(содержанием, смыслом). Знак выступает аналогом не только какого-либо объекта,
но и общепринятого представления об этом объекте или классе объектов, он может
вообще не иметь предметного аналога, выражая абстрактное понятие или объект, в
действительности не существующий (“единорог”). В процессе функционирования в
человеческом общении знак может получать дополнительные значения (коннотации),
зачастую весьма объёмные и отвлечённые (так, слово “красный” означает не только
цвет, но и определённую политическую принадлежность), носящие ассоциативный
характер и локализующиеся в самых разных культурных общностях (этнических,
профессиональных, семейных и др.). Помимо предметного и смыслового значения
знак может иметь также экспрессивное значение - выражать при употреблении
определённые чувства, эмоции, настроения”.<...>
“Исключая те случаи, когда знак похож на обозначаемый объект (таковы иконические
знаки), ”означение и понимание знака целиком и полностью обусловлено
знакомством индивида с существующими конвенциями, его “словарным запасом”.
<...> Один и тот же знак в разных субкультурах может пониматься
по-разному .Смысл знака косный, отношения знака и смысла всегда имеют
переносное значение, “несмотря на многочисленность и многообразие, они всегда
метафоричны , то есть определённым образом унифицируют, искажают
действительность, объединяя феноменальные объекты и значения под одним и тем же
именем”. <...>
“Знак может быть не только элементом знаковой системы (языка), но и элементом
знаковой последовательности (текста). При этом применение и смысл знака
обусловлены также его связями с другими элементами (знаками) текста,
обеспечивающими смысловую цельность текста. <...>
Знак-индекс, иконический знак, знак-символ ( от лат. индекс- указатель;
гр. эйкон - образ; гр. симболон - половинка монеты, знак принадлежности к
“своим”) - классификация отношений между означаемым и означающим компонентом
знака ( или, иными словами, отношений между планом содержания и планом
выражения знака) по двум признакам: смежность/сходство
действительность/предписанность. Американский логик Ч.С.Пирс классифицировал
отношения между формой и содержанием знака тремя способами. В зависимости от
сочетания этих признаков, в знаке можно выделить три полюса: знак-индекс,
знак-икона и знак-символ . “Смежность обоих компонентов знака [имеется в
виду означаемое и означающее] действительна, фактична в индексальном знаке, но
навязана, предписана в знаке-символе. В иконическом знаке, присущее ему
действительное, фактическое сходство находит свой логически предсказуемый
коррелят в предписанном сходстве, характерном для “искусства”, и именно по этой
причине, встраивается в целое, которое теперь уже навсегда является
четырехчастным единством семиотических способов образования знака”.
В искусстве, в процессе выполнения ритуала, при играх и при некоторых
патологических состояниях психики люди пользуются иконическими знаками как
знаками-символами, и знаками-символами - не как условными, а как присущими
самой природе явлениями.
В большинстве знаков присутствуют все три полюса: индексальный, иконический и
символический, но есть знаки, в которых один из этих полюсов выражен сильнее
других. Такие знаки можно определить как
1) знаки-индексы - они имеют в виду отношения между формой и содержанием,
создаваемые на основе их существующей в действительности, фактической
смежности; 2) в случае иконических знаков отношение между означаемым и
означающим осуществляется за счёт фактического сходства; 3) знак-символ
образует отношение между означающим и означаемым на основе предписанной,
конвенциональной, условной смежности. “Лучший”, по мнению Пирса, такой знак,
в котором иконическая, индексальная и символическая части “равномерно
перемешаны”.
Приведём примеры знаков, в которых один из полюсов выражен сильнее других, но
другие полюсы тоже присутствуют. Типичный знак-индекс ( он несёт также
иконическую и символическую часть) - знак в виде нарисованной руки, он как
бы “говорит”: “Вот! То, что Вы ищите, находится там, куда указывает эта
рука”. Иконический знак - икона с изображением Спасителя, обращаясь с
молитвой к иконе, верующие обращаются к божеству. Изображение на иконе -
портретное изображение Спасителя, выполненное, тем не менее, по православным
символическим канонам. Пример символического знака - булатный меч как
выразитель власти (“Всё возьму, сказал булат”) в обществе, не употребляющем
при реальном установлении власти в качестве оружия булатный меч.
Знаковая система - совокупность знаков (чаще всего однотипных),
обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными
правилами образования, осмысления и употребления её элементов и служащая для
осуществления индивидуальных и коллективных коммуникативных и трансляционных
процессов [т.е. процессов непосредственного общения и передачи информации на
расстоянии].
Помимо естественного языка (на котором мы говорим), в человеческом обществе
есть ряд иных знаковых систем, или языков. Таковы, например, научные языки:
языки логики, математики, химии, радиоэлектроники, языки программирования;
языки нотных записей, знаки и правила дорожного движения и др. В качестве
знаковых систем можно рассматривать искусство: музыку и хореографию, мир
архитектуры и моды, гербовые знаки, эмблематику, церемонии. Знаки,
составляющие знаковые системы человека, могут быть вербальными (словесными),
жестовыми, графическими, образными, формализованными, иконическими,
индексальными и символическими. Характеризуя знаковые системы, принято
раскрывать способы их формального воплощения, закономерности синтактики,
семантики и прагматики.
Проблема человеческих “языков” по отношению к естественному языку - это
проблема “двойного перевода”: с естественного языка на иные языковые системы и
наоборот . Основное отличие языка человека от иных знаковых систем человека
выразил лингвист Р.Якобсон: “У естественного и формализованного языка
существует такой важный тип синтаксической структуры, который невыразим иными
средствами - это суждения общие и особенно суждения отождествляющие.
Именно это преимущество обеспечивает могущество и главенство языка в
человеческом мышлении и познавательной коммуникации”.
Важным свойством знаковой системы выступает её способность быть переведённой
в другую знаковую систему.
Информация (лат. информаре - изображать) - сведения, которые снимают
существовавшую до их получения неопределённость (К.Шеннон, 1948). Для живых
организмов информация - “энергетически слабое взаимодействие, воспринимаемое
организмом как закодированное сообщение о возможности многократно более мощных
влияний на него со стороны других организмов или факторов среды и вызывающее
его ответную реакцию; отражение разнообразия, то есть воспроизведение
разнообразия одного объекта в другом объекте в результате их взаимодействия”.
В числе математических дисциплин, соприкасающихся с языком, находится
теория информации, которую ее основоположник, американский ученый К. Шеннон,
определил так: “Теория информации изучает процесс передачи информации по
каналам связи”, где передача мыслится по схеме: источник - передатчик - канал -
приемник - получатель.
Для уяснения этого процесса вводятся понятия: а) код - произвольная
система заранее установленных знаков или символов; б) вероятностью называется
степень соответствия принятого сообщения переданному сообщению; в) алфавит -
набор знаков кода; г) текст - последовательность знаков данного
сообщения; д) канал - среда, по которой передаются знаки кода, с учетом помех
и “шумов”; е) сама информация измеряется особой единицей, которая называется
бит, что значит «двоичная единица». Бит - количество информации, получаемое
при выборе из двух равновероятных, равновозможных сообщений; ж) избыточность -
это разность между теоретически возможной передающей способностью какого-либо
кода и средним количеством передаваемой информации. Избыточность выражается в
процентах к общей передающей способности кода; например, передача каждого
сигнала дважды создает избыточность в 50%; з) энтропия - мера недостающей
информации и степень неопределенности сообщений; если вероятность равна 1, то
энтропия равна 0, если вероятность равна 0, то энтропия равна бесконечности; и)
алгоритм - совокупность точных правил описания, кодирования или
перекодирования какой-либо информационной системы.
В теории информации К.Шеннона “отвлекаются от человеческого аспекта в
информационных процессах, в частности от содержания (смысла) сообщений, от их
ценности для получателя”.<...>Определение количественной меры определения
информации повлекло за собой “использование информационных методов в
социологии, лингвистике, биологии и других науках”.
Контекст (лат. контэкстум - тесная связь) -”законченный в смысловом
отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения
смысла отдельного входящего в него слова или фразы” (***).
Лингвистика (лат. лингва - язык) - языкознание; “учение о языке,
исследующее закономерности его структуры, функционирования и развития,
включающее сравнение отдельных языков с целью выявления генетических и
типологических связей между ними.
Метафора (гр. метафора - перенос) - оборот речи, при котором перенос
названия с одного объекта на другой осуществляется на основе сходства тех или
иных признаков этих двух объектов. Сходство, лежащее в основе метафорического
переноса, может быть “внешним” (материально выраженным): сходство формы,
свойств, назначения, общность функций и др.; сходство может быть “внутренним”,
т.е. сходством не внешних признаков объектов, а ощущения, впечатления, оценки
человека, который производит метафору. Различают метафоры общеязыковые и
метафоры индивидуально-авторские.
Перенос названия с одного объекта на другой возможен благодаря полисемии
(многозначности) человеческого языка, основанной на свободной, условной связи
означаемого и означающего компонентов знака и на способности людей одного
социума строить одинаковые обобщения. Примеры метафор, основанных: а)
на сходстве формы: гнездо птицы / гнездо - отверстие в доске
на дне лодки, в которое вставляется низ мачты; б) на сходстве свойств: идти
в применении к человеку / идти - о времени; в) на свойстве назначения:
вокзал железнодорожный дал название речному вокзалу; г) на сходстве
функций: перо стальное / перо “перьевой” ручки и т.д. Авторская
метафора: “пыль глотала дождь в пилюлях” (Б. Пастернак).
Свойство знака быть произвольным, изменчивым, символичным рождает способность
метафорического переноса одних и тех же означающих на разные означаемые.
Такие свойства знака, как конвенциальность, консервативность, обусловленность
рождают закрепление означающих за определёнными означаемыми, и, тем самым,
рождают антиметафоричность данного знака в данном контексте. Название разных
предметов и явлений одним словом выступает метафорой, которая признана
обществом и поэтому не осознаётся.
Метонимия ( гр. метонимия - переименование) - оборот речи, при котором
перенос названия с одного объекта на другой производится не на основании
сходства, как при метафоре, а на основании смежности, т.е. соприкасания вещей в
пространстве и во времени (“съел целую тарелку”), на основании
причинно-следственных связей (“приём студентов продолжен / в этом году
удачный приём в вузе”); возможны метонимические переносы названия с
процесса на результат (“набор книги занял три месяца / набор
книги рассыпали”). “Разновидностью метонимии является синекдоха (от гр.
синекдохе - выражение намёком) - перенос названия с части на целое ( по
латинской формуле pars pro toto - “часть вместо целого”), например: “полк в сто
штыков” вместо “полк в сто солдат, имеющих штыки”; “бегал за каждой
юбкой” вместо “бегал за каждой женщиной, одетой в юбку”. Встречаются
интернациональные метонимии, например, язык - орган в полости рта /
язык - система звуковых знаков: “русский язык”, “родной язык”.
Метонимия, как и метафора - проявление полисемии (многозначности) слов
человеческого языка. Полисемия слова не мешает говорящим понимать друг
друга. В речевом акте каждый раз реализуется какое-то одно из значений
многозначного слова, используется один из его семантических вариантов.
Окружающий речевой контекст и сама ситуация общения снимают полисемию и
достаточно ясно указывают, какое из значений имеется в виду. За исключением
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|