годовой отчетности.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от
21.11.96 г. № 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская
отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность
организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской
отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами
подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.
Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также
указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов
Российской Федерации.
Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета,
утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности
банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их
заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов
Российской Федерации.
В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности
организации, критериями которой являются, широта рынков сбыта продукции,
включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в
частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и
др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень
эффективности использования ресурсов организации и др.
Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике
важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд
лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических
мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей
годовой бухгалтерской отчетности.
Все большая ориентация отечественной бухгалтерской отчетности на
внешних пользователей, а также на предоставление недостаточно детальной
информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных
стран.
За 2000 г. годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом
Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н включает:
бухгалтерский баланс — форма № 1;
отчет о прибылях и убытках - форма № 2;
отчет об изменениях капитала — форма № 3;
отчет о движении денежных средств — форма № 4;
приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;
специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами
Российской Федерации, для организаций системы по согласованию
соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик;
итоговую часть аудиторского заключения.
Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую
проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в
составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и
движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3,
4 и 5) и пояснительную записку.
Если указанные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить
аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то они также
могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3,
4 и 5, если отсутствуют соответствующие данные.
Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе
годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (форма №
4), а также при отсутствии соответствующих данных — Отчет об изменениях
капитала (форма № 3) и Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
Общественные организации (объединения), не осуществляющие
предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества
оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую
отчетность не составляют.
Указанные организации в составе годовой бухгалтерскому отчетности не
представляют отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств
(формы № 3 и 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и
пояснительную записку.
§ 2. Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности
Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности,
определены Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская
отчетность организации» (ПБУ 4/99).
Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность,
целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного
периода, правильность Оформления. Они являются дополнительными по отношению
к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету
«Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98).
Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская
отчетность должна давать достоверное и полное представление об
имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых
результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается
бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил,
установленных нормативными актами системы нормативного регулирования
бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется
недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом
положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую
отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
Для достижения достоверного и полного отражения финансовых результатов
и финансового положения организации при составлении отчетности в
исключительных случаях (например, при национализации имущества) допускается
отступление от правил, установленных ПБУ/4.
Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской
отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено
одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей
бухгалтерской отчетности перед другими.
Требование целостности означает необходимость включения в
бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях,
осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами,
представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на
отдельные балансы.
Требование последовательности означает необходимость соблюдения
постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях
и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.
В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности
должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с
аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении
оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные
предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.
Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве
отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря
включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается
последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового
бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев для периодической
бухгалтерской отчетности, например, для отчетности за январь-февраль в
високосные годы — 29 февраля).
Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных
принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской
Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом,
ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).
В ПБУ/4 определены подходы к раскрытию существенной информации,
ориентированные на ее важность для заинтересованных пользователей.
§ 3. Порядок составления бухгалтерских отчетов
Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым
к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть
обеспечено, соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный
период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех
производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение
данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и
балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление
записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании
надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним
технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.
Составлению отчетности должна предшествовать значительная
подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному
специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления
отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных
счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих,
финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены
все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая
результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.
Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современные
организации являются сложными объектами учета и калькулирования
себестоимости продукции. Их продукция используется по различным
направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству
вспомогательные производства.
При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех
случаях отнести на асе объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то
часть затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуждены
отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет
обоснование последовательности закрытия счетов.
Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило выработать
следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств,
имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные
затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и
максимальным количеством встречных затрат. В соответствии сданным подходом
закрытие счетов осуществляют в следующей последовательности.
В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных
производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Во вторую
очередь распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные и
общехозяйственные расходы и закрываются следующие счета: 31 «Расходы
будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные
расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей
производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После
этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживание производства и
хозяйства».
В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по
учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от
деятельности организации, и закрываются счета 46 «Реализация продукции
(работ, услуг)», 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48
«.Реализация прочих активов», распределяется прибыль и закрывается счет 80
«Прибыли и убытки».
При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном
данные Главной книги.
Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31
декабря включительно.
Первым отчетным годом для создаваемых организаций считается период с
даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь
созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым отчетным
годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего
года включительно.
Данные вступительного баланса должны соответствовать данным
утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|