникновения — в тексте или цифрах первичных
документов, при разноске в регистры;
• по значению — локальные ошибки (например, в дате) и транзитные
(вызывающие автоматические ошибки в нескольких местах).
Внесение исправлений в кассовые (приходные и расходные кассовые ордера)
и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные
документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками
хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц,
которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
Ошибки в первичных документах, созданных вручную (за исключением
кассовых и банковских), исправляются следующим образом:
• зачеркивается одной тонкой чертой неправильный текст или сумма
так, чтобы можно было прочитать исправленное;
• надписывается над зачеркнутым исправленный текст или сумма;
• на полях соответствующей строки делается оговорка "Исправлено" за
подписью лиц, подписавших ранее документ, либо подтверждается подписью
лица, производившего исправление, а также проставляется дата исправления.
В тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистров
подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.
• если документ составлен в нескольких экземплярах, то исправление
делается на каждом экземпляре в отдельности.
Типичные ошибки при работе с первичными документами:
• использование форм первичных документов, созданных на
предприятии, но не утвержденных в приказе по учетной политике;
• отсутствие в документах не являющихся унифицированными или
специализированными обязательных реквизитов;
• не заполнение обязательных реквизитов первичных документов;
• наличие подчисток и помарок в документах;
• нарушение правила исправления ошибок в документах;
• исправления в кассовых документах;
• записи простым карандашом;
• отсутствие прочерков в свободных строках;
• отсутствие штампа или записи "Оплачено" с указанием даты (числа,
месяца, года) в документах, прилагаемых к приходным и расходным кассовым
ордерам;
• арифметические ошибки при таксировке документов.
1.2.3. Порядок изъятия первичных документов у предприятия
Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания,
предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и
налоговой полицией по делам, находящимся у них на рассмотрении, на
основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Изъятие документов производится в соответствии с требованиями,
изложенными в "Налоговом кодексе Российской Федерации (часть первая)" от
31.07.98 № 146-ФЗ и в Инструкции Министерства финансов РСФСР от 26 июля
1991 г. № 16/176 "О порядке изъятия должностным лицом Государственной
налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении)
прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у
предприятий, учреждений, организаций и граждан".
Выемка документов у предприятий производится на основании письменного
мотивированного постановления должностного лица Государственной налоговой
инспекции, которое должно быть утверждено руководителем (его заместителем)
налогового органа.
Должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о
производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и
обязанности. Выемка документов производится в присутствии понятых и лиц, у
которых производится выемка документов, а также, в необходимых случаях,
приглашается специалист.
Представитель налогового органа предлагает лицу, у которого
производится выемка документов, добровольно выдать их, а в случае отказа
производит выемку принудительно.
Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к
предмету налоговой проверки.
При изъятии документов составляется протокол с соблюдением требований,
предусмотренных ст.99 Налогового Кодекса.
В протоколе указываются:
• его наименование; место и дата производства конкретного действия;
время начала и окончания действия;
• должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или
присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес,
гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;
• содержание действия, последовательность его проведения;
• выявленные при производстве действия существенные для дела факты и
обстоятельства.
Изъятые документы перечисляются в протоколе либо в прилагаемых к нему
описях с точным указанием наименования и количества.
Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в его проведении
или присутствовавшими при нем. Указанные лица вправе делать замечания,
подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.
Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового
органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или
присутствовавшими при его проведении.
В тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий
недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых
органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов
будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо
налогового органа вправе изъять подлинные документы. При изъятии таких
документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом
налогового органа с указанием на них основания и даты изъятия, и помещаются
на место изъятого подлинного документа. При невозможности изготовить или
передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый
орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти
дней после изъятия.
Копия акта или протокола с описью изъятых документов вручается
должностным лицам предприятия под роспись.
Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное
время.
1.2.4. Пропажа или гибель первичных документов
Меры, которые необходимо предпринять в связи с утерей (пропажей или
гибелью) первичных бухгалтерских документов, указаны в следующих
документах:
• в Положении "О документах и документообороте в бухгалтерском
Страницы: 1, 2, 3, 4
|