| | | | | | |
| | | | | | |
|Средняя заработная плата за | | | | | |
|год |0,358 |0,493 |0,650 |0,135 |0,157 |
|Фондоотдача основных средств| | | | | |
| |0,165 |0,200 |0,231 |0,035 |0,031 |
|Рентабельность в % |2,68 |-0,89 |2,276 |-3,57 |3,166 |
1.2 Формы безналичных расчётов.
Значение и задачи бухгалтерского учёта расчётов
с поставщиками и подрядчиками.
Большинство расчётов между предприятиями, с бюджетом и внебюджетными
фондами производится в виде безналичных платежей.
Безналичные расчёты осуществляются посредством безналичных перечислений по
расчётным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы
корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачётов
взаимных требований через расчётные палаты, а также с помощью векселей и
чеков, заменяющих наличные деньги.
Для хранения денежных средств и операций по расчётам строительные
предприятия, имеющие самостоятельный баланс и собственные оборотные
средства, открывают в учреждениях банков расчётные счета.
Для открытия расчётного счёта строительное предприятие должно в
учреждение выбранного им банка следующие документы:
- заявление на открытие счёта установленного образца;
- нотариально заверенные копии устава предприятия, учредительного
договора и регистрационного свидетельства;
- справку налогового органа о регистрации предприятия в качестве
налогоплательщика;
- копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный
фонд РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования;
- копию письма о присвоении статистических кодов;
- карточку с образцами подписей руководителя, заместителя
руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати предприятия по
установленной форме, заверенную нотариально.
Движение средств на расчётном счёте оформляются платёжными документами.
Денежный чек – письменное распоряжение владельца счёта банку о выплате
указанной суммы денег лицу, на имя которого он выписан. Денежный чек должен
содержать наименование предприятия-чекодателя, номер его расчётного счёта,
сумму к выдаче, паспортные данные получателя, подписи руководителя и
главного бухгалтера, оттиск гербовой печати. По чеку предприятия получают
деньги на выплату заработной платы, хозяйственные и другие расходы.
Объявление на взнос денег наличными – письменное распоряжение
владельца счёта банку зачислить на расчётный счёт деньги, сдаваемые из
кассы. В нём проставляются номер расчётного счёта, сумма взноса и дата.
После сдачи денег в кассу банка, кассир предприятия получает квитанцию,
подтверждающую данную операцию.
Платёжное поручение – письменное распоряжение владельца счёта банку
на перечисление средств с его счёта на счет получателя.
Безналичные расчёты строительные предприятия осуществляют по товарным
и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю – продажу сырья,
материалов, реализацию выполненных строительно-монтажных работ. Их
учитывают на счетах 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчёты
с покупателями и заказчиками».
К нетоварным операциям относят расчёты с коммунальными учреждениями, научно
– исследовательскими организациями и т.д. Их учитывают на счёте 76 «Расчёты
с разными дебиторами и кредиторами».
В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные
расчёты разделяют на иногородние и одногородние. Иногородними называют
расчёты между предприятиями, обслуживаемые отделениями банка, находящимися
в разных населённых пунктах. Их основными формами расчётов являются расчёты
платёжными поручениями – требованиями, аккредитивами, с особых счетов,
денежные переводы. Одногородними называют расчёты между организациями,
обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, находящимися в одном
населённом пункте. Их формами расчётов являются расчёты в порядке плановых
платежей, платёжными поручениями – требованиями, платёжными поручениями и
расчётными чеками.
Расчёты платёжными поручениями – требованиями. При данной форме
расчётов, получатель средств представляет в обслуживающий его банк
расчётный документ, содержащий требования к плательщику об уплате
получателю через банк определённой суммы за товарно-материальные ценности,
выполненные работы и оказанные услуги. Оплата платёжных поручений –
требований может осуществляться с их акцептом и без акцепта. Акцепт в
расчётах означает согласие плательщика на оплату. Плательщик имеет право
отказаться от акцепта счёта в полной сумме в случае отгрузки поставщиком
незаконной, недоброкачественной, нестандартной и т.д. продукции. Частичный
отказ от акцепта может быть при нарушении поставщиком цен, скидок,
поступлении части не заказанной, недоброкачественной и т.д., продукции.
При расчётах платёжными поручениями – требованиями расчёты у
поставщиков отражают как реализацию продукции, т.е. с применением счетов 46
«Реализация продукции (работ, услуг)», 62 «Расчёты с покупателями и
заказчиками». Покупатель использует счета 60 «Расчёт с поставщиками и
подрядчиками», 51 «Расчётный счёт», 63 «Расчёты по претензиям».
Аккредитивная форма применяется в двух случаях: когда она установлена
договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчётов в
соответствие с положением о поставках продукции производственно –
технического назначения и товаров народного потребления. Особенности
аккредитивной формы расчётов состоит в том, что оплату платёжных документов
производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им
продукции.
Аккредитив – это поручение отделения банка покупателя, отделению
банка поставщика, об открытии специального аккредитивного счёта, для
немедленной оплаты поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном
заявлении и в пределах указанной в заявлении суммы. Выплаты по аккредитиву
производят в течении срока его действия в банке поставщика в полной
аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов
и транспортных или приёмо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку
товара.
Аккредитив выставлен за счёт собственных средств и за счёт банковского
кредита. В первом случае выставление аккредитива оформляют следующей
бухгалтерской проводкой: Дт 55/1 «Прочие счета в банках» Кт 51 «Расчётный
счёт». Во втором: Дт 55/1 Кт 90 «Краткосрочные ссуды банка». Оплату счетов
поставщиков с аккредитивного счёта оформляют следующей записью: Дт 60
«Расчёты с поставщиками и подрядчиками» Кт 55/1.
Наиболее распространенной формой безналичных расчётов в строительстве
являются платёжные поручения.
Платёжное поручение представляет собой распоряжение владельца счёта
банку на перечисление денежных средств с его расчётного счёта на счёт
получателя денег. В нём обязательно указывают назначение подлежащих
перечислению сумм. Платёжное поручение передаётся в учреждение банка
плательщика в порядке последующего акцепта после получения получателем
товарно-материальных ценностей или оказанных ему услуг. Расчёты платёжными
поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. К срочным
платежам относятся: авансовые платежи; платежи после отгрузки; частичные
платежи при крупных сделках. Долгосрочный и отсроченный платежи могут иметь
место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения
сторон.
Отражение на счетах бухгалтерского учёта происходит таким же образом,
как и при расчётах, платёжными поручениями – требованиями.
Расчёты чеками. Расчётный чек содержит письменное поручение владельца
счёта (чекодателя) обслуживающему его банку по перечислению указанной в
чеке суммы денег с его счёта на счёт получателя средств (чекодержателя).
Данная форма расчётов всё шире используется при одногородних расчётах.
Расчёты в порядке плановых платежей производят в тех случаях, когда между
подрядчиком и заказчиком сложились устойчивые хозяйственные и расчётные
отношения, а взаиморасчёты носят регулярный характер. Сущность данной формы
заключается в том, что заказчик оплачивает будущую строительную продукцию
равными суммами и в сроки, установленные соглашением. Расчёт в порядке
плановых платежей заказчики отражают на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и
подрядчиками», подрядчики – на счёте 62 «Расчёт с покупателями и
заказчиками».
На стоимость выполненных строительных работ подрядчик делает
следующую бухгалтерскую запись: Дт 36 «Выполненные этапы по незавершённым
работам» Кт 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». Фактическую
себестоимость строительных работ подрядчики списывают следующей проводкой:
Дт 46 Кт 20 «Основное производство».
Расчёт, основанный на зачёте взаимных требований. При данной форме
расчётов взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг к
другу погашаются в равновеликих суммах, и лишь на разницу производится
платёж в установленном порядке.
Взаимные расчёты могут быть разовыми и постоянными, между двумя
организациями или их группой. Сроки и порядок расчётов устанавливаются
соглашением сторон между организациями по согласованию с учреждением банка.
Применение безналичных расчётов сокращает потребность в наличных
деньгах, снижает расходы на денежное обращение, способствует концентрации в
банках свободных денежных средств организаций, обеспечивает их более
надёжную сохранность.
Данные бухгалтерского учёта – это международный язык предприятий всех
уровней. Без правильного ведения учёта невозможно:
- обеспечить контроль над наличием и движением имущества, и
рациональным использованием ресурсов;
- своевременно предупреждать негативные факты в хозяйственной
деятельности, выявлять и мобилизовать резервы, разрабатывать меры по
их использованию;
- получать полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах и
финансовых результатах деятельности;
- правильно рассчитываться с финансовыми органами.
Бухгалтерский учёт обязаны вести все юридические лица действующие на
территории РФ.
Основными задачами бухгалтерского учёта являются:
- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных
процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для
оперативного руководства и управления, а также для использования
налоговыми и банковскими органами, инвесторами, поставщиками,
покупателями, кредиторами и иными заинтересованными организациями и
лицами;
- обеспечение контроля над наличием и движением имущества и рациональным
использованием производственных ресурсов в соответствие с
утверждёнными нормами, нормативами и сметами;
- своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно –
финансовой деятельности;
- выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и
эффективное использование;
1.3 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Значение
и задачи экономического
анализа расчётов с поставщиками и подрядчиками.
Под дебиторской задолженностью понимают задолженность организаций,
работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей
за купленную продукцию, подотчётных лиц за выданные им под отчёт денежные
суммы и др.). Организации и лица, которые являются должниками данной
организации, называются дебиторами.
Кредиторской называют задолженность данной организации другим
организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.
Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них
материальных ценностей, называют поставщиками.
У предприятий систематически складываются расчётные отношения с
покупателями и поставщиками, с рабочими и служащими по заработной плате, с
бюджетными и другими платежами.
Средства, отвлекаемые в расчёты, отражаются в активе баланса в
статьях: товары отгруженные и сданные работы по переданным в банк на
инкассо расчётным документам, сроки оплаты которых не наступили; товары
отгруженные и сданные работы по расчётным документам, не оплаченным в срок
покупателями и заказчиками, и по документам, не переданным в банк в
установленный срок на инкассо в обеспечении ссуд; товары на ответственном
хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта, дебиторская задолженность.
В анализе важное место занимает анализ дебиторской и кредиторской
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|