выполнением норм выработки и др.). Бухгалтерская служба под руководством
главного бухгалтера обеспечивает контроль за всеми осуществляемыми
хозяйственными операциями, а также за сохранностью и состоянием имущества.
Для выполнения контрольных функций учетные работники наделяются
соответствующими правами. Например, главному бухгалтеру предоставлено право
второй подписи документов, служащих основанием для приемки и выдачи товарно-
материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и
финансовых обязательств. Без подписи главного бухгалтера или лиц, на то им
уполномоченных, указанные документы считаются недействительными. С главным
бухгалтером обычно согласовывается назначение, увольнение и перемещение
материально ответственных лиц (кассира, заведующих складами и др.).
Бухгалтерский учет и экономический анализ – экономический анализ возник
на базе бухгалтерского учета, являющегося основным источником экономической
информации. Некоторые приемы анализа, например балансовый метод,
заимствованный из бухгалтерского учета. Экономический анализ призван
изучать всю систему принятия и выполнения управленческих решений, дать
оценку обоснованности этих решений, установить причины выявленных
отклонений. Важная роль принадлежит анализу в экономическом обосновании
принимаемых решений и составлении планов и прогнозов.
Связь экономического анализа с бухгалтерским учетом проявляется в том,
что в нем используются учетные данные и данные бухгалтерской отчетности, и
в том, что он осуществляется в основном работниками бухгалтерии. Главный
бухгалтер вместе с другими структурными подразделениями и службами
организации проводит анализ ее финансово – хозяйственной деятельности по
данным бухгалтерского учета и отчетности с целью выявления
внутрихозяйственных резервов, а так же оценки фактического их
использования.
Бухгалтерский и другие виды учета - статистический, оперативный и
бухгалтерский учет выполняет одни и те же функции в управлении –
информационную и контрольную. Эти виды учета взаимно дополняют друг друга,
нередко используют одну и ту же информацию. Многие формы статистической и
оперативной отчетности составляются совместно работниками экономических и
бухгалтерских служб организации (отчеты о себестоимости продукции, по труду
и его оплате, объема производства продукции и т.п.).
Бухгалтерский учет и аудит – ревизии государственных органов и
аудиторские проверки со стороны аудиторских фирм осуществляются в основном
по данным бухгалтерского учета. Результаты ревизии и проверок в свою
очередь нередко используются для исправления учетных данных (при выявлении
хищений, недостач, порчи ценности, ошибок в учете и т.п.).
Бухгалтерский учет, финансы, кредит и право – информация, содержащаяся в
бухгалтерском учете, используется при составлении бизнес-планов, при
решении правовых и иных вопросов. Вместе с тем по учетным данным
осуществляется контроль за выполнением бизнес-планов и финансовым
состоянием организации, использованием кредитов банка, эффективностью
функционирования правовой службы и др.
Далее рассмотрим суть бухгалтерского учета, как науки имеющей свой
предмет и метод.
Предмет и метод бухгалтерского учета
Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная
деятельность предприятия. В более конкретном содержании он состоит из
многочисленных разнообразных объектов, которые можно объединить в две
группы:
Объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия.
Объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия.
К первой группе относятся хозяйственные средства и их источники, ко
второй – хозяйственные процессы и их результаты.
Хозяйственные средства предприятия составляют:
Основные средства – здания, машины, оборудование, транспортные средства,
инвентарь и др.; Они действуют и используются в хозяйственной деятельности
длительное время (более года) не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются
постепенно, что и позволяет предприятию их стоимость включать в
себестоимость продукции, работ, услуг частями, в течении нормативного срока
их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.
Нематериальные активы – объекты долгосрочного вложения (более года),
имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями
(право на пользование землей, водой и прочими природными ресурсами,
патенты, изобретения, а также иные имущественные права в том числе на
промышленную и интеллектуальную собственность). Нематериальные активы, как
и основные средства, переносят свою первоначальную стоимость на затрату
производства в течении нормативного срока их службы путем начисления
амортизации по установленным предприятием нормам;
Оборотные средства – сырье, материалы, комплектующие изделия, тара,
топливо и другие используются в одном акте производства, и поэтому всю свою
стоимость сразу передают на изготовленную из них продукцию. Это особенность
требует со стороны предприятия постоянного возобновления, приобретения
материальных ценностей. К группе оборотных средств относятся остатки
незавершенного производства в цехах, стоимость готовой продукции, товаров и
малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;
Денежные средства – сумма наличных денежных средств в кассе предприятия,
свободные денежные средства, хранящиеся на расчетном, валютном и прочих
счетах в банке, а также ценные бумаги (акции, облигации, сберегательные
сертификаты, векселя) и прочие денежные средства предприятия;
Средства в расчетах (нам должны) – дебиторская задолженность за товары
и услуги, продукцию, по выданным авансам, полученным векселям, суммы за
подотчетными лицами и др.
Отвлеченные средства – возможны в случае получения предприятием прибыли
как финансового результата работы. Это начисленные налоги и прочие платежи
от прибыли в бюджет или прибыль, использованная на образование фондов
экономического стимулирования и специального назначения. Все виды
хозяйственных средств предприятия составят актив баланса. Зная примерный
состав хозяйственных средств предприятия рассмотрим за счет каких
источников они могут быть образованы и получены.
I Источники собственных средств
Уставной капитал – совокупность в денежном выражении вкладов учредителей
(собственников) в имущество (стоимость основных средств, нематериальных
активов, оборотных и денежных средств) при создании предприятия для
обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными
документами.
Прибыль – сумма превышения доходов над расходами предприятия, полученных
с начала года до отчетного периода, от реализации продукции, работ, услуг,
материальных ценностей, основных средств, включая превышения
внереализационных доходов над расходами.
Добавочный капитал – как источник собственных средств образуется за счет
переоценки основных средств по решению правительства в сторону увеличения
их стоимости или за счет безвозмездного поступления различных активов от
юридических и физических лиц, а также за счет разницы от продажи
собственных акций (превышение продажной цены над номинальной стоимостью
акций).
Резервный капитал – создается за счет прибыли предприятия и предназначен
для покрытия непредвиденных потерь и убытков или выплат дивидендов
учредителям, имеющим привилегированные акции при недостаточности, для этих
целей, прибыли имеющим.
Специальные фонды – предназначены для создания источников,
обеспечивающих расширение производственных площадей, обновление основных
средств (фонд накопления) или создающих базу для материального поощрения
сотрудников, их отдыха (фонд социальной сферы и фонд потребления).
Они образуются за счет прибыли, полученной предприятием в результате
хозяйственной деятельности и остающийся в его распоряжении.
Резервы и финансирование. Резервы – необходимы предприятию для покрытия
расходов и платежей (резерв предстоящих расходов и платежей, резерв по
сомнительным долгам). Они создаются за счет себестоимости или прибыли.
Финансирование – это средства, полученные от других юридических лиц на
выполнение определенного вида работ. Возврату не подлежат.
II Кредиты и другие заемные средства
Кредиты банка – сумма полученных краткосрочных и долгосрочных ссуд банка
на различные цели (приобретение оборудования, материалов, выдачу заработной
платы) с обязательным возвратом и за определенную плату.
Заемные средства – суммы полученные в долг от юридических или физических
лиц на различные цели, по наиболее выгодной процентной ставке.
Расчеты и прочая кредиторская задолжность (мы должны) – сумма
задолжности поставщикам за товары и услуги, по выданным векселям, по
авансам полученным, по оплате труда, по расчетам с бюджетом и организациями
страхования и др. Все указанные источники составят пассив баланса.
Рассмотрев чем и за счет чего обеспечивается производственная
(хозяйственная) деятельность предприятия, отметим ее деление на три
хозяйственных процесса:
Заготовление – приобретаются товарно-материальные ценности различного
вида, необходимые для осуществления производственных и хозяйственных нужд,
и товаров для реализации;
Производство – выполняется основная задача предприятия: изготовляется
продукция, оказываются услуги, выполняется работа;
Реализация – осуществляются договорные обязательства перед заказчиками и
покупателями, а выручка от реализации продукции, выполненных работ и
оказанных услуг зачисляется на расчетный счет или возникает дебиторская
задолжность.
В результате процесса заготовления и производства, путем сопоставления
плановых (сметных) и отчетных показателей выявляется экономия или
перерасход, а в учете процесса реализации – прибыль или убытки. Отсюда
вытекает - что главными задачами бухгалтерского учета являются:
Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использование
материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с
установленными нормами, нормативами и сметами;
Формирование полной достоверной информации о хозяйственных процессах и
финансовых результатах деятельности предприятия, необходимо для
оперативного руководства и управления, а также для использования
инвесторами, покупателями, поставщиками, кредиторами, налоговыми и
банковскими органами;
Выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное
использование, своевременное предупреждение негативных явлений в
хозяйственно-финансовой деятельности.
Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета посредством
использования различных способов и приемов, совокупность которых называется
методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых
главными являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись,
баланс, отчетность, оценка и калькуляция. Использование каждого из данных
элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях,
разработанных и утверждаемых в установленном законодательством порядке.
Кратко перечислим рассмотренные выше элементы метода бухгалтерского
учета.
Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной
операции, предающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные
документы, в том числе на бумажных машиночитаемых носителях информации,
обеспечивают бухгалтерскому учету сплошное непрерывное отражение
хозяйственной деятельности предприятия. К учету принимается только
правильно оформленный документ, а именно тот, в котором заполнены все
реквизиты, предусмотренные стандартами. Установлено, что такими реквизитами
являются: наименование предприятия, наименование документа, его номер,
дата, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и
денежное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную хозяйственную
операцию. Первоочередное к документам своевременность составления, полнота
и достоверность информации, обеспечивающая возможность предварительного и
Страницы: 1, 2, 3
|