(контрактов) на капитальное строительство” (приказ Минфина России от 20
декабря 1994 г. № 167);
Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 3/95) “Учет имущества и
обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте”
(приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. № 50);
Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/96) “Бухгалтерская отчетность
организации” (приказ Минфина России от 8 февраля 1996 г. № 10).
Кроме того, организация должна руководствоваться:
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности предприятий и Инструкцией по его применению (приказ Минфина
СССР от 1 ноября 1991 г. №56 с изм.);
нормативными документами, определяющими порядок учета себестоимости
продукции (работ, услуг);
другими нормативными документами по бухгалтерскому учету различных
сфер деятельности организации (инвестиционная деятельность, совместная
деятельность и др.) и видов имущества (основные средства, товарно-
материальные ценности, ценные бумаги, нематериальные активы и др.).
§2. СОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1. Подготовка к составлению бухгалтерской отчетности.
Составлению отчетности должна предшествовать значительная
подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному
специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления
отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных
счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих,
финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены
все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая
результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.
Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современные
предприятия являются сложными объектами учета и калькулирования
себестоимости продукции. Их продукция используется по различным
направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству
вспомогательные производства. При взаимном использовании продукции и услуг
невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции фактические
затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции
предприятия вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное
значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов[4].
Итак, разберем этот вопрос несколько подробнее на примере составления
годового отчета. Этому процессу предшествует проверка правильности ведения
бухгалтерского учета в организации, включающая следующие подготовительные
работы:
1. Сверка итогов аналитического и синтетического учета. Свидетельством
правильности ведения бухгалтерского учета являются:
равенство суммы остатков аналитических счетов, открытых в развитие
определенного синтетического счета, и остатков данного синтетического
счета;
равенство суммы оборотов по дебету или кредиту этих же аналитических
счетов и оборотов по дебету или кредиту синтетического счета.
2. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации.
Инвентаризация – это установление фактического наличия средств и их
источников, произведенных затрат и т.п. путем пересчета остатков в натуре
или путем проверки учетных записей.[5]
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения,
перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них,
устанавливает организация, кроме случаев, когда проведение инвентаризации
обязательно.
Соответствующие статьи бухгалтерского баланса должны подтверждаться
данными инвентаризации имущества, расчетов и обязательств, проводимой в
порядке, установленном приказом Минфина России “Об утверждении Методических
указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств” от 13 июня
1995 г. № 49, с учетом требований и норм Федерального закона “О
бухгалтерском учете”, который подтвердил ранее установленный Положением о
бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации порядок отражения в
бухгалтерском учете расхождений, выявленных во время инвентаризации.
3. Исправления в бухгалтерском учете по выявленным в ходе подготовки к
отчету ошибкам.
В п. 13 Указа Президента Российской Федерации “Об основных
направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению
налоговой и платежной дисциплины” от 8 мая 1996 г. № 685 установлено, что
технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей,
самостоятельно выявленные налогоплательщиками и своевременно доведенные до
сведения налоговых органов, не являются налоговыми нарушениями.
Порядок исправления отчетных данных как текущего, так и прошлого года
определен в подпункте 1.8 Инструкции "О порядке заполнения форм годовой
бухгалтерской отчетности", утвержденной приказом Минфина России №97 от 12
ноября 1996 г.:
3. исправления отчетных данных как текущего, так и прошлого года
(после их утверждения) производится в бухгалтерской отчетности,
составленной за отчетный период, в котором были обнаружены
искажения ее данных, причем исправления вносятся в данные за
отчетный период (квартал, с начала года);
4. если не установлен период совершения искажения, исправление
отчетных данных производится в аналогичном порядке;
5. указанный порядок исправления отчетных данных применяется при
выявлении искажений отчетных данных в ходе проверок и
инвентаризаций, проводимых самой организацией и контролирующими
органами.
В случае установления в ходе проверки годового бухгалтерского отчета
занижения доходов или финансовых результатов в силу отнесения на издержки
производства не связанных с ним затрат исправление в бухгалтерский учет и
отчетность за прошлый год не вносится, а отражается в текущем году как
прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде в корреспонденции со
счетами, по которым допущены искажения.
В тех случаях, когда в затраты на производство продукции включены
расходы, подлежащие отнесению в соответствии с действующим
законодательством на прибыль, остающуюся в распоряжении организации, либо
другие источники или излишне начислены амортизационные отчисления,
исправления осуществляются путем уменьшения соответствующего источника на
сумму указанных расходов (отчислений) в корреспонденции с кредитом счета
“Прибыли и убытки”.
При проверке учетных записей порой могут быть вскрыты и ошибки,
допущенные в исчислении налогов. При этом надо помнить, что в связи с
разделением в настоящее время бухгалтерского и налогового учета при их
исправлении не всегда затрагиваются регистры бухгалтерского учета. В
некоторых случаях исправления следует внести только в налоговые расчеты и
регистры.
4. Расчет и начисление налогов, причитающихся в бюджет.
5. Закрытие счетов по учету прибыли и ее использования. Согласно
установленному порядку ведения бухгалтерского учета в течение отчетного
года все организации формируют финансовый результат своей деятельности на
счете 80 “Прибыли и убытки”. Текущий учет использования прибыли организация
отражает на счете 81 “Использование прибыли”. Этот счет является активным,
его сальдо — дебетовым, означающим сумму использованной в течение отчетного
года прибыли по обязательствам и на собственные нужды.
Таким образом, учет балансовой прибыли и ее использования в течение
года организация осуществляет на разных балансовых счетах: учет прибыли —
на счете 80 “Прибыли и убытки”; учет использования прибыли — на счете 81
“Использование прибыли”.
При составлении годового бухгалтерского баланса заключительными
проводками декабря счета 80 и 81 закрываются. Сальдо по этим счетам по
состоянию на начало каждого нового года должны равняться нулю, поэтому
необходимо полностью списать остатки с данных счетов.
Эта операция, называемая реформацией бухгалтерского баланса[6],
производится каждой организацией один раз в год.
6. Обеспечение сопоставимости отчетных данных с показателями за
соответствующий период предыдущего года.
Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с
данными за отчетный период, первые из названных данных подлежат
корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами.
Каждая корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к
бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием
ее причин (переоценка основных средств, изменение рыночной стоимости акций,
изменение учетной политики в части учета реализации и др.).
Подводя итог данному разделу, разберем некоторые рекомендации, которые
даются специалистами на основе накопленного опыта.
Закрытие счетов начинают со счетов отраслей и производства, имеющих
максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты и
заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным
количеством встречных затрат.
В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в
следующей последовательности:
a) исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают
счет 23 " Вспомогательные производства", распределяют расходы будущих
периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрывают
счета 31 "Расходы будущих периодов", 25 "Общепроизводственные расходы",
26 "Общехозяйственные расходы";
b) калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и
списывают затраты со счета 20 "Основное производство";
c) осуществляют списание затрат со счета 29 "Обслуживание производства и
хозяйства". В порядке последующей очередности производят записи на счетах
по учету капитальных вложений, определяют финансовый результат от
деятельности предприятия и закрывают счет 46 "Реализация продукции
(работ, услуг)", распределяют прибыль и закрывают счет 80 "Прибыли и
убытки".
2.2. Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.
Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке
заполнения этих форм разрабатываются и утверждаются Минфином РФ.
Министерства и ведомства РФ, республик, входящих в состав РФ,
дополнительно к типовым формам могут устанавливать специализированные формы
бухгалтерской отчетности для организаций системы по согласованию
соответственно с министерствами финансов РФ и республик, входящих в состав
РФ.
Организация составляет бухгалтерскую отчетность, отражающую состав
имущества и источники его формирования, включая имущество производств,
хозяйств, иных структурных подразделений, а также филиалов и
представительств, выделенных на отдельный баланс и не являющихся
юридическими лицами.
В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо
собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская
отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на
территории РФ и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Минфином РФ.
Централизованная бухгалтерия, обслуживающая организации, составляет
бухгалтерскую отчетность, в которой отражаются состав имущества этих
организаций и источники его формирования.
Министерства, ведомства и другие федеральные органы исполнительной
власти составляют сводную бухгалтерскую отчетность по организациям, по
которым на них возложены координация и регулирование деятельности.
Объединения юридических лиц, созданные на добровольных началах
организациями (союзы, ассоциации), составляют сводную бухгалтерскую
отчетность в порядке, установленном в учредительных документах этих
объединений.
Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31
декабря включительно.
Первым отчетным годом для создаваемых организаций считается период с
даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь
созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым отчетным
годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|