достоверности исчисления финансового результата.
5. Оформление результатов аудиторской проверки и предложений для
аудиторского заключения.
Аудиторская проверка заканчивается оформлением двух итоговых
документов — акта аудиторской проверки бухгалтерского учета и достоверности
отчетности и аудиторского заключения.
В акте аудиторской проверки с достаточной подробностью и
доказательностью, однако без включения малосущественных деталей, аудиторы
сообщают клиенту о проделанной работе, о ее основных направлениях и о том,
какие из этих направлений подвергнуты сплошной проверке, а какие —
выборочной. После этого указываются выявленные недостатки в
последовательности, соответствующей их значимости. При этом в акте наряду с
отмеченными недостатками должны быть изложены конкретные рекомендации по их
исправлению и недопущению в будущем. Вместе с тем аудиторы не должны сами
делать такие исправления, то есть выполнять работу персонала бухгалтерии.
Акт аудиторской проверки является строго конфиденциальным документом,
с содержанием которого аудиторы не вправе без согласия на это клиента
знакомить третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных действующим
законодательством (выявление хищений, мошенничества и других особых
случаев). В связи с этим акт аудиторской проверки составляется в двух
экземплярах, одни из которых передается аудиторами лично главному
бухгалтеру предприятия или лицу, его замещающему, а второй экземпляр
остается в аудиторской организации, проводившей проверку, для последующего
контроля за устранением выявленных недостатков.
После подготовки проекта акта аудиторы знакомят с его содержанием
руководство предприятия, рассматривают высказанные при этом возражения и
замечания, при необходимости вносят в акт соответствующие коррективы и
подписывают его.
Аудиторское заключение — официальный документ, дающий оценку
достоверности бухгалтерского учета и отчетности аудируемого предприятия,
подтвержденный подписью имеющего лицензию руководителя проверяющей группы
аудиторской фирмы и печатью этой фирмы. В случае, если проверка
осуществлялась самостоятельным независимым аудитором, имеющим лицензию, то
подтверждение заключения производится его подписью и личной печатью.
Возможны четыре вида аудиторских заключений:
заключение без замечаний (безоговорочное заключение);
заключение с замечаниями (заключение с оговорками);
отрицательное заключение;
заключение не дается совсем, либо дается отказное заключение.
Первый вид заключения аудиторами дается в том случае, если не было
обнаружено ошибок и недостатков в отчетности, а финансовое положение
устойчиво и, по мнению аудиторов, не вызывает каких-либо опасений. Однако
такое положение маловероятно и, скорее всего, имеет место один из двух
вариантов: ошибки аудиторами найдены, но вносить соответствующие
исправления нецелесообразно, либо аудиторская проверка произведена
недостаточно профессионально или недобросовестно.
Заключение с замечаниями делается при выявлении аудиторами отдельных
легко устранимых недостатков, в целом не меняющих положительной оценки
состояния бухгалтерского учета и отчетности. По всем выявленным недостаткам
аудиторы обязаны дать свои рекомендации и проконтролировать их выполнение.
Отрицательное заключение дается в случае выявления серьезных нарушений
и запущенности бухгалтерского учета и отчетности, в связи с чем
бухгалтерская документация квалифицируется как недостоверная.
Четвертый вариант завершения аудиторской проверки возможен, если
аудиторам не предъявляются все материалы, необходимые для оценки состояния
бухгалтерского учета и отчетности. В результате аудиторы вынуждены
прекратить проверку, официально уведомив об этом предприятие и свою
вышестоящую организацию.
2.5. Содержание и порядок составления аудиторского заключения.
В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в
Российской Федерации по результатам аудиторской проверки подготавливается
аудиторское заключение, состоящее из трех частей: вводной, аналитической и
итоговой.
Протоколом N 1 от 9 февраля 1996 г. Комиссией по аудиторской
деятельности при Президенте Российской Федерации был одобрен Порядок
составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности .
В соответствии c этими нормативными документами аудиторское заключение
должно содержать:
а) во вводной части:
- наименование аудиторской фирмы (фамилия, имя, отчество аудитора),
юридический адрес, данные государственной регистрации, номер и дата выдачи
лицензии (с указанием вида аудита и срока действия лицензии), банковские
реквизиты.
б) в аналитической части:
- наименование экономического субъекта и временные рамки проверяемого
периода,
- результаты экспертизы системы внутреннего контроля и состояния
бухгалтерского учета в экономическом субъекте,
- факты выявленных в ходе проверки существенных нарушений порядка
ведения бухгалтерского учета, повлекшие за собой искажение бухгалтерской
отчетности и связанные с этим недоимки по налогам и обязательным платежам и
сборам.
в) в итоговой части:
- констатация вывода о полной достоверности (недостоверности, условной
достоверности - при условии исправления выявленных ошибок) бухгалтерской
отчетности проверяемого экономического субъекта.
Каждая страница аудиторского подписывается аудитором, проводившим
проверку: и заверяется его личной печатью.
Аудиторское заключение брошюруется вместе с бухгалтерской отчетностью и
предоставляется для ознакомления исполнительной дирекции и акционерам
(участникам) экономического субъекта.
При этом всем внешним заинтересованным лицам (в налоговые службы, в
кредитные учреждения, в средства массовой информации - в случае публикации
баланса, и т.п.) предоставляется только итоговая часть аудиторского
заключения, содержащая вывод о степени достоверности бухгалтерской
отчетности.
6. Аудит учета МБП на складе
Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ
выделены 2 критерия отнесения предметов к МБП:
1. Временной, в соответствии с которым предметы со сроком полезного
использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости,
учитываются в составе средств в обороте;
2. Стоимостной. Предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-
кратного размера ( для бюджетной организации - 50-кратного)
установленного законодательством РФ минимального размера месячной
оплаты труда (МРОТ) за единицу независимо от срока их полезного
использования учитываются в составе МБП.
Руководитель организации имеет право установить меньший лимит стоимости
предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе средств в
обороте. Кроме того, независимо от вышеуказанных критериев к МБП также
относят: специальные инструменты и приспособления, предназначенные для
серийного и массового производства определенных изделий или для
изготовления индивидуального заказа; специальную одежду и обувь, а также
постельные принадлежности, форменную одежду, предназначенную для выдачи
работникам организации; орудия лова, лесозаготовительные предметы и т.д.
При проверке организации учета движения МБП на складах прежде всего
надо проконтролировать организацию складского хозяйства и контрольно-
пропускной системы. Далее проверяют, как организован складской учет МБП и
как ведется контроль со стороны бухгалтерии. Предприятия могут применять
3 основных варианта учета движения материалов на складах: оперативно-
бухгалтерский (сальдовый) метод, карточно-документационный, бескарточный.
Если применяется сальдовый метод, то аудитор проверяет ведомости по
приходу и расходу материалов, сверяет итоговые данные этих ведомостей с
сальдовыми ведомостями. Второй метод предусматривает составление в
бухгалтерии количественно-суммовых оборотных ведомостей по группам
материалов. В этом случае аудитор просматривает эти ведомости и проводит
сверку остатков с карточками складского учета. Обычно осуществляется
выборочная сверка, так как сплошной контроль- весьма трудоемкая операция.
Третий метод – наиболее эффективный. Он применяется, как правило,
при использовании ПК. В этом случае карточки складского учета в обычном
варианте не ведутся. Сам процесс складского учета организуется на ПК , а
за определенные периоды (месяц, квартал ) составляются оборотные
ведомости. Аудитор знакомится с имеющимися документами, выясняет, как
ведется сверка данных складского учета с бухгалтерскими данными.
Выданные персоналу спецодежда и спецобувь отражаются в ведомости
учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений
(ф.№ МБ-7).Она заполняется в двух экземплярах кладовщиком структурного
подразделения. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй- у
кладовщика. Списание одежды оформляется актами на списание МБП (ф.№ МБ-
8). Сдачу рабочими спецодежды в случае увольнения, перевода на другую
работу оформляют накладными. На предприятии должен быть установлен
контроль за сроками нахождения спецодежды, спецобуви и предохранительных
приспособлений в эксплуатации. Для этого рекомендуют ставить штамп с
указанием даты выдачи работникам.
Отпуск спецодежды за наличный расчет рассматривается как
реализация и проводится через счет 48 "Реализация прочих активов".
Особенно важен четко налаженный учет инструментов и
хозинвентаря, т.к. они могут неоднократно использоваться в
производственном процессе и вновь поступать на склад. Приобретенные или
поступившие из производства инструменты и приспособления передаются на
центральный инструментальный склад, затем в инструментальные раздаточные
кладовые цехов, откуда выдаются рабочим. В зависимости от срока и времени
использования инструментов на рабочих местах их подразделяют на
постоянные (используемые рабочими ежедневно) и оборотные ( используемые
непродолжительное время- час, смену).
Для учета различных предметов, выданных работнику из раздаточной
кладовой цеха для длительного пользования, открывается карточка учета МБП
(ф.№ МБ-2), которая хранится в картотеке кладовой. Записи в карточки
выполняют по приходу- на основе лимитных карт или требований-накладных;
по расходу- на основании актов на списание МБП.
Списание поломанных, изношенных, утерянных МБП оформляется актами
выбытия (ф.№ МБ-4, МБ-8). На основании этих актов в описях отражается
списание инвентаря с баланса предприятия. Поскольку описи являются
регистрами аналитического, то для сверки с данными синтетического учета
составляют оборотную ведомость. В ней для каждой описи отводится одна
строка, по которой отражаются остатки хозинвентаря и его движение.
Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих
предприятию МБП предназначен счет 12 "МБП". Этот счет по отношению к
балансу является активным, а по содержанию относится к группе счетов по
учету производственных запасов.
Счет 12 "МБП" имеет 3 субсчета:
12-1 "МБП в запасе"
12-2 "МБП в эксплуатации"
12-3 " Временные (нетитульные) сооружения"
Синтетический учет осуществляется в Главной книге в обобщенном виде
(без подразделения по субсчетам) и в денежном выражении.
По субсчету 1 учитывают поступившие или изготовленные на предприятии
МБП, находящиеся на складе. Покупные МБП приходуют на основании счетов-
фактур поставщиков, собственного производства - на основании нарядов,
актов, накладных. Покупные ценности (без НДС), предметы собственного
производства- по учетным ценам с корректированием впоследствии до
фактической с/с.
Проверяя записи в карточках складского или в ведомостях по счету 12
следует установить, нет ли среди них предметов, относящихся к ОС. Если
руководитель предприятия установил меньший предел стоимости,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|