определяется как разность между выручкой от реализации (без акциза, НДС,
издержки обращения, затраты на производство). Торговля – сумма наценок и
надбавок, скидок. Аудитор проверяет правильность отражения прибыли (убытка)
в балансе (ф. №1) и от чете о финансовых результатах и их использовании (ф.
№2) по данным аналитических и синтетических регистров на счете «Прибыли и
убытки», Главной книги, решений собраний учредителей и др.
Все статьи баланса должны подтверждаться материалами инвентаризации,
которая проводится не ранее октября текущего года, поэтому аудитор
проверяет правильность их оформления и отражения на счетах бухгалтерского
учета. По результатам такой проверки аудитор может сделать заключение о
достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности на предприятии.
Аудитор устанавливает, есть ли в бухгалтерии распределение
обязанностей между отдельными сотрудниками и структурными подразделениями
бухгалтерии. Аудитор так же определяет соответствие фактического наличия
работников учета штатной численности, укомплектованность и текучесть
работников учета, соблюдение трудовой дисциплины.
Аудитор так же выясняет, ознакомлены ли работники бухгалтерского учета
со всеми участками работы по учету деятельности предприятия.
Аудитор проверяет графики предоставления отчетности, пояснительной
записки и годового отчета, а так же как на предприятии выполняются
замечания налоговых служб, финансовых органов, банков по текущей и
периодической отчетности. Аудитор изучает все замечания по текущей и
годовой отчетности, поступающей на предприятие от местных финансовых
органов, налоговых служб, выясняет, что сделано руководителем предприятия
для устранения недостатков и улучшения ФХД.
Для уверенности в правильности составлении бухгалтерского баланса (ф.
№1), отчета о финансовых результатах и их использовании (ф. №2) и отчета о
финансово-имущественном состоянии предприятия (ф. №3) аудитору необходимо
проверить взаимную согласованность показателей финансовой отчетности.
После того, как аудитор проверил взаимную согласованность показателей
финансовой отчетности предприятия за контролируемый год и обнаружил
определенный отклонения, он, вместе с главным бухгалтером предприятия
устанавливает их причины. Если нужно, в отчетность руководством предприятия
вносятся необходимые коррективы. Убедившись в достоверности финансовой
отчетности, составленной по данным бухучета, подтвержденного первичной
документацией о хоздеятельности предприятия, аудитор имеет основания
подтвердить правильность ее составления.
2. АУДИТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ.
2.1. Аудит расчетов с поставщиками, покупателями и заказчиками, дебиторами
и кредиторами.
Одним из важнейших моментов, которые характеризуют финансовое
состояние предприятия, является состояние расчетов с дебиторами и
кредиторами.
Расчеты между контрагентами осуществляются через учреждения банков
путем безналичного расчета, мини имущества (бартер), погашения долговых
обязательств.
Основными заданиями аудита расчетов являются:
1) установление реальности дебиторской и кредиторской задолженности;
2) проверка наличия просроченной дебиторской и кредиторской
задолженности;
3) установление дебиторской и кредиторской задолженности, по которой
прошел срок позывной давности;
4) проверка списания задолженности, срок позывной давности, по которой
прошел;
5) проверка правильности учета дебиторской и кредиторской
задолженности в зависимости от принятого метода определения
реализации и видов реализации;
6) проверка правильности и обоснованности списания задолженности.
Источниками информации для поведения аудита расчетов поставщиками,
покупателями из заказчиками, дебиторами и кредиторам являются:
1. Регистр синтетического учета и отчетность (баланс (ф. № 1), Главная
книга).
2. Регистр синтетического и аналитического учета расчетов (журналы-
ордера №№ 6,11,8,7; ведомости №№ 16,15 и др.).
3. Первичные документы по учету расчетов (накладные, счета-фактуры,
договора и др.).
Нормативная база:
1. Положение «Про организацию бухгалтерского учета отчетности в
Украине», утвержденное Постановлением КМУ от 03/04/1993 г. № 250.
2. «Указания про организацию бухгалтерского учета в Украине»,
утвержденные приказом Минфина от 07/05/1993 г. № 25.
3. Инструкция «Про инвентаризацию основных средств, нематериальных
активов, товаро-материальных ценностей, денежных средств,
документов и расчетов», утвержденная приказом Минфина от 11/08/94
г. № 69.
4. Закон Украины «Про налогообложение доходов предприятий», от
28/12/94 г. № 334/94-ВР.
5. Закон Украины «Про внесение изменений и дополнений в Закон Украины
«Про налогообложение доходов предприятий» от 22/05/97 г. № 283/97-
ВР.
6. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 10 «Дебиторская
задолженность, утвержденное приказом Минфина Украины от 08/10/99
г. № 237.
7. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 11 «Обязательства»,
утвержденное приказом Минфина Украины от 31/01/2000г. № 20.
2.2. Учет расчетов.
Для учета бухгалтерских расчетов после 01/01/2000 г. используют такие
бухгалтерские счета:
Счет 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На этом счете ведется учет
расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные товаро-материальные
ценности, использованные в работе и оказанные услуги.. по дебету сч. № 63
отражается погашение, списание задолженности за полученные от поставщиков и
подрядчиков товаро-материальных ценностей, принятых работ, услуг, по
кредиту – задолженность предприятия. Счет 63 имеет такие субсчета:
631 «Расчеты с отечественными поставщиками»;
632 «Расчеты с иностранными поставщиками».
1. Счет 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками», который имеет такие
субсчета:
- 361 «Расчеты с отечественными поставщиками»;
- 362 «Расчеты с иностранными поставщиками».
По дебиту счет а 36 отражается продажная стоимость реализованной
продукции, товаров, выполненных работ также, по кредиту – сумма платежей,
которые поступили на счета предприятия, в кассу, другие виды расчетов.
Аудит расчетов проводится в несколько этапов.
На первом этапе необходимо установить, не является ли указанная в
балансе задолженность просроченной.
На втором этапе рассматривается дебиторская иди кредиторская
задолженность, срок действия которой прошел.
Срок действия согласно с 71 ст. Гражданского кодека Украины составляет
3 года.
После этого проверяется правильность списания предприятием дебиторской
задолженности, срок давности которой прошел.
2.3. Учет и аудит расчетов с подотчетными лицами.
Предприятие ведет расчет со своими работниками, которые есть в учетном
составе по суммам, выданным подотчет на служебные командировки, поточные
нужды, закупку сельскохозяйственной продукции и др. выдчача средств
производится в соответствии с положением про ведение кассовых операций в
народном хозяйстве Украины.
Нормативные документы, которые регламентируют учет расчетов с
подотчетными лицами
1. Инструкция про служебные командировки в пределах Украины и на
территории стран СНГ, утвержденная приказом Минфина Украины от
15/05/95 г. № 80.
2. Инструкция «Про порядок ведения кассовых операций в народном
хозяйстве Украины», утвержденная постановлением Нацбанка Украины от
02/02/1995 г. № 21.
3. «Нормы отчисления затрат на командировки в пределах Украины и за
границу», утвержденные постановлением КМУ от 05/01/98 г. № 10.
4. Закон «Про внесение изменений в Закон Украины «Про налогообложение
прибыли предприятий» от 22/05/97 г.
5. Приказ ГНАУ «Про утверждение формы свидетельства про командировку»
от 28/07/97 г. № 260.
6. «Инструкция про служебные командировки в пределах Украины и за
границу», утвержденная приказом Минфина от 13/03/98 г. № 59.
Учет расчетов с подотчетными лицами. Для учета расчетов с работниками
по суммам, выданным подотчет до 01/01/2000 г., использовался счет 71
«Расчет с подотчетными лицами». После 01/01/2000 г. для учета расчетов с
подотчетными лицами используется субсчет 372 « Расчеты с подотчетными
лицами». Сальдо субсчета 372 может быть как дебетовым, так и кредитовым.
Регистром для учета расчетов с подотчетными лицами является журнал-ордер №
7. Он является комбинированным регистром, который содержит в себе
аналитический и синтетический учет с линейной формой записи.
Аудитор начинает проверять расчеты с подотчетными лицами с изучения
операция предприятия, связанных с выдачей денег подотчет.
Важное место при проведении аудита расчетов с подотчетными лицами
принадлежит проверке целевого назначения и правомерности затрат ими
полученных сумм. Эта проверка осуществляется путем сравнения сумм
авансового отчета по видам выдач с документами, которые подтверждают
фактическое поступление этих ценностей на склад. В связи с введением
кассовых операций в ходе аудита следует обращать внимание проверке
своевременности отчета про использование средств и возврату сумм
неиспользованного аванса.
Аудит затрат на командировки предусматривает:
1) проверку фактического времени пребывания в командировке для
определения правильности расчета сумм суточных. Время
устанавливается по отметкам в удостоверениях на командировку про
день прибытия на место командировки и день отбытия из места
командировки.
2) проверку затрат ан проезд до места командировки и в обратном
направлении. Правомерность отчисления работнику вышеуказанных
затрат проверяется путем сравнения отметок в удостоверении на
командировку с датами, указанными в проездных билетах и документах
на оплату проживания.
Аудитор обязательно должен установить связь обосновывающих документов
относительно командировки с основной деятельностью предприятия
(приглашений, договоров, контрактов).
Последним этапом аудита расчетов с подотчетными лицами является
проверка достоверности записей, связанных с учетом подотчетных сумм. Она
устанавливается путем сравнения записей в журнале-ордере №7 с авансовыми
отчетами и кассовыми документами. Данные журнала-ордера №7 должны сходиться
с данными Главной книги и баланса предприятия.
Методика проведения аудита расчетов с поставщиками, покупателями и
заказчиками, дебиторами и кредиторами.
| |Этап проверки |Реестр учета |Процедура аудита |
| | | | |
|1. |Проверка правильности|Накладные, |Ознакомление с основными |
| |учета |счета-фактуры, |направлениями расчетов |
| | |платежные поручения |предприятия (безналичные, |
|1.1.| |договора, |наличные, бартерный обмен, |
| |Общее ознакомление с |журналы-ордера №№ 6,8, |применение векселей) |
| |расчетами |Главная книга, баланс | |
| | |(ф. 1) | |
|1.2.|Определение |Накладные, |Проверка реальности дебиторской |
| |реальности |счета-фактуры, |и кредиторской задолженности, |
| |отображения в балансе|платежные поручения |отраженной в балансе (ф. 1) |
| |дебиторской и |договора, |путем проведения экспертизы |
| |кредиторской |журналы-ордера №№ 6,8, |отгрузочных документов, актов |
| |задолженности |Главная книга, баланс |сверки и т.д. |
| | |(ф. 1) | |
|1.3.|Проверка учета |Журналы-ордера №№ 6, 8,|Определение правильности ведения|
| |расчетов |Главная книга, баланс |учета расчетов в зависимости от |
| | |(ф. 1) |операций (безналичные, наличные,|
| | | |бартерный обмен, применение |
| | | |векселей) в соответствии с |
| | | |действующим законодательством |
|2. |Проверка наличия и | | |
| |списания дебиторской | | |
| |и кредиторской | | |
| |задолженности, по | | |
| |которой прошел срок | | |
| |позывной давности | | |
|2.1.|Определение |Накладные, |Установление наличия дебиторской|
| |просроченной |счета-фактуры, |задолженности, по которой прошел|
| |дебиторской |платежные поручения |срок позывной давности; проверка|
| |задолженности и |договора, |порядка ее списания и учета |
| |порядок ее списания |журналы-ордера №№ 6,8, | |
| | |Главная книга, баланс | |
| | |(ф. 1) | |
|2.2.|Определение |Накладные, |Установление наличия |
| |просроченной |счета-фактуры, |кредиторской задолженности, по |
| |кредиторской |платежные поручения |которой прошел срок позывной |
| |задолженности и |договора, |давности; проверка порядка ее |
| |порядок ее списания |журналы-ордера №№ 6,8, |списания и учета |
| | |Главная книга, баланс | |
| | |(ф. 1) | |
|2.3.|Проверка |Накладные, |Ознакомление с порядком списания|
| |обоснованности и |счета-фактуры, |дебиторской и кредиторской |
| |правильности списания|платежные поручения |задолженности, определение их |
| |другой задолженности |договора, |причин и обоснования в |
| | |журналы-ордера №№ 6,8, |соответствии с действующим |
| | |Главная книга, баланс |законодательством |
| | |(ф. 1) | |
|3. |Подтверждение |Накладные, |Сравнение данных первичных |
| |достоверности |счета-фактуры, |документов с регистрами |
| |задолженности, |платежные поручения |аналитического и синтетического |
| |отраженной в балансе |договора, |учета. Определение достоверности|
| |предприятия |журналы-ордера №№ 6,8, |отраженной в балансе предприятия|
| | |Главная книга, баланс |кредиторской и дебиторской |
| | |(ф. 1) |задолженности. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдов Г.М. Аудит: Учебное пособие. – К.: Общество «Знание», КОО 2001
г.
2. Белуха Н.Т. Аудит: Учебник. – К.: «Знание», КОО 2000 г.
3. Приложение к еженедельнику «Бизнес» - «Бухгалтерия» – 2000-2001 год.
Страницы: 1, 2
|